СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе: Стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе: Стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".»



Класс: 4

Тема: стихотворение В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представлений о писателе В. Я. Брюсове и его стихотворениях"Опять сон"и "Детская".

Личностные результаты:

· способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

· предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

· слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

Метапредметные результаты :

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

·умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

·умение ориентироваться на развороте учебника;

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

· умение излагать мысли в четкой логической последовательности;

· отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию

Коммуникативные УУД:

· умение слушать и понимать других;

·умение оформлять свои мысли в устной форме;

· умение работать в паре.

Предметные результаты:

· формировать интерес к чтению, потребность в чтении;

· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы

· формулирование собственного отношения к произведениям литературы



Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы раб.

Виды контроля


1

2

3

4

5

6

7

1.

Мотивационный этап


Словесный

Наглядный(презентация)

- Здравствуйте, ребята.

-Обратите внимание на высказывание на слайде, как вы его понимаете?

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать."

-приветствие




-если мы будем мало читать, у нас будет маленький словарный запас и тогда мы не сможем передать множество наших мыслей.

Ф

Устный контроль

2.

Речевая разминка

Словесный

Наглядный(презентация)

-Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. раз- два-три

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – только много их не рви.

- а теперь прочитайте её для себя в пол голоса.

А сейчас прочитаем скороговорку хором на счёт три , стройным голосом, раз- два - три:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- а теперь прочтите её с ускорением.

-хором вместе с учителем выполняют речевую разминку

Ф.

Устный контроль

4.

Самоопределение

Словесный (беседа,)

Наглядный(учебник, карточки, презентация)

Практическая

-просит открыть учебник на стр. 37

-Ребята, мы закончили раздел "Страна детства", давайте вспомним какие мы прочли произведения из этого раздела?

-Давайте вспомним, кто написал эти произведения, для этого на доске правильно расположите карточки автор - произведение.

-Какое из произведений вам больше всего запомнилось? Почему?

- чему мы научились проходя этот раздел?





-кто помнит, что такое олицетворение? что такое сравнение ?

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

Сравнение- сопоставление одного предмета с другим.

-просит открыть учебник на стр. 67

- Сегодня мы переходим к новому разделу под названием "Поэтическая тетрадь" . Исходя из названия, как вы думаете, о чем будет этот раздел?

-а что такое поэтическое произведение?

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение.

-прочитайте, чем мы будем заниматься в разделе "Поэтическая тетрадь".

-Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из писателей этого раздела, а именно с В. Я. Брюсовым, мы прочтем два его стихотворения, а чтобы узнать их названия вытащите из конвертов пазлы и соберите их, прочитайте, что у вас получилось. (правила работы в парах)

-как вы думаете, как будет звучать наша тема урока?

-Вывешивает на доску тему урока и цель:

Тема: стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".

Цель урока: ознакомиться с произведениями В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".

-Предлагает составить цели урока закончив предложения со слайда

1.Ознакомиться с ...

2. Прочитать …

(Вывешивает на доске план )

-мы ознакомились с произведениями : "Как я ловил человечков","Корзина с еловыми шишками","Елка".

-вывешивают карточки

  • Б. Житкова("Как я ловил человечков"),

  • К. Паустовского("Корзина с еловыми шишками"),

  • М. Зощенко("Елка").

-высказывают свое мнение

-читают: составлять план, подробно пересказывать произведение с использованием авторских с лов и выражений; определять что хотел сказать нам автор; использовать в своей речи олицетворение и сравнение.

-отвечают. олицетворение-это оживление неодушевленных предметов. Сравнение- сопоставление одного предмета с другим.






-он будет посвящен поэтическим произведениям.

-рассуждают


-читают: Мы научимся: определять тему, объединяющую стихи разных поэтов; читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения в классе. Будем учиться: сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства.


-получают названия "Опять сон","Детская"


- Тема: стихотворения В. Я. Брюсова "Опять сон"и "Детская".




- говорят цели урока:

1. Ознакомиться с биографией В. Я. Брюсова

2. Прочитать стихотворения "Опять сон" и "Детская".






Ф































П.

Устный контроль

5.

