Урок литературного чтения в коррекционной школе.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку".
Задачи урока:
познакомить с рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим выразительному чтению;
расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся
прививать интерес к чтению;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация.
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент. Пятиминутка чтения.
- Из какого раздела мы читали произведение? ("Люби живое")
2. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Чтение стихотворения.
- Как вы понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
- Прочитайте медленно
- Прочитайте быстро
- Прочитайте выразительно.
Игра «Хлопни».
Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.
(Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).
3. Проверка домашнего задания.
Формирование новых знаний.
4. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
- Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.
Игротека.
-Выбери животных, которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
-Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка– по домикам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
Составьте слова из рассыпанных слогов.
Вы узнаете, кто герой рассказа:
БЕЗЬЯНОКА - обезьянка,
ЛЬШМАК – мальчик.
- Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?
- Что вы знаете про обезьян?
Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности.
Продолжительность жизни составляет 35 - 40 лет.
Словарная работа.
- Прочитайте рассказ и скажите, какие сложные слова встретились.
Работа со словами:
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Как нужно кушать, вести себя за столом?
Глядел, прищурясь... - покажите, как это? Когда человек щурится?
(Когда устают глаза)
Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».
Перо и чернила - раньше не было ручек и писали перьями, чернила (как краски) брали из баночки. (Показ картинки).
Вавилоны - кривые линии.
Обвисшая морда - (показ на картинке мордочки макаки)
За пазуху - под рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.
Заскреб (показ детьми).
Сконфузился - застеснялся.
Сатана - ругательное слово, в речи употреблять не надо.
5. Знакомство с рассказом Б.Житкова
- Чтение 1 и 2 частей.
Беседа о повадках обезьянки.
- Каковы по размеру обезьянки- макаки?
- Опиши поведение этих животных.
- Как они живут в природе группами или в одиночку?
- Чем питаются?
6. Беседа по содержанию рассказа Б. Житкова «Про обезьянку».
- Понравилась ли вам эта часть рассказа?
- Что именно вам понравилось?
-От чьего имени ведётся рассказ?
- Как обезьянка оказалась у мальчика?
- Как звали обезьянку?
- Какие неприятности она приносила домочадцам?
- Как хозяева решили приручить обезьянку?
- Почему она так себя вела?
Чтение 2 части рассказа детьми.
- Что произошло во время чаепития?
- Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?
- Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?
- Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?
- Как разыгрывал мальчик своих друзей?
- Как Яшка вел себя при гостях?
- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?
Работа над выразительным чтением.
Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. (Жалость, обида, гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)
Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика
7. Домашнее задание: читать выразительно.
8. Итог урока.
- Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?
- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?