Тема: стихотворение В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".
Цель: Создание условий для формирования у учащихся представлений о писателе В. Я. Брюсове и его стихотворениях"Опять сон"и "Детская".
· умение работать в паре.
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы раб. | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Мотивационный этап | Словесный Наглядный(презентация) | - Здравствуйте, ребята. -Обратите внимание на высказывание на слайде, как вы его понимаете? "Люди перестают мыслить, когда перестают читать." | -приветствие -если мы будем мало читать, у нас будет маленький словарный запас и тогда мы не сможем передать множество наших мыслей. | Ф | Устный контроль |
2. | Речевая разминка | Словесный Наглядный(презентация) | -Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. раз- два-три Ва-ва-ва – вот высокая трава. Вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву – васильков букет нарву. Ви-ви-ви – только много их не рви. - а теперь прочитайте её для себя в пол голоса. А сейчас прочитаем скороговорку хором на счёт три , стройным голосом, раз- два - три: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - а теперь прочтите её с ускорением. | -хором вместе с учителем выполняют речевую разминку | Ф. | Устный контроль |
4. | Самоопределение | Словесный (беседа,) Наглядный(учебник, карточки, презентация) Практическая | -просит открыть учебник на стр. 37 -Ребята, мы закончили раздел "Страна детства", давайте вспомним какие мы прочли произведения из этого раздела? -Давайте вспомним, кто написал эти произведения, для этого на доске правильно расположите карточки автор - произведение. -Какое из произведений вам больше всего запомнилось? Почему? - чему мы научились проходя этот раздел? -кто помнит, что такое олицетворение? что такое сравнение ? Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами. Сравнение- сопоставление одного предмета с другим. -просит открыть учебник на стр. 67 - Сегодня мы переходим к новому разделу под названием "Поэтическая тетрадь" . Исходя из названия, как вы думаете, о чем будет этот раздел? -а что такое поэтическое произведение? Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. -прочитайте, чем мы будем заниматься в разделе "Поэтическая тетрадь". -Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из писателей этого раздела, а именно с В. Я. Брюсовым, мы прочтем два его стихотворения, а чтобы узнать их названия вытащите из конвертов пазлы и соберите их, прочитайте, что у вас получилось. (правила работы в парах) -как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? -Вывешивает на доску тему урока и цель: Тема: стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская". Цель урока: ознакомиться с произведениями В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская". -Предлагает составить цели урока закончив предложения со слайда 1.Ознакомиться с ... 2. Прочитать … (Вывешивает на доске план ) | -мы ознакомились с произведениями : "Как я ловил человечков","Корзина с еловыми шишками","Елка". -вывешивают карточки Б. Житкова("Как я ловил человечков"), К. Паустовского("Корзина с еловыми шишками"), М. Зощенко("Елка"). -высказывают свое мнение -читают: составлять план, подробно пересказывать произведение с использованием авторских с лов и выражений; определять что хотел сказать нам автор; использовать в своей речи олицетворение и сравнение. -отвечают. олицетворение-это оживление неодушевленных предметов. Сравнение- сопоставление одного предмета с другим. -он будет посвящен поэтическим произведениям. -рассуждают -читают: Мы научимся: определять тему, объединяющую стихи разных поэтов; читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения в классе. Будем учиться: сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства. -получают названия "Опять сон","Детская" - Тема: стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская". - говорят цели урока: 1. Ознакомиться с биографией В. Я. Брюсова 2. Прочитать стихотворения "Опять сон" и "Детская". | Ф П. | Устный контроль |
