СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе "К.И. Чуковский "Федорино горе""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по УМК "Школа России". Это третий урок в данной теме. Разработка содержит  сценарий урока, презентацию к нему, а также самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока

Общие сведения:

Школа – МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

Класс: 2 «А»

Дата проведения урока: 22.01.2020 г.



Тема урока: К.И. Чуковский «Федорино горе»

Задачи:

Образовательные - закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действий; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

Развивающие - продолжить развивать и обогащать речь обучающихся, стимулировать их к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.

Воспитательные - воспитывать бережное отношение к вещам, чистоплотность; умение сопереживать другим.


Оборудование:

  • средства обучения: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой;

  • наглядные пособия, раздаточный материал, ТСО: презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах (словарная работа), карточки-рисунки для составления картинного плана, «шапочки» с посудой для чтения по ролям, карточки с тестами, разноцветные чашки для рефлексии.


Содержание урока:

  • Содержание урока соответствовало программе и задачам урока.

  • Содержание урока способствовало формированию предметных результатов:

– читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;

– понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

– эмоционально воспринимать произведение;

– выделять главную мысль прочитанного произведения;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);

– оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

– составлять описание предметов.


Тип и структура урока:

  • Тип урока – комбинированный.

  • Данный урок шестой в разделе «Писатели - детям» и третий по теме «Федорино горе».

  • Этапы урока и их последовательность соответствовали типу урока.


Реализация принципов обучения:

  • Научность обучения выразилась в знакомстве с прошедшим историческим периодом и законами общества, присущими этому этапу развития истории; в изучении устаревших слов.

  • Доступность обучения реализовывался через использование жизненного опыта обучающихся, через содержание материала, соответствующего возрасту обучающихся.

  • Наглядность (презентация) использовалась с целью активизации познавательной деятельности и контроля проверки знаний.

  • Характер познавательной деятельности преобладал частично-поисковый и творческий.


Методы обучения:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации).


по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный;

- частично-поисковый.


по принципу распределения знаний:

- обобщающий.



Организация учебной работы на уроке:

  • На уроке сочетались разные формы организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

  • Происходило чередование разных видов деятельности.

  • Организовывался самоконтроль

Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, просмотр видеоролика способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила посильные познавательные задачи.

Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта. Домашнее задание ученики повторяли фронтально, активно использовались на уроке компьютер, учебник.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков, а также навыков групповой работы.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении.

Возможности учебного кабинета использованы полностью.





Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области





Предмет – литературное чтение

Класс - 2 класс

Учебник – Л.Ф. Климанова «Литературное чтение»

Тема урока – К.И. Чуковский «Федорино горе»

Автор – Удодова Елена Михайловна





г. Пролетарск

2020 год



Вы
























Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»

Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского, его произведением «Федорино горе».

Задачи:

Образовательные - закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действий; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

Развивающие - продолжить развивать и обогащать речь обучающихся, стимулировать их к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.

Воспитательные - воспитывать бережное отношение к вещам, чистоплотность; умение сопереживать другим.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.

Материально-техническое обеспечение: презентация, мультфильм, аудиозапись.

Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки для работы в парах (словарная работа), для групповой работы (для составление картинного плана), «шапочки» с предметами для чтения по ролям.


Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень интересно узнать, чему вы уже успели научиться. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.


Учитель показывает большую подарочную коробку.


- Вы любите получать подарки? Это вам. Какие вопросы у вас возникли, глядя на коробку? (Что там? Этого на всех хватит? Это съедобное? и т.д.)


- Ответить на ваши вопросы поможет загадка.


Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)


Учитель достает из коробки книги К.И. Чуковского, оформляет выставку.


- В моем детстве считалось, что книга – лучший подарок.


Пусть книги друзьями заходят в дома.

          Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.


  1. Целеполагание. Постановка задач урока.


- Что объединяет эти книги? (Их автор – Чуковский)

- Мы уже знакомы с его творчеством?

- Какие произведения мы читали?

- А какое будем читать сегодня?


В сказке этой, вот беда,

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда, куда?!»

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Все виновную прощают,

Без хозяйки плохо быть,

А она им обещает

Их не пачкать и не бить.



- Мы знакомы с этим произведением?

