Организационный момент. - — Мы продолжаем разговор о произведении Виталия Бианки «Мышонок Пик». Для этого давайте немного вспомним, что мы знаем из биографии Виталия Бианки.. Портрет Виталия Бианки и рассказ учащихся о творчестве писателя. . В.В.Бианки– Во-первых, это знаток природы и автор «Лесной газеты»; Во-вторых, это писатель-«переводчик» языка деревьев, трав, зверей и птиц на человеческий язык; В-третьих, это писатель, у которого учились мастерству Николай Иванович Сладков и Эдуард Юрьевич Шим – его продолжатели, последователи и ученики. - Но мы изучаем не прекрасные рассказы о природе, а сказочную историю о маленьком мышонке, мышонке по имени Пик. К какому жанру относится наше произведение? - В повествовании на равных явно различаются две линии: Художественная – сказка (путешествие-приключение мышонка) и Научно-познавательная (удивительные подробности из жизни, казалось бы, столь обычного и даже неприятного для людей существа, как дикий полевой мышонок) - несказка Вывод - А о чем это я ребята, .... или о ком? - Таким образом, я напомнила вам о произведении «Мышонок Пик», с которым мы познакомились на прошлом уроке. - Подскажите автора этого произведения? - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки помогал ребятам проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений. 2.Речевая разминка. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь – не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Определите жар произведения? - Прочитайте скороговорку медленно, грустно, весело, тихо, с удивлением, быстро, хором. - Обратите внимание на смысл слов последней строчки. - Почему Мышонок говорит : «Шуршать я буду тише?» Вывод Итак, главным героем произведения является мышонок пик, полевой и дикий мышонок, а что мы о нем знаем? 3. Проверка домашнего задания. - Ну что же приступим к проверке домашнего задания. - Напомните мне его. - Проверять домашнее задание будем следующим образом - я показываю иллюстрацию из прочитанного вами произведения, вы называете главу, к которой она относится и зачитываете отрывок, описывающий действия на картинке. 1. 2. 3. 4. 5. Вывод. - Ловкой получилась у нас игра с иллюстрациями, но...вы наверное заметили...? - Тогда вспомним название каждой главы. 4. Постановка цели урока. - Что видим особенного в появившейся записи? - Определите, чем мы будем заниматься на уроке? - Конечно, теперь мы совершенно готовые к труду и обороне. А если так, то приступаем к более подробному изучению произведения, а точнее первых двух глав. 5. Работа с текстом. - Приступаем к чтению 1 главы. Рубнул - ударить, срубить… Беседа по содержанию - Что пускали по реке ребята? - Зачем мальчик отправился в кусты? - Кого он там увидел? - Что решил сделать брат с мышонком? Почему? Докажи словами из текста? - Что можно сказать об отношении сестренки к увиденному мышонку? Докажи словами из текста. - К какому решению пришли ребята? - Почему с таким решение согласился брат? Докажи словами из текста? "А с живым пассажиром кораблик пустить интересно" - определи смысл этих слов? Работа в группах - Поработаем в группах . Для работы групп даю следующие задания: Вопросы: Каким был мальчик? 1 ряд Какой была девочка? 2 ряд Каким был мышонок Пик? 3 ряд - Каждой группе даю карточки - помогайки с планом характеристики героя: План характеристики героя: Описание. Что говорит о герое автор, другие герои. Вывод о герое. Свои чувства к нему. Выработайте манеру общения каждого героя, согласно его характеру: голос, темп, мимика, жесты и т.д. Выступление - Приглашаю представителя 1 ряда ... - Приглашаю представителя 2 ряда ... - Приглашаю представителя 3 ряда ... Физкультминутка - А теперь играем с вами. Хлопнем только лишь тогда, когда со мной согласны. Топнем ножкой, тогда когда совсем не согласны Ребята пускали по реке лодочки? – Брат делал их из бумаги. – На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. + Мышонок был один и жил под камнем. – Он был серого цвета. - Это был дикий мышонок. + Мальчик ранил его ножом, когда доставал. + Ребята решили убить мышонка. - Ребята, определите, для чего мы так подробно охарактеризовали главных героев? Не оставили без внимания манеру общения героев, голос, темп, мимику, жесты. - Верно...