Подготовительная

работа

Словесный (беседа, рассказ)


(знакомство с биографией писателя Валерия Яковлевича Брюсова)

Валерий Яковлевич Брюсов - знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают с уважением и в наши дни. Родился Брюсов в купеческой семье. Родители очень любили сына и ни в чём ему не отказывали. Но у них были свои принципы и методы воспитания. Отец мальчика считал, что незачем забивать голову разными сказками и небылицами. Первыми его игрушками стали приборы, которые использовал для опытов его отец. Брюсов много читал о путешествиях, научных открытиях. Биографии учёных, мореплавателей, путешественников расширяли кругозор мальчика. В честолюбивых мечтах он видел себя знаменитым учёным или писателем. В одиннадцать лет Брюсова устроили учиться в гимназию в Москве. В гимназии ему очень понравилось. Вместе с одноклассниками они выпускали рукописный журнал, сочиняли весёлые истории, фантастические рассказы. Во время учёбы Брюсова заинтересовали французские символисты. Им он посвятил несколько своих статей. Их творчество он назвал новой поэзией, а себя – родоначальником символизма в России.

- как вы думаете, кто такие символисты ?

Символисты - это люди, которые считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи различных образов- символов.

После окончания гимназии он с легкостью поступает в Московский институт на историко-филологический факультет. Учёба в университете пополнила его знания по многим предметам, отточила его способности переводчика. Брюсов прекрасно знал и использовал в своих трудах до двадцати иностранных языков. Это были не только современные, но и древние языки. За годы, проведённые в этом учебном заведении, он выпустил три книги со стихами русских символистов. Окончив институт с отличием Брюсов устраивается на работу в издательский журнал. Именно в это время у Брюсова наступает издательская пора. Он выпускает один своё произведение за другим. Среди них были и целые сборники стихов, и другие различные произведения.

( Показывает на слайде его самые знаменитые произведения)

"Огненный ангел"
Сборник " Шедевры"
Сборник " Это- я"
Сборник стихов" Третья стража"

- Что из биографии Брюсова вам больше всего запомнилось ? Что вы запомнили о его детстве? В какой семье он жил? Где получал образование? Какие из его произведений вы запомнили?

-Давайте вернемся к плану занятия, выполнили ли мы первый пункт плана?( 1. Ознакомиться с биографией В. Я. Брюсова)

-слушают рассказ учителя



























- рассуждают



























-отвечают




-да




Ф





Устный контроль

6.

Словарная работа

Словесный(беседа)

Наглядный(карточки)

-Перед тем, как мы начнем читать стихотворение "Опять сон", давайте выполним словарную работу.

- предлагает детям в парах на карточках соединить слова с их значением.

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

-Предлагает проверить справились ли дети с заданием и объясняет значение слов.

- соединяют слова с их значением



П.




Устный контроль







самопроверка

7.

Физминутка

Словесный(объяснение)

Наглядный (демонстрация движений учителем)

- давайте не много отдохнем и выполним физминутку:

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три». (Приседания)

Руки в стороны по шире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».



- повторяют движения за учителем

Ф


8.

Первичное

восприятие

произведения

Словесный Наглядный(учебник)

- ( чтение учителя )

-просит открыть учебник на стр. 68

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение "Опять сон", а вы внимательно слушайте


-слушают чтение произведения

Ф

Устный контроль

9.

Проверка

первичного

восприятия

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-какие чувства и эмоции у вас вызвал прочитанное стихотворение?

- Каким настроением пронизано данное стихотворение(словарь настроений)


-высказывают свое мнение


Ф

Устный контроль

10.

Второе чтение и

анализ

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-организует чтение стихотворения цепочкой

-Обратите внимание на вопросы в конце стихотворения, давайте поработаем с ними.

1. Какие картины ты представил, прочитав это стихотворение?

2. О чём говорит поэт в строчках:

Но виденья старых басен

Возмущают слабый дух?

3. Что это за ведения? Перечитай четвёртое и пятое четверостишия. Почему в этих строфах все предложения вопросительные?

4. Какие чувства испытывает рассказчик: боязни, страхи, радости, опасности, грусти? Какие слова помогают это понять?

5. Меняются ли чувства и настроение поэта? Прочитай два последних четверостишия. С какой интонацией ты прочитаешь короткое предложения? Где сделаешь паузы? Почему?

6. Приготовься к выразительному чтению.

-читают по цепочке( по одной строчке по очереди)


1. В моём воображении тёмный, призрачный, одинокий лес.

2.Хотя герой и в безопасности, так как находится на утёсе, с басен он знает, что в лесу подстерегает много опасностей. Понимание этого возмущает его дух и воплощается во снах.

