СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №16


















Методическая разработка

урока литературного чтения

в 4 классе

по теме:

«Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей

(по рассказу А.Куприна «Слон»





Учитель нач.классов

Зуева И.А.





Иркутск

2023 г.


Тема урока:«Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей (по рассказу А.Куприна «Слон»)

Александр Иванович Куприн « Слон»

Цель : через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известными способами действия (выборочный пересказ текста, развёрнутый ответ на вопрос ) и понимания границ его применения ;

воспитывать доброту силой художественного слова .

Задачи:

формирование умения анализировать и интерпретировать повествовательное произведение в жанре рассказа ;

формирование умения раскрывать авторский замысел и наблюдать за способами его раскрытия ;

формирование личностных качеств читателя способного оценивать индивидуальный авторский стиль, поступки персонажей, события, которые способствуют изменению внутреннего мира персонажей;

формирование регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, действий контроля и оценки;

Тип урока: урок контроля и оценки


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (А.И.Куприн «Слон»)

Начнем наш урок с эпиграфа

- Что такое эпиграф?

Эпиграф – это цитата, пословица, помещаемая автором сразу после названия произведения, у нас главы.

«Можно стать богатым

И капитал накопить,

Но ценности есть,

Которые не купить.»

- Как вы думаете, этот эпиграф подходит по смыслу к произведению «Слон» А. Куприна?

Почему?

-Какое впечатление произвело на вас это произведение?

- Чем бы хотели поделиться?

-Определите его жанр? (художественный рассказ)

-Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)

- Нам он дается в адаптированном варианте, т. е. в сокращении. В основе содержания – сюжет. Какой он по характеру? (доступный, занимательный, динамичный, держит в напряжении на протяжении всего чтения.)
- Какова композиция сюжета? (последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода, диалоговая)

- Какие элементы сюжета присутствуют (завязка – кульминация – развязка – эпилог).

-Назовите персонажей рассказа (Надя, отец Нади, мама Нади, доктор, немец- директор зверинца, слон.)



III .Мотивация

-Что вы знаете о слоне ? Какой он ?

Сообщения детей

Слоны - это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 т весом. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу, Хоботом он защищается от врага. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли.

Слоны совсем не медлительные, как принято считать . Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрение погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу

Слон олицетворяет мудрость, силу и благоразумие. В Древней Индии слон - символ священной мудрости, царского достоинства, проницательностьи, интеллекта, верность, миролюбия, процветания, счастья.

-В каких крылатых выражениях используется слово « слон» ?

Крылатые выражения: (у детей было домашнее задание подобрать крылатые слова и выражения со словом слон)

Дома вы должны были подобрать крылатые слова и выражения со словом слон

Сейчас каждая группа получит одно такое выражение, в течении одной минуты обсудит значение этой фразы и коротко представит значение этой фразы. Остальные группы должны внимательно послушать и либо соглашаются с предложенным вариантом, либо предлагают свой.

  1. Слона и не приметил .

  2. Как слон в посудной лавке .

  3. Делать из мухи слона .

  4. Как слон .

  5. "Слоны слонять" значит: шататься без дела, слоняться.

Для учителя :

  1. Не заметить главного .

  2. О большом , нескладном человеке , оказавшемся в тесноте , среди крупных вещей .

  3. Придать чему-либо незначительному большое значение .

  4. Неуклюжий , громоздкий , неповоротливый.

  5. "Слоны слонять" значит: шататься без дела, слоняться.

IV . Постановка учебной задачи

Сегодня мы продолжаем работать с произведением А.Куприна «Слон»

-Вы уже познакомились с рассказом. Расскажите, как развиваются события рассказа, обсудив цепочку развития действий. По одному высказыванию от группы. ( Дерево высказываний. Высказывается та группа, на столе которой, дерево высказываний)

Для учителя: В произведении Куприна “ Слон” рассказывается о девочке и её новом друге слоне .Девочка очень долго болела, ничего ей не помогало выздороветь . Однажды в её жизни появился слон ,который принёс ей веру в себя . Девочка выздоровела .

-Если бы события в рассказе развивались не так, как задумала Надя, каким бы был финал рассказа ?

- Что помогло Наде выздороветь?

-Сформулируйте тему урока.

  • «Мир глазами ребёнка. Взаимопонимание взрослых и детей (по рассказу А.Куприна «Слон»)

- Какие задачи поставим перед собой

Задача урока – постараться разгадать авторский замысел рассказа, понять внутренний мир человека, его чувства и переживания , его мечты и надежды, мир его воображения .

V. Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями -Вопросы ко всем

-Почему Надя попросила слона?

-Почему слон, которого принёс отец, девочке не понравился?

-В какое мгновенье просьба дочери кажется папе прихотью?

- Что мы чувствуем в словах отца? (раздражение), а потом что? (отчаяние, невозможность выполнить просьбу больной дочери, бессилие).

-Как меняется состояние отца после разговора с дочерью?

- Что происходит с папой? (размышление, принятие важного решения)

- Какие строчки говорят об этом?

- Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему?

-Как выдумаете, могло ли быть на самом деле то, что рассказывает

А .И. Куприн ? Почему? Что кажется вам более невероятным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону.


VI .Открытие нового (знания, способа действия)

Давайте обсудим в группах следующие проблемы. Докажите своё мнение, обращаясь к тексту .

    1. )Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина зверинца ) исполнить просьбу девочки ?

    2. ) Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть ещё два маленьких ?

    3. )Желание маленькой девочки Нади увидеть слона –это каприз или мечта ?

