СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе «Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями...»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подробно представлен  ход урока, большое внмание уделяется формированию  у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе «Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями...»»»

Урок литературного чтения в 4 классе

«Тема любви к Родине в стихотворении

И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями»»


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний


Цель: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты.


Задачи:

  • Познакомить учащихся с новым произведением, учить читать их осознанно и выразительно через анализ языковых средств; учить пониманию глубины произведения;

  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность, расширять словарный запас; развивать мышление, речь, воображение;

  • воспитывать у учащихся любовь Родине.


Использованное оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация;

видеоролик с романсом на стихотворение;

учебник «Родная речь».


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.

2. Формулировка темы, цели урока, проверка домашнего задания.

- Как называется раздел учебника, который мы читаем?

- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним поэтом, но вначале проверим домашнее задание.

(Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка»)

3. Речевая разминка. ( 5 мин)

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озёр;


Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут.


- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение? (Наверное сегодня на уроке мы будем читать стихи этого поэта.)

- Правильно.

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.

- Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…»

- Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

- Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

-Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды и к какому слайду подойдут?

-Почему они подходят?

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)


4. Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки. С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем. С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника.

В 8 лет Иван поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви.

Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём.

Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом.

В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта.

Всё свободное время читал, стал писать стихи. Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи. Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Все написанное я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми плакал во время бессонной ночи. С летами любовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хоть искра дарования».

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком в 1861 году.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.

Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена.

Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется…«В синем небе плывут над полями».



2) Первичное знакомство со стихотворением

(просмотр видеоролика с записью романса на стихотворение)


3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

- Что вы представили, когда слушали?

(Синее небо, облака, простор и т.д.)


4) Первичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова

- Какие слова требуют разъяснения?

5) Словарная работа.


грезит

мечтает

слайд (фото)

межа

граница земельных участков.

слайд (фото)

зарево

огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений

слайд (фото)

храм

здание для совершения богослужения и религиозных обрядов

слайд (фото)


5. Работа над выразительностью чтения

1. Вторичное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста)

- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.

(В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка. )

  1. Физкультминутка.

Для глаз


  1. Работа над выразительностью чтения ( продолжение)


2). Актуализация опорных знаний.

А) Выразительные художественные средства языка.

- Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:


Грезит

мечтает


Восторг

восхищение


Золотой

жёлтый, оранжевый


Сиять

мерцать, переливаться



-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:

Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.

Восторг - огорчение, печаль, тоска.

- Вспомните, что такое эпитет.

1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.

2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Б) Лингвистический эксперимент.

Синяя бабочка, золотые часы, хрустальные туфельки.

- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?

- Предлагаю вам стать волшебниками.


Имя прилагательное

Эпитет

Седые волосы

Седое море

Железный прут

Железная рука


3. Упражнение в чтении стихотворения

А)Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.

Б) Работа с иллюстрациями:

- Рассмотрите иллюстрации. Какие строки подберёте из стихотворения?

- облака с золотыми краями;

- чуть заметен над лесом туман;

- месяц огненным шаром встает;

- кротко звёзд золотое сиянье.


4. Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем?

- Что удалось выразить поэту?


8. Итог урока. Рефлексия.

- Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?

- На уроке: - Мне понравилось … - Я понял, что …

- Я научился … - Я сегодня работал …

- Оценить работу учащихся на уроке.

9. Домашнее задание: с. 12 (выучить наизусть).