СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»


Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка, знакомство с произведением «Приёмыш».


Планируемые результаты:


Предметные: познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа.


Метапредметные:


- познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст, выделяют основную мысль произведения и нравственный урок;


- регулятивные: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


- коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.


Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения; самостоятельно выполняют задания учителя, проявляют интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.


Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки), учебник, доска, видеоматериал.









Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля

Мотивационный

2 мин

Словесный (беседа, рассказ)


Приветствие.

- Послушайте притчу, она называется «Два волка»

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
       — Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
       Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
       — А какой волк в конце побеждает?
       Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
       — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.



- Как вы понимаете смысл этой притчи?









































Высказывают мнения.


Ф.

Устный контроль учителя.

Речевая разминка

3 мин

Словесный

-Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. Раз-два-три.

Ра-ра-ра – вот высокая гора.

Ро-ро-ро – у Тани новое ведро.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

Ры-ры-ры -у нас воздушные шары.

Ре-ре-ре – спит собака в конуре.

Ри-ри-ри – загорелись фонари.

Рю-рю-рю – я в окошко посмотрю.

Ря-ря-ря – мы поймали пескаря.



-А теперь прочтите ее с ускорением.



А теперь прочитаем скороговорку:



Мишка брёл лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

-Уходи, пока не поздно!

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.









Читают.

Ф.

Устный контроль учителя.

Проверка домашнего задания

5 мин

Словесный

- Вашим домашним заданием было выучить наизусть одно стихотворение по выбору. Давайте послушаем (5 человек).

Рассказывают стихотворения, ставят оценки друг другу.

И.

Устный контроль учителя, взаимоконтроль.

Самоопределение к деятельности

4 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


- Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы»

Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?



- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приемыш»

- Кто такой приёмыш?

Перед чтением, предположите, кого автор называет «Приёмышем»?

- Какую цель мы поставим на урок?



- Давайте составим план нашего урока:
1. Узнать о жизни и творчестве писателя Д. Мамина-Сибиряка

2. Познакомиться с рассказом «Приёмыш»



















- Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди.

Предполагают.

- Выяснить кто являются главными героями рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».






Ф.

Устный контроль учителя.

Подготовительная работа

5 мин

Словесный

Практический

- Давайте познакомимся с автором этого произведения Дмитрием Маминым-Сибиряком. Посмотрим видеоролик.

- Что вы запомнили из жизни Мамина-Сибиряка?

- Кто являются героями сказок Мамина-Сибиряка?

- Какая любимая книжка у писателя? Почему?

Смотрят.









- Животные.



- Алёнушкины сказки.


Устный контроль учителя.

Словарная работа

3 мин

Наглядный (карточки)

Практический

- Перед тем, как мы начнем читать произведение, давайте узнаем значение сложных и непонятных слов.

- Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают и соедините слова с их определениями.



Сайма - рыбацкая стоянка

Доспехи - воинское снаряжение

Заводь - речной залив

Бобылём - в одиночестве

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Протока - речка, соединяющая два водоёма

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Увечить - физически расправиться, калечить

Божья тварь - всё живое, созданное Богом











Выполняют.

П.

Устный контроль учителя, самоконтроль.

Физминутка

1 мин


- Давайте мы вами немного отдохнем и выполним физминутку.

Встали тихо, потянулись,
Дышим ровно, глубоко

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.




Первичное

восприятие

Произведения

7 мин

Комбинированное чтение

- Откройте учебник на с.76. Будем читать произведение по частям, абзацам. (чтение рассказа с.76-79)

- Я начну читать, затем буду просить кого-то из вас продолжить, следите за текстом.










Читают рассказ.


Устный контроль учителя.

Проверка

первичного

Восприятия

2 мин

Словесный (эмоционально-оценочная беседа)


-Какие чувства и эмоции у вас после прочтения?

-Какой герой рассказа вам понравился?

- Как вы относитесь к поступку Тараса, то что он приютил лебедя к себе? Как бы вы поступили на его месте?

- Какой момент вам запомнился больше всего?

Высказывают мнения.










Ф.

И.

Устный контроль учителя.

Второе чтение и

Анализ

5 мин

Словесный (беседа, выборочное чтение)

Предлагает поработать с текстом рассказа и поискать в нем ответы на вопросы.

- Кто оказался Приёмышем?

- Почему лебедя называют приемышем?


- Назовите главных героев рассказа.

- Где происходят события в рассказе?

- Как Приёмыш оказался у Тараса?

- Как Тарас относится к приёмышу?



- Найдите в тексте слова, характеризующие Тараса и его жизнь.

- А что вы можете сказать о Соболько? Как собака относится к лебедю?

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с.79, к какой части она относится?





- Лебедь.

- Охотники застрелили его родителей.

- Тарас, Соболько, лебедь.

- События происходят на озере.

- Тарас решил приютить птицу.

- Тарас относится к лебедю как к близкому человеку, считает её умной птицей.

- Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли

- Сначала собака боялась лебедя, потом подружились.


Ф.

П.

Контроль учителя.

Рефлексия

2 мин

Словесный

(беседа)


- Вспомним цель урока. Мы выполнили ее?

- Что вы запомнили о писателе?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?





Ф.

Самоконтроль.

Инструктаж домашнего задания

1 мин

Словесный (объяснение)

- Домашним заданием будет дочитать рассказ (с. 80-83) и пересказать отрывок с.78, одна страничка.



Ф.


























Сайма

физически расправиться, калечить

Доспехи

рыбацкая стоянка

Заводь

всё живое, созданное Богом

Бобылём

обучать, подвергая суровой системе воспитания

Муштровать

воинское снаряжение

Протока

речной залив

Церемония

в одиночестве

Увечить

речка, соединяющая два водоёма

Божья тварь

торжественный обряд, порядок совершения чего-то