    4. Как девочка понимает “дружбу” со слоном? (проявляет уважение: обращается на вы, интересуется именем слона, как провел ночь, пил ли он чай, общие интересы и общение, показывает слону все самое ценное, интересуется его мнением, желание всегда быть рядом.)

    5. Зачем в рассказе так подробно описывается что ест девочка и слон, разве это так важно? Найдите фрагменты, где говорится о еде и подумайте над этим вопросом. (все это подробности выздоровления Нади, возвращения ее к жизни)


VII. Физкультминутка (показывают заранее подготовленные дети. (учитель ведет) (под композицию южно-корейского композитора Дейдрим)

1.Повороты головы вправо-влево -6 раз.

2. наклоны головы вперед, касаясь подбородком груди, назад – пытаясь достать затылком спины.

3. растяжки- 2-вперед, 2- вверх, 2- вправо, 2- влево, один – назад. Прогнувшись, 0дин – наклон вперед.

4. Размять уши по контуру от верхнего края до мочки. Растираем пальцами основания ушей.

5. Восьмерки – правой рукой, двигаются только глаза (8 раз), левой рукой (8 раз), двумя руками (руке сжаты в замок, пальцы вперед) (8 раз)

6. Ролтоны – стараемся дотянуться правым локтем до левого колена, затем меняем положение.

7. Диафрагмальное дыхание.


VIII. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

- Выборочное чтение.- группами

Давайте прочитаем описание слона( стр . 62 )

-Кто же внимательно рассматривает слона ? НадяАвтор? (автор видит слона глазами девочки)

- какой литературный прием использует автор? (сравнение)

Дети высказываются, зачитывают эпизод

- Как вы думаете, почему поправилась Надя? (Потому что сильно привязалась к слону, он оказался тем сильным и большим другом, в котором так нуждалась Надя)

-В чём заключается тайна слона?

Дети высказываются, зачитывают эпизод

-Рассказ А. Куприна “Слон” удивительный пример добра, волшебства в реальном мире.

-О чем же этот рассказ. (О силе родительской любви, о том, что сбывшаяся мечта самое лучшее лекарство)

- Обоснуйте свой ответ.

-Давайте послушаем 2 сообщения о А.И. Куприне



XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)

1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.

2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
“Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”

– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
– В чем их важность?

Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

X .Подведение итогов.

Каким вам показался финал рассказа : ожидаемым или неожиданным ?

- Каждое произведение – это всегда загадка, а отгадывает ее лучше тот, кто внимательно читает авторский текст. Для того, чтобы открыть, понять авторский замысел, мы с вами знаем уже не один способ. Он связан с раскрытием смысла заглавия произведения. Каждый автор, продумывая то или иное заглавие, акцентирует внимание читателя на чём-то важном .

  • Подумайте ,почему рассказ А .И. Куприна назван “ Слон” ? Что включено в это название? (Слон – это мечта, которая помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь - символ того, что все можно преодолеть, если любишь. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости, щедрости. Когда даришь людям свою любовь, душа становится, богаче, сердечнее, отзывчевее.)

  • -Конечно ,слон- это очень важный образ в рассказе .

  • – Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее могут победить любые болезни.)

  • – Совпало ли мнение автора и читателя? (Да, добро, тепло, искренность, мечта Куприна о теплых отношениях в детстве, этого у него не было.

4.Работа в группах.

-Я предлагаю подготовить краткий пересказ, но для этого выбрать критерий оценивания пересказа. Группа сама принимает решение какой пересказ готовить и выбирает критерии из предложенных)

( каждой группе по две карточки , они должны выбрать для своей работы критерии )-8 карточек.

Карточка 1

  1. Правильно выбрано содержание пересказа.

  2. Переданы все детали описания:

-Какая квартира?

-Какие родители?

-Общий вид комнаты.

-Описание слона.

-Встреча.

3. Использованы авторские изобразительные средства.

Карточка 2

  1. Фрагмент точно ограничен: всё важное включено и нет лишнего.

  2. Передано всё ,что относится к слону и девочке.

  3. Прозвучали – авторские слова.

  4. Пересказ плавный, без остановок, речь грамотная.

-Сравните два набора критериев и оцените их.

- Какой набор выбрали? Почему?

10.Самостоятельная работа ( группы получают задания )

1гр. Пересказ от имени Нади.

2 гр. Пересказ от имени слона.

3гр. Пересказ от имени отца.

4гр. Пересказ от имени хозяина зверинца.

5 гр. Пересказ от имени доктора.

5.Отчёт групп.(спикер выбирает отвечающего или выступает сам )

XI. Итог

Какое настроение вызвало произведение?

-Кому из героев сочувсствовали?

-Как поняли замысел автора?

- Какие мысли запомнили?

-Чему научил рассказ? (Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту могут совершить настоящее чудо, Главное – вовремя протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам, а главное никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами.

XII. Рефлексия.

Составьте «синквейн» на тему: « Слон»

1.-ая строка- Кто? Что?-1 сущ.

2-ая строка- Какой? 2 прилаг.

3—Что делает? 3 глагола

4-Как помог Наде? Фраза из 4 слов

5-Кто? Что? Новое звучание темы-1 сущ.

9. Оцените свою работу по критериям

  1. Домашнее задание: перечитать текст стр. 55-67, чтение по ролям.

А.И. Куприн в своем произведении показал, что любовь и умение видеть личность в любом человеке и в ребенке в том числе способны победить болезнь.