3. Эти видения - воплощение сюжетов с басен огненном змее, карликах. Предложение поданы в такой форме, чтобы передать читателю мысли, переживание, страхи героя. Ведь он знает, что его ждёт и задумывается, не воплотяться ли истории из басен в жизни.

4. Рассказчика окружили опасности, и он это чувствует . Соответственно его посещает чувство страха, боязнь чего-то неведомого. Об этом говорят вопросительные фразы: "весь я- зрение" и "весь я- слух"; слова" безопасен" и "страшно ". То есть рассказчик ощущал неуверенность, постоянно был в напряжении, поэтому быстро был окутан страшными мыслями. Он говорит о темноте и глухости леса, как о чём-то опасном. К к тому же, он не знает, кто именно в нём находится И это пугает автора.

5. Да, настроение автора меняется. В первых строках он более бодр духом, ведь знает, что ему не грозит опасность. К но позже дух начала слабеть, а страх овладевает рассказчиком. Последние строки читаются с таинственностью и некой напряжённостью. Паузы я делаю после слов" шорох" и "слышнее". Я буду читать так ,чтобы выдержать интригу перед раскрытием причины тех или иных изменений.

Ф

Устный контроль

11.

Синтез

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-Предлагает выразительно прочитать стихотворение"Опять сон"


-несколько учеников читают




Ф

И

Устный контроль


Словарная работа

Словесный(беседа)

Наглядный(карточки)

-Перед тем, как мы начнем читать стихотворение "Детская", давайте выполним словарную работу.

- предлагает детям в парах на карточках соединить слова с их значением.

Свесило- опустила к низу

Высь- Пространство, находящееся высоко над землей

Гонит- Заставляет двигаться в каком-либо направлении.

- соединяют слова с их значением


П

Устный контроль



Первичное

восприятие

произведения

Словесный Наглядный(учебник)

- ( чтение учителя )

-просит открыть учебник на стр. 70

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение "Детская", а вы внимательно слушайте

-слушают чтение произведения

Ф

Устный контроль


Проверка

первичного

восприятия

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-какие чувства и эмоции у вас вызвал прочитанное стихотворение?

- Каким настроением пронизано данное стихотворение(словарь настроений)

-высказывают свое мнение


Ф



Второе чтение и

анализ

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-организует чтение стихотворения цепочкой

-как вы думаете, почему стихотворение называется "Детская"?

-какую игру называет поет вечерней в стихотворении?

-чего в стихотворении не догнать бегом? (найдите в тексте)

-между чем нужно вертеться? (найдите в тексте)

-Что свесило небо? (найдите в тексте)

-Что произойдёт, если сказать слово? (найдите в тексте)

-Какого цвета цепь, которую невозможно развязать? (найдите в тексте)

-Что снизу? Что сверху? (найдите в тексте)

-Что нужно делать между тем, что сверху, и тем, что снизу?

-Кто гонит листья?

-Какое качество приписывается палочке-выручалочке в конце стихотворения?

-читают по цепочке( по одной строчке по очереди)

-оно так называется т.к. проникнуто весёльем детской игры ; палочка-выручалочка; бегом тени не догнать; небо тени свесило; слово скажешь в траву ляжешь ;черной цепи не развяжешь; снизу яма; сверху высь; вертеться; ветер высью листья гонит; хитрость.


Ф

Устный контроль


Синтез

Словесный(беседа)

Наглядный(учебник)

-Предлагает выразительно прочитать стихотворение"Детская"

-Вернемся к целям урока, выполнили мы второй пункт? (2. Прочитать стихотворения "Опять сон" и "Детская".)

-Какое из этих двух стихотворений вам понравилось больше всего?

-несколько учеников читают


Ф

И

Устный контроль

12.

Инструктаж ДЗ

Словесный

Наглядный(доска)

-откройте свои дневники и запишите ДЗ: выразительное чтение стихотворений "Опять сон","Детская".

-записывают в дневник домашнее задание

Ф

Устный контроль

13.

Рефлексия

Словесный(беседа)

Наглядный(карточки)

-предлагает оценить свою работу на уроке "светофорчиком"

Зеленый- мне было легко и все понятно

Желтый- я немного затруднялся(ась), но все понял(а)

Красный- мне было трудно, я ничего не понял(а)


-да



-оценивают свою работу

Ф

Устный контроль