Предметные Знать: ФИО автора, название произведения, Понимать: прочитанный текст Применять: читать выразительно и правильно, анализировать поступки героев, отвечать на вопросы учителя. Анализ: прочитанного текста, поступков героев Синтез: формулировка проблемы х/п Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения данного произведения и литературы в целом. | Метапредметные: Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке. - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую. - делать выводы в результате совместной работы - ориентироваться на развороте учебника. - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать речь других. - выразительно читать и пересказывать текст. - оформлять свои мысли в устной форме. | Личностные - развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Знакомство с разделом. – Ребята, сегодня мы начинаем работать по 2 части учебнике. Рассмотрите обложку учебника. Сравните с обложкой 1 части. - О чём могут быть произведения? Откройте учебник на с.3. – Какой век представлен на страницах второй части учебника по литературному чтению? – Почему целая книга посвящена одному веку? О чём это говорит? – Ждёте ли вы встречи с какими-то конкретными авторами? С кем именно? (слайд) – Нравится ли вам открывать новые имена? – Сегодня мы познакомимся с новым именем в детской литературе. Произведения этого автора в наших учебниках ещё не встречались. – Откройте с. 4. Прочитайте заголовок. – Кто скажет, с каким автором мы сегодня познакомимся? (Если дети скажут, что они читали её книги, то скажи, что очень рад тому, что они много читают. Узнай, какие книги они читали, понравились ли они, советуют ли прочитать.? Но сегодня на уроке, мы должны всех ребят познакомить с творчеством Лидии Чарской.) – Сформулируйте цель нашего урока. Самостоятельное чтение статьи. – Ребята, у вас на столах лежит карточка. Переверните ее. На ней написаны вопросы. Сейчас вы самостоятельно будете читать текст на с 4-5. Но читать будете внимательно и вдумчиво, потому что после прочтения вам надо будет ответить на вопросы на карточке. – Закончили чтение. Ответим на 1 вопрос в карточке. 1.Подсчитайте, сколько журналов для детей выходило в 1920–1930-х годах. Назовите их. – А сколько современных детских журналов вы знаете? (выставка журналов) "Веселые картинки", "Филя", "Тошка и компания", "Свирелька", "Свирель", "Винни-Пух", "Микки-Маус", "Том и Джерри", "Барби", "Журнал сказок", "Спокойной ночи, малыши!", "Мурзилка" , "Простоквашино». – Какой вывод можно сделать? – Как вы думаете, интересно ли взрослым читать детские журналы и газеты? – Какие современные издания читают в вашей семье все, независимо от возраста? Кто их приносит, покупает? 2. Теперь ответим на 2 вопрос из карточки. – Какое интересное письмо нашла Оля? 3. Ответим на третий вопрос в карточке. – Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской? 4. Теперь ответим на последний вопрос карточки. – В каком журнале печаталась Чарская? Почему вы так думаете? – Действительно, первая книга Лидии Чарской вышла в 1902 г, и она 20 лет активно печаталась, была популярной и любимой детской писательницей в России, и именно в это время выходил журнал «Задушевное слово». – Мы с вами прочитали статью, что вы можете сказать о биографии Лидии Чарской? 5. – Я дополню ваш рассказ о биографии Лидии Чарской. (презентация) 2-3мин. О месте рождения писательницы спорят: одни говорят, что родилась она в Царском селе, другие что на Кавказе. Ее отец - полковник, военный инженер Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась . Семь лет Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге. Впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. А знаете ли вы, что уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. Лидия Алексеевна закончила театральные курсы и работала в Петербургском Александринском Императорском театре. В основном она исполняла незначительные роли, платили за них мало. В это время Лидия Алексеевна начала карьеру писателя. Пишет свою первую повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под псевдонимом Чарская (от «чары», «очарование») «Записки…» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине популярной для российских детей, особенно — школьниц. Началась революция, ее книги изымались из библиотек. Вскоре закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Алексеевны, «Мотылек», так и осталась неоконченной. Но дети по-прежнему с удовольствием читали ее книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Лидии Алексеевне продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи. По ее повести «Сибирочка» был снят фильм. Умерла Лидия Чарская в 1937 г. в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Смотрите как интересно — Всего за 20 лет творчества из под пера писательницы вышли около 80 произведений. – Вот такая трудная жизнь была у Лидии Чарской. Но сколько замечательных произведений получили, ребята! – Сегодня на уроке мы начнем читать «Записки маленькой гимназистки». | Та же Машина Времени, но эпоха разная. Другие предметы. – открывают. – 20 век. – Этот век ближе для нас. Детская литература уже хорошо развита, появилось больше писателей, специально пишущих для детей. – С Александром Мелентьевичем Волковым («Волшебник изумрудного города»), Аркадием Петровичей Гайдаром («Чук и Гек»). И т.п. – Да. – С Лидией Чарской – Познакомиться с творчеством Лидии Чарской. – 6:«Задушевное слово», «Северное сияние», «Воробей» (1924г переименовали в «Новый Робинзон»), «Пионер», «Мурзилка», «Чиж». – Называют варианты. – Роль детских журналов растет. – Называют свои варианты. – письмо одной бабушки, которая благодарит газету «Пионерскую правду» за то, что она узнала в ней имя автора ее любимой книги. – Это один и тот же человек. Чарская — это псевдоним Лидии Чуриловой. – «Задушевное слово», так как её первая книга вышла в 1902 г и в это же время выходил этот журнал. Чарская – псевдоним, была очень популярной писательницей, ее книги подверглись критике. |
