Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №16
Методическая разработка
урока литературного чтения
в 4 классе
по теме:
«Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей
(по рассказу А.Куприна «Слон»
Учитель нач.классов
Зуева И.А.
Иркутск
2023 г.
Тема урока:«Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей (по рассказу А.Куприна «Слон»)
Александр Иванович Куприн « Слон»
Цель : через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известными способами действия (выборочный пересказ текста, развёрнутый ответ на вопрос ) и понимания границ его применения ;
воспитывать доброту силой художественного слова .
Задачи:
формирование умения анализировать и интерпретировать повествовательное произведение в жанре рассказа ;
формирование умения раскрывать авторский замысел и наблюдать за способами его раскрытия ;
формирование личностных качеств читателя способного оценивать индивидуальный авторский стиль, поступки персонажей, события, которые способствуют изменению внутреннего мира персонажей;
формирование регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, действий контроля и оценки;
Тип урока: урок контроля и оценки
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
-С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (А.И.Куприн «Слон»)
Начнем наш урок с эпиграфа
- Что такое эпиграф?
Эпиграф – это цитата, пословица, помещаемая автором сразу после названия произведения, у нас главы.
«Можно стать богатым
И капитал накопить,
Но ценности есть,
Которые не купить.»
- Как вы думаете, этот эпиграф подходит по смыслу к произведению «Слон» А. Куприна?
Почему?
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Чем бы хотели поделиться?
-Определите его жанр? (художественный рассказ)
-Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)
- Нам он дается в адаптированном варианте, т. е. в сокращении. В основе содержания – сюжет. Какой он по характеру? (доступный, занимательный, динамичный, держит в напряжении на протяжении всего чтения.)
- Какова композиция сюжета? (последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода, диалоговая)
- Какие элементы сюжета присутствуют (завязка – кульминация – развязка – эпилог).
-Назовите персонажей рассказа (Надя, отец Нади, мама Нади, доктор, немец- директор зверинца, слон.)
III .Мотивация
-Что вы знаете о слоне ? Какой он ?
Сообщения детей
Слоны - это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 т весом. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу, Хоботом он защищается от врага. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли.
Слоны совсем не медлительные, как принято считать . Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрение погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу
Слон олицетворяет мудрость, силу и благоразумие. В Древней Индии слон - символ священной мудрости, царского достоинства, проницательностьи, интеллекта, верность, миролюбия, процветания, счастья.
-В каких крылатых выражениях используется слово « слон» ?
Крылатые выражения: (у детей было домашнее задание подобрать крылатые слова и выражения со словом слон)
Дома вы должны были подобрать крылатые слова и выражения со словом слон
Сейчас каждая группа получит одно такое выражение, в течении одной минуты обсудит значение этой фразы и коротко представит значение этой фразы. Остальные группы должны внимательно послушать и либо соглашаются с предложенным вариантом, либо предлагают свой.
Слона и не приметил .
Как слон в посудной лавке .
Делать из мухи слона .
Как слон .
"Слоны слонять" значит: шататься без дела, слоняться.
Для учителя :
Не заметить главного .
О большом , нескладном человеке , оказавшемся в тесноте , среди крупных вещей .
Придать чему-либо незначительному большое значение .
Неуклюжий , громоздкий , неповоротливый.
"Слоны слонять" значит: шататься без дела, слоняться.
IV . Постановка учебной задачи
Сегодня мы продолжаем работать с произведением А.Куприна «Слон»
-Вы уже познакомились с рассказом. Расскажите, как развиваются события рассказа, обсудив цепочку развития действий. По одному высказыванию от группы. ( Дерево высказываний. Высказывается та группа, на столе которой, дерево высказываний)
Для учителя: В произведении Куприна “ Слон” рассказывается о девочке и её новом друге слоне .Девочка очень долго болела, ничего ей не помогало выздороветь . Однажды в её жизни появился слон ,который принёс ей веру в себя . Девочка выздоровела .
-Если бы события в рассказе развивались не так, как задумала Надя, каким бы был финал рассказа ?
- Что помогло Наде выздороветь?
-Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой
Задача урока – постараться разгадать авторский замысел рассказа, понять внутренний мир человека, его чувства и переживания , его мечты и надежды, мир его воображения .
V. Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями -Вопросы ко всем
-Почему Надя попросила слона?
-Почему слон, которого принёс отец, девочке не понравился?
-В какое мгновенье просьба дочери кажется папе прихотью?
- Что мы чувствуем в словах отца? (раздражение), а потом что? (отчаяние, невозможность выполнить просьбу больной дочери, бессилие).
-Как меняется состояние отца после разговора с дочерью?
- Что происходит с папой? (размышление, принятие важного решения)
- Какие строчки говорят об этом?
- Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему?
-Как выдумаете, могло ли быть на самом деле то, что рассказывает
А .И. Куприн ? Почему? Что кажется вам более невероятным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону.
VI .Открытие нового (знания, способа действия)
Давайте обсудим в группах следующие проблемы. Докажите своё мнение, обращаясь к тексту .
)Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина зверинца ) исполнить просьбу девочки ?
) Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть ещё два маленьких ?
)Желание маленькой девочки Нади увидеть слона –это каприз или мечта ?
