СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по русской народной сказке "Каша из топора".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в школьном музее. Дети знакомились с народным бытом, фольклором, участвовали в народных играх.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по русской народной сказке "Каша из топора".»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.


ТЕМА: Русская народная сказка «Каша из топора»


Место проведения: школьный музей.


Тип урока: 

Комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА: 

Создать условия для ознакомления с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора», для приобщения детей к театральной культуре и развития творческих способностей, воспитания воли и уверенности в себе, для ознакомления с жизнью и бытом наших предков, воспитания уважения к традициям и культуре народов России. На материале произведений русского фольклора отрабатывать навыки выразительного чтения и обогащать речь учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

Личностные результаты: выказывают своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Оборудование: карточки с материалом для чтения, учебники по литературному чтению для 2 класса (1 часть)

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Где мы с вами очутились? (в избе)

- Верно, мы очутились в деревенской русской избе.

-Что вы видите в этой избе? (есть печка, лапти, ковшик, ухват - предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

II. Актуализация знаний.

Дети отгадывают предметы и рассказывают, для чего они предназначены.

Загадки:

Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

Что за зверь:

Зимой ест,

А летом спит,

Тело теплое,

А крови нет,

Сесть на него сядешь,

А с места не свезет? (Печь)

В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (Ухват.)

Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

Ни свет, ни заря —

Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)

Согнут в дугу - летом на лугу,

Зимой - на крюку.

(серп)

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает. (свеча)

- Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..)

- А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..).

Всё это жизнь деревенских жителей. Их быт.

III. Проверка домашнего задания.

- А кроме домашних дел, были другие занятия?

- Как занимали свой досуг? (песни, игры, сказки)

Дети по цепочке рассказывают сказку «Гуси-лебеди»

- Покажите, где печка спрятала девочку с братцем?

IV. Физкультминутка.

Игровая

        Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

А дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

        При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. 


V. Подготовка к изучению нового материала

- Как вы думаете, кто мог жить в такой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах, во дворцах).

- Героиню нашего урока вы узнаете, когда прочитаете слово, расположив буквы по высоте. (старуха).

- Чтобы узнать второго героя, послушайте его песню.

Слушают песню солдата из мультфильма «Каша из топора»

- Кто второй герой? (солдат)

VI. Самоопределение к деятельности.

Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок, используя опорные слова познакомиться, учиться, быт, солдат, старуха.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сказок – бытовыми.

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость одних людей и доброта, ум, смекалка других. Главными героями бытовой сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

VI. Речевая разминка.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (каша)

- Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)

-А герой нашей сказки смог это сделать по-своему необычному рецепту.

- Прочитайте название сказки в учебнике с. 44.

VII. Работа по теме урока.

  1. Просмотр инсценировки сказки (подготовленные ученики показывают)

  2. Беседа по восприятию.

- Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

- Назовите героев сказки.

-Куда шёл солдат? (домой)

- Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя)

- Что попросил солдат у хозяйки?

-Как старуха откликнулась на просьбу солдата?

- Что придумал солдат? (обмануть старуху)

- Как он это сделал? (сварил кашу из топора)

-Поднимите руку, кому из вас сказка понравилась? Чем понравилась?

- Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

3. Словарная работа.

Читают слова на карточках и объясняют их значение.

Служивый - солдат, военнослужащий.

Побывка-приезд к кому-нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Чулан - помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить - прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл - большой металлический сосуд для варки каши.

Коли - если бы.

Этакую - такую.

Смётка – смекалка.( сообразительность)

  1. Повторное чтение сказки.

-При чтении обратите внимание, как герои общаются друг с другом.

( Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)

– Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?

- Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)

– Как вы понимаете это выражение?

  1. Чтение по ролям.

  2. Работа с пословицами.

  • Если сила не возьмёт, смекалка выручит.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Доброе дело без награды не останется.

- Составить пословицы из отдельных слов. ( Смётка дороже богатства)

- Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказке? Докажите своё мнение.

VIII. Рефлексия

-Выбери и продолжи любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за ……

  • После урока мне захотелось……

  • Сегодня я сумел…..

  • IX. Итог урока.

  • -С какой сказкой познакомились?( «Каша из топора»)

  • – К какому виду сказок она относится? (бытовая)

  • – Что вы узнали о бытовой сказке? ( Главные герои – люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

  • X. Домашнее задание

  • Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!