Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка, знакомство с произведением «Приёмыш».
Предметные: познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа.
- познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст, выделяют основную мысль произведения и нравственный урок;
- регулятивные: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения; самостоятельно выполняют задания учителя, проявляют интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки), учебник, доска, видеоматериал.
Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы | Виды контроля |
Мотивационный 2 мин | Словесный (беседа, рассказ) | Приветствие. - Послушайте притчу, она называется «Два волка» Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину. — Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Как вы понимаете смысл этой притчи? | Высказывают мнения. | Ф. | Устный контроль учителя. |
Речевая разминка 3 мин | Словесный | -Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. Раз-два-три. Ра-ра-ра – вот высокая гора. Ро-ро-ро – у Тани новое ведро. Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору. Ры-ры-ры -у нас воздушные шары. Ре-ре-ре – спит собака в конуре. Ри-ри-ри – загорелись фонари. Рю-рю-рю – я в окошко посмотрю. Ря-ря-ря – мы поймали пескаря. -А теперь прочтите ее с ускорением. А теперь прочитаем скороговорку: Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: -Уходи, пока не поздно! Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. | Читают. | Ф. | Устный контроль учителя. |
Проверка домашнего задания 5 мин | Словесный | - Вашим домашним заданием было выучить наизусть одно стихотворение по выбору. Давайте послушаем (5 человек). | Рассказывают стихотворения, ставят оценки друг другу. | И. | Устный контроль учителя, взаимоконтроль. |
Самоопределение к деятельности 4 мин | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | - Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы» Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе? - Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приемыш» - Кто такой приёмыш? Перед чтением, предположите, кого автор называет «Приёмышем»? - Какую цель мы поставим на урок? - Давайте составим план нашего урока: 1. Узнать о жизни и творчестве писателя Д. Мамина-Сибиряка 2. Познакомиться с рассказом «Приёмыш» | - Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди. Предполагают. - Выяснить кто являются главными героями рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | Ф. | Устный контроль учителя. |
Подготовительная работа 5 мин | Словесный Практический | - Давайте познакомимся с автором этого произведения Дмитрием Маминым-Сибиряком. Посмотрим видеоролик. - Что вы запомнили из жизни Мамина-Сибиряка? - Кто являются героями сказок Мамина-Сибиряка? - Какая любимая книжка у писателя? Почему? | Смотрят. - Животные. - Алёнушкины сказки. | | Устный контроль учителя. |
Словарная работа 3 мин | Наглядный (карточки) Практический | - Перед тем, как мы начнем читать произведение, давайте узнаем значение сложных и непонятных слов. - Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают и соедините слова с их определениями. Сайма - рыбацкая стоянка Доспехи - воинское снаряжение Заводь - речной залив Бобылём - в одиночестве Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Протока - речка, соединяющая два водоёма Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Увечить - физически расправиться, калечить Божья тварь - всё живое, созданное Богом | Выполняют. | П. | Устный контроль учителя, самоконтроль. |
Физминутка 1 мин | | - Давайте мы вами немного отдохнем и выполним физминутку. Встали тихо, потянулись, Дышим ровно, глубоко Руки мы к плечам прижали, И локтями повращали. Раз- присели, два- нагнулись Три подпрыгнули легко. | | | |
Первичное восприятие Произведения 7 мин | Комбинированное чтение | - Откройте учебник на с.76. Будем читать произведение по частям, абзацам. (чтение рассказа с.76-79) - Я начну читать, затем буду просить кого-то из вас продолжить, следите за текстом. | Читают рассказ. | | Устный контроль учителя. |
Проверка первичного Восприятия 2 мин | Словесный (эмоционально-оценочная беседа) | -Какие чувства и эмоции у вас после прочтения? -Какой герой рассказа вам понравился? - Как вы относитесь к поступку Тараса, то что он приютил лебедя к себе? Как бы вы поступили на его месте? - Какой момент вам запомнился больше всего? | Высказывают мнения. | Ф. И. | Устный контроль учителя. |
Второе чтение и Анализ 5 мин | Словесный (беседа, выборочное чтение) | Предлагает поработать с текстом рассказа и поискать в нем ответы на вопросы. - Кто оказался Приёмышем? - Почему лебедя называют приемышем? - Назовите главных героев рассказа. - Где происходят события в рассказе? - Как Приёмыш оказался у Тараса? - Как Тарас относится к приёмышу? - Найдите в тексте слова, характеризующие Тараса и его жизнь. - А что вы можете сказать о Соболько? Как собака относится к лебедю? - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с.79, к какой части она относится? | - Лебедь. - Охотники застрелили его родителей. - Тарас, Соболько, лебедь. - События происходят на озере. - Тарас решил приютить птицу. - Тарас относится к лебедю как к близкому человеку, считает её умной птицей. - Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли - Сначала собака боялась лебедя, потом подружились. | Ф. П. | Контроль учителя. |
Рефлексия 2 мин | Словесный (беседа) | - Вспомним цель урока. Мы выполнили ее? - Что вы запомнили о писателе? - Как вы думаете, чем закончится рассказ? | | Ф. | Самоконтроль. |
Инструктаж домашнего задания 1 мин | Словесный (объяснение) | - Домашним заданием будет дочитать рассказ (с. 80-83) и пересказать отрывок с.78, одна страничка. | | Ф. | |