5. | Подготовительная работа | Словесный (беседа, рассказ) | (знакомство с биографией писателя Валерия Яковлевича Брюсова) Валерий Яковлевич Брюсов - знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают с уважением и в наши дни. Родился Брюсов в купеческой семье. Родители очень любили сына и ни в чём ему не отказывали. Но у них были свои принципы и методы воспитания. Отец мальчика считал, что незачем забивать голову разными сказками и небылицами. Первыми его игрушками стали приборы, которые использовал для опытов его отец. Брюсов много читал о путешествиях, научных открытиях. Биографии учёных, мореплавателей, путешественников расширяли кругозор мальчика. В честолюбивых мечтах он видел себя знаменитым учёным или писателем. В одиннадцать лет Брюсова устроили учиться в гимназию в Москве. В гимназии ему очень понравилось. Вместе с одноклассниками они выпускали рукописный журнал, сочиняли весёлые истории, фантастические рассказы. Во время учёбы Брюсова заинтересовали французские символисты. Им он посвятил несколько своих статей. Их творчество он назвал новой поэзией, а себя – родоначальником символизма в России. - как вы думаете, кто такие символисты ? Символисты - это люди, которые считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи различных образов- символов. После окончания гимназии он с легкостью поступает в Московский институт на историко-филологический факультет. Учёба в университете пополнила его знания по многим предметам, отточила его способности переводчика. Брюсов прекрасно знал и использовал в своих трудах до двадцати иностранных языков. Это были не только современные, но и древние языки. За годы, проведённые в этом учебном заведении, он выпустил три книги со стихами русских символистов. Окончив институт с отличием Брюсов устраивается на работу в издательский журнал. Именно в это время у Брюсова наступает издательская пора. Он выпускает один своё произведение за другим. Среди них были и целые сборники стихов, и другие различные произведения. ( Показывает на слайде его самые знаменитые произведения) "Огненный ангел" Сборник " Шедевры" Сборник " Это- я" Сборник стихов" Третья стража" - Что из биографии Брюсова вам больше всего запомнилось ? Что вы запомнили о его детстве? В какой семье он жил? Где получал образование? Какие из его произведений вы запомнили? -Давайте вернемся к плану занятия, выполнили ли мы первый пункт плана?( 1. Ознакомиться с биографией В. Я. Брюсова) | -слушают рассказ учителя - рассуждают -отвечают -да | Ф | Устный контроль |
6. | Словарная работа | Словесный(беседа) Наглядный(карточки) | -Перед тем, как мы начнем читать стихотворение "Опять сон", давайте выполним словарную работу. - предлагает детям в парах на карточках соединить слова с их значением. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота). Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. -Предлагает проверить справились ли дети с заданием и объясняет значение слов. | - соединяют слова с их значением | П. | Устный контроль самопроверка |
7. | Физминутка | Словесный(объяснение) Наглядный (демонстрация движений учителем) | - давайте не много отдохнем и выполним физминутку: Поднимает руки класс— Это «раз», (Потягивания под счет учителя) Повернулась голова — Это «два». (Движения головой) Руки вниз, вперед смотри - Это «три». (Приседания) Руки в стороны по шире Развернули на «четыре». (Повороты туловища) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». | - повторяют движения за учителем | Ф | |
8. | Первичное восприятие произведения | Словесный Наглядный(учебник) | - ( чтение учителя ) -просит открыть учебник на стр. 68 - Сейчас я вам прочитаю стихотворение "Опять сон", а вы внимательно слушайте | -слушают чтение произведения | Ф | Устный контроль |
9. | Проверка первичного восприятия | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -какие чувства и эмоции у вас вызвал прочитанное стихотворение? - Каким настроением пронизано данное стихотворение(словарь настроений) | -высказывают свое мнение | Ф | Устный контроль |
10. | Второе чтение и анализ | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -организует чтение стихотворения цепочкой -Обратите внимание на вопросы в конце стихотворения, давайте поработаем с ними. 1. Какие картины ты представил, прочитав это стихотворение? 2. О чём говорит поэт в строчках: Но виденья старых басен Возмущают слабый дух? 3. Что это за ведения? Перечитай четвёртое и пятое четверостишия. Почему в этих строфах все предложения вопросительные? 4. Какие чувства испытывает рассказчик: боязни, страхи, радости, опасности, грусти? Какие слова помогают это понять? 5. Меняются ли чувства и настроение поэта? Прочитай два последних четверостишия. С какой интонацией ты прочитаешь короткое предложения? Где сделаешь паузы? Почему? 