ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Яцишин О.А. Yatsishin O.A.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Новый Уренгой
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по УМК «Школа России» составлен с использованием приёмов ТРКМ.
Тема: Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) «Капалуха»
Приёмы: «чтение с остановками», «синквейн», «толстые и тонкие вопросы»
Цели: образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: прививать любовь к животным; воспитывать экологическую, эстетическую чуткость, зоркость по отношению к природе, к матери
Оборудование: компьютерная поддержка, выставка книг В.П.Астафьева.
Ход урока
I. Стадия вызова. (слайд 2)
«Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Славацкий поэт и мыслитель
Павол Орсаг-Гвездослав
― Ребята, как вы понимаете слова «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
― Сегодня мы отправимся в удивительную страну, которую населяют необычные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.
― А поможет нам все это увидеть и услышать рассказ Виктора Петровича Астафьева, прочитав который, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.
Дыхательная гимнастика.
Для дальнейшей работы приведем в порядок речевой аппарат.
1. Вдох носом – выдох через рот.
Вдох – задержка дыхания – выдох.
Вдох – выдох по порциям.
2. «Рычание собаки»: Вдох – на выдохе р-р-р-р-р
3. Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с
Летел комар и звенел: з-з-з
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з
Пусть летит!
(слайд 3)
– Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о ком пойдет речь? (птица, предмет, …) Давайте посмотрим, оправдаются ли ваши предположения. Откройте, ребята, учебник на стр. 101 , следите за моим чтением и если встретятся незнакомые слова для вас в тексте выделите их.
II. Стадия осмысления содержания. (Чтение произведения учителем)
(До слов. У черничного бугорка поднялся шум.)
– Как вы думаете, что же там могло произойти? Проверим, правы ли вы?
(Чтение до слов. – Да так!)
– Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
Первичное осмысление текста.
– Какие чувства вы пережили, слушая рассказ? (Тревога, волнение)
– Когда был самый волнующий момент? (Когда дети хотели разорить гнездо, как глухарка металась возле гнезда)
– Кто такая капалуха? Докажите словами из текста. Посмотрите, я вам приготовила фотографию. (слайд 4)
– О какой находке рассказывает автор? (Гнездо капалухи)
– Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? Кто прочёл в словаре учебника значение слова валежник? Автор учебника предлагает найти значение какого слова?
(слайд 5,6,7)
– Может кто-то знает, что это такое?
Физкультминутка.
Встаньте, ребята. Сейчас поиграем в игру «Кто внимательный?»
– Какую местность помог увидеть нам писатель? (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)
– Какие растения встречаются в этой местности? (Черника, лиственница, карликовая берёза, папоротник) Прочтите описание. Как вы думаете, с какой целью автор включил описание черничника в рассказ? Представьте: лес, цветёт черника, вокруг тишина, спокойствие. И вдруг…
– Сейчас, мы продолжим читать рассказ от слов … и попробуем найти слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Читать будем способом «буксир» (учитель выступает в роли ведущего по его знаку к чтению по одному присоединяются дети, в итоге синхронно читает весь класс)
Вторичное чтение текста – Найдите слова, описывающие состояние глухарки в момент, когда ее птенцам угрожала опасность. Зачитайте их. (Металась в стороны, крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности, пыжилась и не могла взлететь.)
– Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
– Какие слова еще использует писатель, чтобы выразить внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
― Подберите слова близкие по значению. (Негодование, возмущение, смелость, храбрость, безбоязненность.)
― Так какой мы увидели капалуху?
― Что ещё необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.
― Это доказывает, что капалуха заботливая мать.
― Найдите и прочитайте слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Вытянув шею, глаза не следили, целилась на гнездо, плавно слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.)
– Что вы можете сказать о поведении капалухи при встрече с людьми и после?
– Могла ли встреча глухарки с людьми закончиться иначе? Докажите.
– К сожалению, глухари перешли в разряд очень редких птиц. Как вы думаете, почему? (Из-за деятельности человека)
― Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)
– Да, кажется, что жизнь птиц совсем беззаботная, полная счастья. А между тем это самые бесстрашные и великие труженики на земле. Только вот труд их и жизнь незаметны. Очень уж скромны птицы, оттого и обижают их иногда люди, особенно ребятишки: разоряют гнезда, крадут яйца и птенцов ради потехи.
III. Рефлексия.
– А, сейчас мы напишем синквейн, выразим своё эмоциональное состояние к героине рассказа. Вот вам памятка (на доске памятка по составлению синквейна). При написании четвёртой строки вы можете воспользоваться крылатым выражением. (слайд 9)
Для вас есть сюрприз, я приготовила вам звук песни глухаря. Вы пишите и слушайте. (Зачитывание нескольких синквейнов)
– Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравился ли вам рассказ? Автор этого рассказа В.П.Астафьев. (слайд 10)
Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. В.Астафьев – автор многих произведений о детях. (Обращение к выставке) Он писал как для детей, так и для взрослых. Первая книга для детей «Васюткино озеро». Каждый рассказ В.Астафьева – это новое открытие тайны природы. В нашей библиотеке есть много произведений В.П.Астафьева.
– Ребята, обратите внимание на экране.
– Эти слова звучали как лозунг для В.Астафьева. Всю свою жизнь он следовал этим словам, не нарушал законы природы и этот же наказ дает нам, его читателям.
– Какой вывод вы сделали для себя? (Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.)
― Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
― Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших.
Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
VIII. Оценивание детей.
Сегодня вы отлично поработали. Мне очень понравились … После уроков я проверю все ваши письменные работы.
Домашнее задание.
– Ребята, домашнее задание на выбор (слайд 11)
Урок окончен. Спасибо за работу.