Как девочка понимает “дружбу” со слоном? (проявляет уважение: обращается на вы, интересуется именем слона, как провел ночь, пил ли он чай, общие интересы и общение, показывает слону все самое ценное, интересуется его мнением, желание всегда быть рядом.)
Зачем в рассказе так подробно описывается что ест девочка и слон, разве это так важно? Найдите фрагменты, где говорится о еде и подумайте над этим вопросом. (все это подробности выздоровления Нади, возвращения ее к жизни)
VII. Физкультминутка (показывают заранее подготовленные дети. (учитель ведет) (под композицию южно-корейского композитора Дейдрим)
1.Повороты головы вправо-влево -6 раз.
2. наклоны головы вперед, касаясь подбородком груди, назад – пытаясь достать затылком спины.
3. растяжки- 2-вперед, 2- вверх, 2- вправо, 2- влево, один – назад. Прогнувшись, 0дин – наклон вперед.
4. Размять уши по контуру от верхнего края до мочки. Растираем пальцами основания ушей.
5. Восьмерки – правой рукой, двигаются только глаза (8 раз), левой рукой (8 раз), двумя руками (руке сжаты в замок, пальцы вперед) (8 раз)
6. Ролтоны – стараемся дотянуться правым локтем до левого колена, затем меняем положение.
7. Диафрагмальное дыхание.
VIII. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
- Выборочное чтение.- группами
Давайте прочитаем описание слона( стр . 62 )
-Кто же внимательно рассматривает слона ? Надя? Автор? (автор видит слона глазами девочки)
- какой литературный прием использует автор? (сравнение)
Дети высказываются, зачитывают эпизод
- Как вы думаете, почему поправилась Надя? (Потому что сильно привязалась к слону, он оказался тем сильным и большим другом, в котором так нуждалась Надя)
-В чём заключается тайна слона?
Дети высказываются, зачитывают эпизод
-Рассказ А. Куприна “Слон” удивительный пример добра, волшебства в реальном мире.
-О чем же этот рассказ. (О силе родительской любви, о том, что сбывшаяся мечта самое лучшее лекарство)
- Обоснуйте свой ответ.
-Давайте послушаем 2 сообщения о А.И. Куприне
XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)
1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.
2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
“Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”
– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
– В чем их важность?
Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
X .Подведение итогов.
Каким вам показался финал рассказа : ожидаемым или неожиданным ?
- Каждое произведение – это всегда загадка, а отгадывает ее лучше тот, кто внимательно читает авторский текст. Для того, чтобы открыть, понять авторский замысел, мы с вами знаем уже не один способ. Он связан с раскрытием смысла заглавия произведения. Каждый автор, продумывая то или иное заглавие, акцентирует внимание читателя на чём-то важном .
Подумайте ,почему рассказ А .И. Куприна назван “ Слон” ? Что включено в это название? (Слон – это мечта, которая помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь - символ того, что все можно преодолеть, если любишь. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости, щедрости. Когда даришь людям свою любовь, душа становится, богаче, сердечнее, отзывчевее.)
-Конечно ,слон- это очень важный образ в рассказе .
– Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее могут победить любые болезни.)
– Совпало ли мнение автора и читателя? (Да, добро, тепло, искренность, мечта Куприна о теплых отношениях в детстве, этого у него не было.
4.Работа в группах.
-Я предлагаю подготовить краткий пересказ, но для этого выбрать критерий оценивания пересказа. Группа сама принимает решение какой пересказ готовить и выбирает критерии из предложенных)
( каждой группе по две карточки , они должны выбрать для своей работы критерии )-8 карточек.
Карточка 1
Правильно выбрано содержание пересказа.
Переданы все детали описания:
-Какая квартира?
-Какие родители?
-Общий вид комнаты.
-Описание слона.
-Встреча.
3. Использованы авторские изобразительные средства.
Карточка 2
Фрагмент точно ограничен: всё важное включено и нет лишнего.
Передано всё ,что относится к слону и девочке.
Прозвучали – авторские слова.
Пересказ плавный, без остановок, речь грамотная.
-Сравните два набора критериев и оцените их.
- Какой набор выбрали? Почему?
10.Самостоятельная работа ( группы получают задания )
1гр. Пересказ от имени Нади.
2 гр. Пересказ от имени слона.
3гр. Пересказ от имени отца.
4гр. Пересказ от имени хозяина зверинца.
5 гр. Пересказ от имени доктора.
5.Отчёт групп.(спикер выбирает отвечающего или выступает сам )
XI. Итог
Какое настроение вызвало произведение?
-Кому из героев сочувсствовали?
-Как поняли замысел автора?
- Какие мысли запомнили?
-Чему научил рассказ? (Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту могут совершить настоящее чудо, Главное – вовремя протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам, а главное никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами.
XII. Рефлексия.
Составьте «синквейн» на тему: « Слон»
1.-ая строка- Кто? Что?-1 сущ.
2-ая строка- Какой? 2 прилаг.
3—Что делает? 3 глагола
4-Как помог Наде? Фраза из 4 слов
5-Кто? Что? Новое звучание темы-1 сущ.
9. Оцените свою работу по критериям
Домашнее задание: перечитать текст стр. 55-67, чтение по ролям.
А.И. Куприн в своем произведении показал, что любовь и умение видеть личность в любом человеке и в ребенке в том числе способны победить болезнь.