– Чем, по-вашему, «Записки...» отличаются от рассказа? – Ребята, сейчас мы будем читать 1 главу. Читать будет тот, кого я попрошу. После чтения я задам вопросы, поэтому читаем внимательно и вдумчиво. – Прочитайте название 1 главы. Как вы думаете, что может происходить в этой главе? («В чужой город, к чужим людям»). – Начинай читать, Настя. – до слов «… и познакомиться с Нюрочкой». Оправдались ли ваши ожидания о том, что герой едет в чужой город? – Откуда и куда она едет? – Продолжаем наше чтение. Вопросы по главе 1. – Вот мы и прочитали 1 главу. Ответьте на вопросы. – Что творится в душе маленькой пассажирки? – Почему девочка подробно рассказывает о кондукторе, современном проводнике? Найдите в тексте и прочитайте. (стр.7) – Из слов Никифора Матвеевича мы узнаём, что девочка сирота. Что это значит? Найдите и прочитайте. – Так вот почему она едет к дальним родственникам в Петербург: девочка осталась совсем одна, без родителей? – Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы его назвали вы? – Похож ли поезд начала ХХ века на современный? Чем? Найдите в тексте. – Что поразило девочку, впервые увидевшую Петербург в окно? – Как заголовок этой части текста отражает внутреннее состояние героини? Чтение 4 главы. – О чём говорит заголовок 4-й главы? – Начнем читать главу. Дочитали до слов «Минут пять длилось молчание» на с 10: – Вы заметили, что девочка смотрит на хозяйских детей доброжелательно. Посмотрим, как же они её встретят. Читай, «…». Вопросы по 4 главе. – Обратимся к началу главы. Как могли звучать голоса за дверью? – Соответствуют ли обстановка дома, внешний вид его обитателей тому, как приняли девочку в доме? – Девочку назвали мокрицей. Это обидное слово ? Что означает это слово? – Правильно ли использовал его мальчик? Как он дал толкование слову? – Что вы заметили о старшем мальчике-гимназисте? – Почему девочке пришлось ехать к дяде? – Свои ли слова повторяет Толя? Чьи это слова? – Что обидело Лену? – Можно ли назвать поступок Лены хорошим или он плохой? Как вы думаете? – Что нового мы о ней узнали о героине? – Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной? | – Рассказ – это цельное произведение, а записки — это отдельные пометки, отрывки, воспоминания. – Кто-то едет к чужим людям и в чужой город. – От берегов Волги до Петербурга. – Ей тревожно – «чутко прислушиваюсь», «немного страшно от неизвестности», «мчится без оглядки», «не знаю, не понимаю», слышатся одни и те же слова. – «Он всю дорогу заботился обо мне, поил меня чаем, постлал мне постель на лавке и, как только у него было время, всячески развлекал меня». – «И опять, одна вы, как есть одна на свете; петербургского дяденьки своего не знаете, семьи его также…» – добрым, любезным, хорошим, обходительным. – Похож. Такая же суета перед прибытием поезда на станцию, плач детей, тот же кондуктор, которого сейчас называют проводником. – Целый лес труб, морось дождя, хмурая природа. – Героиня чувствует, что ей будут не очень рады, т.к. она едет к чужим людям и в чужой для нее город – О том, что девочка приехала в дом к своему дяде, о том что ее ожидают первые невзгоды, разочарования. – Голоса могли звучать зло, презрительно, с нежеланием приезда родственницы. – Не соответствует. Обстановка дома была богатой, красивой, а его обитатели одеты дорого, торжественно. Такое девочка видела только на картинах. А встретили ее недоброжелательно, грубо и с презрением. –Да, обидное. Это водяное животное вроде улитки. – Использовал неверно, т.к. он дал ему толкование от слова «мокрый», потому что девочка наследила с галош и образовалась лужа. – Заметили: кажется, старший мальчик-гимназист не очень-то образован. – Её мать умерла, она бедная родственница. – Нет, очевидно, это слова взрослых. – Обидело то, что Толик обидел ее маму. – Поступок Лены и плохой и хороший одновременно. Плохой, т.к. она толкнула Толю и тот разбил вазу, а хороший, т.к. она защищала свою маму. – Её мать недавно умерла, она было бедной, ходила раньше в церковь. Она добрая, т.к. подавала деньги нищим у паперти. – Разбитой вазой. |
– Ребята, как мы знаем, многие авторы в своих произведениях показывают нам проблему. А какую проблему пыталась показать нам Лидия Чарская? – Действительно, Лидия Чарская пыталась показать нам проблему двух миров внутреннего и внешнего. Лена приезжает в красивый и богатый дом, а встречают ее наоборот, некрасиво, грубо, высмеивая. – Как вы думаете, хорошо ли жилось девочке в этой семье? – Хотели бы узнать, что будет дальше? – Дома вы прочитаете следующую часть книги. Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 13-20 прочитать. – Что мы делали сегодня на уроке? –Чему учились на уроке? Рефлексия – У вас на партах лежат светофоры. Вам надо раскрасить один огонек светофора. На слайде написаны значения огоньков. Красный — мне было скучно, трудно, неинтересно на уроке. Желтый — урок был интересным, но иногда я не понимал задания. Зеленый — мне очень понравился урок, я все понял, было легко. – Покажите ваши светофоры! – Наш урок закончен, спасибо за работу! | – Несоответствие внешнего мира внутреннему. Запись ДЗ. – Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям. – учились высказывать свои мысли, правильно и красиво читать. |