6. Приготовься к выразительному чтению. | -читают по цепочке( по одной строчке по очереди) 1. В моём воображении тёмный, призрачный, одинокий лес. 2.Хотя герой и в безопасности, так как находится на утёсе, с басен он знает, что в лесу подстерегает много опасностей. Понимание этого возмущает его дух и воплощается во снах. 3. Эти видения - воплощение сюжетов с басен огненном змее, карликах. Предложение поданы в такой форме, чтобы передать читателю мысли, переживание, страхи героя. Ведь он знает, что его ждёт и задумывается, не воплотяться ли истории из басен в жизни. 4. Рассказчика окружили опасности, и он это чувствует . Соответственно его посещает чувство страха, боязнь чего-то неведомого. Об этом говорят вопросительные фразы: "весь я- зрение" и "весь я- слух"; слова" безопасен" и "страшно ". То есть рассказчик ощущал неуверенность, постоянно был в напряжении, поэтому быстро был окутан страшными мыслями. Он говорит о темноте и глухости леса, как о чём-то опасном. К к тому же, он не знает, кто именно в нём находится И это пугает автора. 5. Да, настроение автора меняется. В первых строках он более бодр духом, ведь знает, что ему не грозит опасность. К но позже дух начала слабеть, а страх овладевает рассказчиком. Последние строки читаются с таинственностью и некой напряжённостью. Паузы я делаю после слов" шорох" и "слышнее". Я буду читать так ,чтобы выдержать интригу перед раскрытием причины тех или иных изменений. | Ф | Устный контроль |
11. | Синтез | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -Предлагает выразительно прочитать стихотворение"Опять сон" | -несколько учеников читают | Ф И | Устный контроль |
| Словарная работа | Словесный(беседа) Наглядный(карточки) | -Перед тем, как мы начнем читать стихотворение "Детская", давайте выполним словарную работу. - предлагает детям в парах на карточках соединить слова с их значением. Свесило- опустила к низу Высь- Пространство, находящееся высоко над землей Гонит- Заставляет двигаться в каком-либо направлении. | - соединяют слова с их значением | П | Устный контроль |
| Первичное восприятие произведения | Словесный Наглядный(учебник) | - ( чтение учителя ) -просит открыть учебник на стр. 70 - Сейчас я вам прочитаю стихотворение "Детская", а вы внимательно слушайте | -слушают чтение произведения | Ф | Устный контроль |
| Проверка первичного восприятия | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -какие чувства и эмоции у вас вызвал прочитанное стихотворение? - Каким настроением пронизано данное стихотворение(словарь настроений) | -высказывают свое мнение | Ф | |
| Второе чтение и анализ | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -организует чтение стихотворения цепочкой -как вы думаете, почему стихотворение называется "Детская"? -какую игру называет поет вечерней в стихотворении? -чего в стихотворении не догнать бегом? (найдите в тексте) -между чем нужно вертеться? (найдите в тексте) -Что свесило небо? (найдите в тексте) -Что произойдёт, если сказать слово? (найдите в тексте) -Какого цвета цепь, которую невозможно развязать? (найдите в тексте) -Что снизу? Что сверху? (найдите в тексте) -Что нужно делать между тем, что сверху, и тем, что снизу? -Кто гонит листья? -Какое качество приписывается палочке-выручалочке в конце стихотворения? | -читают по цепочке( по одной строчке по очереди) -оно так называется т.к. проникнуто весёльем детской игры ; палочка-выручалочка; бегом тени не догнать; небо тени свесило; слово скажешь в траву ляжешь ;черной цепи не развяжешь; снизу яма; сверху высь; вертеться; ветер высью листья гонит; хитрость. | Ф | Устный контроль |
| Синтез | Словесный(беседа) Наглядный(учебник) | -Предлагает выразительно прочитать стихотворение"Детская" -Вернемся к целям урока, выполнили мы второй пункт? (2. Прочитать стихотворения "Опять сон" и "Детская".) -Какое из этих двух стихотворений вам понравилось больше всего? | -несколько учеников читают | Ф И | Устный контроль |
12. | Инструктаж ДЗ | Словесный Наглядный(доска) | -откройте свои дневники и запишите ДЗ: выразительное чтение стихотворений "Опять сон","Детская". | -записывают в дневник домашнее задание | Ф | Устный контроль |
13. | Рефлексия | Словесный(беседа) Наглядный(карточки) | -предлагает оценить свою работу на уроке "светофорчиком" Зеленый- мне было легко и все понятно Желтый- я немного затруднялся(ась), но все понял(а) Красный- мне было трудно, я ничего не понял(а) | -да -оценивают свою работу | Ф | Устный контроль |