- Значит, какой будет урок? (Урок закрепления знаний)

- Чему будем учиться? (Отрабатывать выразительное чтение, задавать вопросы по содержанию, читать по ролям, составлять план).


  1. Повторение изученного.

- Что вы знаете о биографии и творчестве писателя? (Обучающиеся коротко рассказывают, что запомнили о Чуковском из предыдущих уроков. Учитель может добавлять сведения).


  • Чуковский – псевдоним, настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

  • Родился в Петербурге в бедной семье. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна, была крестьянка и работала прислугой в доме Чуковских. Чуковского исключили из гимназии из-за низкого происхождения.

  • Чуковский сам изучил английский и французский языки и перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”.

  • Он наблюдал и записывал, как говорят маленькие детки. Из этих записей получилась интересная книга "От двух до пяти".

  • Много произведений Корней Чуковский написал благодаря своим детям, которых он очень любил.

  • Однажды заболел маленький сынишка Корнея Ивановича. Он вез его домой в ночном поезде, а мальчик капризничал, плакал. И чтобы хоть как-нибудь развлечь сына, отец стал рассказывать ему сказку:



Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил.

По-турецки говорил,

-Крокодил, Крокодил Крокодилович!



Так появилась сказка «Крокодил».

  • Как то сидел Корней Иванович дома, за письменным столом. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь: она не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!



Так появился «Мойдодыр».



  • Однажды у Чуковского было очень хорошее настроение, он вбежал в квартиру и, схватив какой-то бумажный клочок, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе. Он исписал весь листок, и, не найдя в комнате больше бумаги, сорвал со стены обои и продолжал писать. Так появилась на свет знаменитая сказка Муха - Цокотуха.

  • Корней Чуковский не только сочинял стихи. Он первый пересказал для детей Библию.

  • Корней Чуковский жил в Переделкино (дачный поселок в Подмосковье). Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя. А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и оставить на память свой ненужный башмачок.

  • Умер в 87 лет. Похоронен писатель в Переделкино, где он жил долгие годы.

- А знаете, как появилось произведение «Федорино горе»?


- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

- Сказка была опубликована в 1926 году, т.е. 94 года назад. Написана, скорее всего, еще раньше. В общем, 95 лет ей точно есть. Конечно, за это время многое изменилось и некоторыми словами мы перестали пользоваться. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие и мало употребляемые слова мы уже разбирали, поэтому сейчас проверим, как вы запомнили их значения.



Словарная работа. Работа в парах

- У вас на партах лежат карточки. Ваша задача – соединить слово с его лексическим значением. (Карточки разрезаны.)



Сито

предмет с сеткой для просеивания муки

Корыто


большой продолговатый открытый сосуд для стирки

Расфуфырили


сделали пушистыми

Побежали во всю прыть


очень быстро

Кадушка

небольшая кадка – бочка из досок, стянутых обручами

Кишат


беспорядочно двигаются в разных направлениях

Прусак


рыжий таракан


Проверка со слайда


  1. Углубление в тему. Работа по содержанию произведения.

1. Слушание

- Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский. Можете следить в учебнике.

(Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".)

2. Чтение по ролям. Инсценирование

- А теперь давайте почитаем по ролям. Выбранные ученики выходят из класса и репетируют за дверью. Остальные ребята в этот момент смотрят эту часть мультфильма. (У Федоры - фартук и косынка, у остальных ребят – «шапочки» скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли).


Федора:

Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"


Автор:

И сказала скалка:


Скалка: "Мне Федору жалко".


Автор:

И сказала чашка:


Чашка: "Ах, она бедняжка!"


Автор:

И сказали блюдца:


Блюдца: "Надо бы вернуться!"


Автор:


И сказали утюги:

Утюги: "Мы Федоре не враги!"



Автор:

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.


Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"


Автор:

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:


Кастрюли:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"



3. Чтение

Дальше дочитывает ученик по учебнику (с. 21 «Полетели, зазвенели…»)


  1. Физкультминутка по сказкам Чуковского.


  • А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба)

  • Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег)

  • Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы)

  • Тут бабочка прилетала, крылышками помахала (машут руками)


VII. Закрепление материала.

- Почему это произведение названо сказкой?