попробуем. Чтение 1 главы по ролям - Приступаем к чтению 2 главы. Кораблекрушение - катастрофа, произошедшая с судном. Сосунок - детёныш млекопитающего, ещё сосущий мать. Рыболов-скопа - хищная птица отряда соколообразных. Беседа по содержанию - Что нового мы узнали о мышонке? Зачитайте из текста. - Чем занималось мышиное семейство в тот роковой день? - Кто стал первой опасностью для пика? - Почему чайкам так и не удалось поймать мышонка? - Но не только чайки жаждали пика, но и ... щука. .. - Всю ситуацию разрешила птица ... рыболов - скопа ... за кем охотилась птица? - Кораблик перевернулся ... а мышонок? Что с ним? - Докажи словами из текста отношение автора к мышонку. Задание (работа в парах) С помощью карточек восстанови последовательность событий второй главы мне две недели от роду кормила нас молоком я был сосунком ребята сыграли злую шутку лучше бы они убили меня первыми меня заметили чайки со дна реки поднялась щука я ждал смерти рыболов - скопа я не умел плавать это было настоящее кораблекрушение я счастлив, что спасся - Ребята, вы обратили внимание на то, от чьего имени сформулированы выражения? Вы догадались, что нас ждет? Пересказ 2 главы от имени Пика с опорой на план Вывод - Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе. Слышите? Это рождается новое великое чувство любви ко всему живому. Позвольте ему поселиться в вашей душе навсегда, не гоните его. Вам стало хорошо и тепло. - Откройте глазки и попробуйте обобщить свои впечатления . - Над чем же заставил вас задуматься В.Бианки? Что он изменил в вас? 6. Рефлексия. - Поднимите одну из карточек, которые лежат у вас на столах: - Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали. • - Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий. ? - Урок вызвал интерес и желание ещё раз повторить такую работу. ! (Учитель выставляет оценки за работу на уроке.) 7. Домашнее задание. | - О главном герое произведения Мышонке Пике. - Виталий Валентинович Бианки. - Скороговорка. - У него есть враги . . . -Дикий т.к.... - Дочитать произведение В.В.Бианки "Мышонок Пик" - Иллюстрация из главы "Страшная ночь" "Плюх шлёп! – ударилось что то о землю недалеко от мышонка. Пик перестал грызть, прислушался. В траве шуршало. Плюх шлёп! Кто то скакал по траве прямо на мышонка. Надо скорей назад, в кусты! Плюх шлёп! – скакнуло сзади. Плюх шлёп! Плюх шлёп! – раздалось со всех сторон. Плюх! – раздалось совсем близко впереди. Чьи то длинные, вытянутые ноги мелькнули над травой, и – шлёп! – перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок".
- Иллюстрация из главы "Кораблекрушение" "Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могли разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик". - Иллюстрация из главы "Как мышонок Пик попал в мореплаватели " "Вдруг он закричал оттуда: – Мыши, мыши! Сестрёнка бросилась к нему. – Рубнул сучок, – рассказывал брат, – а они как порскнут! Целая куча! Одна вон сюда под корень. Погоди, я её сейчас…" - Иллюстрация из главы "Соловей - разбойник" "День за днём Пик бежал по лугу, но нигде не находил никаких следов мышей. Наконец опять начались кусты, а за ними Пик услышал знакомый плеск речных волн. Пришлось мышонку повернуть и направиться в другую сторону. Он бежал всю ночь, а к утру забрался под большой куст и лёг спать". - Иллюстрация из главы "Хвост – цеплялка и шёрстка - невидимка" "Лазать он научился отлично. Особенно помогал ему хвост. Хвост у него был длинный, гибкий и цепкий. С такой цеплялкой он мог лазать по тоненьким веточкам не хуже мартышки" - Картинки появлялись вразброс...не последовательно действиям глав. - 1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели. 2. Кораблекрушение. 3. Страшная ночь. 4. Хвост – цеплялка и шёрстка - невидимка. 5. Соловей-разбойник - Первые главы выделены красным шрифтом. - Подробно изучать 1 и 2 главы произведения "Мышонок Пик" - ... - Ребята решили сыграть с мышонком злую шутку. - Скорее всего мы попробуем прочитать 1 главу по ролям. - ... - Пик был еще сосунком ... - Пик не учился плавать ... - Пересказ от имени Пика.
| Слайд 1(портрет В.В. Бианки) Слайд 2 Читает ребенок в процессе чтения идет словарная работа 1 человек выступает...после команда дополняет его ответ Читают хорошо читающие дети. Далее самооценка прочитанного. Пересказывает 1 ребенок. |