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Как ведут себя эти предметы? (Как люди)


- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К. И. Чуковский построил свою сказку так?(Чтобы было интереснее потом).


- Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (с.17 «Было нам у бабы худо…»)


- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (Он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется? ([ж]) Автор помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.


- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (Так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).


- А теперь прочитаем, как убегают блюдца. Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (Они круглые, мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы).

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь? (Звук разбивающегося стекла)

- Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла.


-Так Чуковский не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

4. Игра «Вставь пропущенное слово»

- Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Я начну, а вы продолжите. Можно отвечать хором.

И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко»

И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»


5. Составление картинного плана. Групповая работа.


- Можно ли стихотворное произведение пересказать? Что в этом может помочь? (План)


- Составим картинный план. Работа в группах. У учеников 4 картинки, которые надо пронумеровать. Затем представители от каждой группы по очереди выходят с пронумерованными картинками. Проверка по слайду.


  1. Проверка изученного.


- Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая)

- Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет)

- А вам Федору жалко?

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)


- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).

Тест

1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица

2. Кто вывалился из окошка?
а) Стул
б) Диван
в) Стол

3. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья

4. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы

5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные

Проверка по слайду

IX. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

- К чему призывает нас автор своей сказкой? (Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок).


- Какая пословица подходит к сказке?


- У кого из наших ребят всегда порядок на парте?

- А у кого сегодня был порядок в ответах? Кого бы вы отметили?


-У вас на столе посуда разного цвета. Давайте её поставим в шкаф (Иллюстрация на доске)

-Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало, поставьте чашки желтого цвета на верхнюю полку.

- Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах, затруднения, то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета.

- Если вам было трудно работать, то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.

X. Домашнее задание

Подготовить свои вопросы по содержанию сказки.

По желанию – пересказ.

В подарок – раскрасить ту картинку, с которой выходили отвечать при составлении картинного плана.





Просмотр содержимого документа
«карточки для словарной работы»

Сито



Корыто



Расфуфырили



Побежали во всю прыть



Кадушка



Кишат



Прусак





предмет с сеткой для просеивания муки

большой продолговатый открытый сосуд для стирки

сделали пушистыми


очень быстро


небольшая кадка – бочка из досок, стянутых обручами

беспорядочно двигаются в разных направлениях

рыжий таракан
















Просмотр содержимого документа
«тест»

Тест

1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица

2. Кто вывалился из окошка?
а) Стул
б) Диван
в) Стол

3. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья

4. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы

5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные


Тест

1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица

2. Кто вывалился из окошка?
а) Стул
б) Диван
в) Стол

3. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья

4. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы

5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные




Просмотр содержимого презентации
«Федорино горе»

УМК «Школа России»   Урок литературного чтения  «К.И. Чуковский. «Федорино горе»».  2 класс   Разработала учитель начальных классов МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области Удодова Елена Михайловна

УМК «Школа России» Урок литературного чтения «К.И. Чуковский. «Федорино горе»». 2 класс

Разработала учитель

начальных классов МБОУ лицей №1

г. Пролетарска Ростовской области

Удодова Елена Михайловна

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Сито Корыто Расфуфырили Побежали во всю прыть Кадушка Кишат Прусак предмет с сеткой для просеивания муки большой продолговатый открытый сосуд для стирки сделали пушистыми очень быстро небольшая кадка – бочка из досок, стянутых обручами беспорядочно двигаются в разных направлениях рыжий таракан

Сито

Корыто

Расфуфырили

Побежали во всю прыть

Кадушка

Кишат

Прусак

предмет с сеткой для просеивания муки

большой продолговатый открытый

сосуд для стирки

сделали пушистыми

очень быстро

небольшая кадка – бочка из досок,

стянутых обручами

беспорядочно двигаются в разных направлениях

рыжий таракан

2 1 3 4

2

1

3

4

Тест

Тест

  • б
  • в
  • а
  • в
  • а
1. Аккуратностью весь свет держится. 2. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней. 3. Порядок – душа всякого дела.

1. Аккуратностью весь свет держится.

2. Не тот правей, кто сильней,

а тот, кто честней.

3. Порядок – душа всякого дела.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!