СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка. Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка. Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка."»

МОУ «Изобильненская школа»





Урок

литературного чтения

2 класс

Тема: Сказка. Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.





Учитель Кочубей Г.Н.





2015-2016















Урок по литературному чтению во 2 классе

Тема:Сказка. Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизировать знания по теории литературы;

познакомить с названиями композиционных частей сказки; учить находить их в тексте.Воспитывать уважение и бережное отношение к книге.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, книги со сказками, карточки.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.


II.Речевая разминка

Прочитать радостно, грустно, с удивлением.


Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.


III.Определение темы и целей урока.

Учитель.

- Прочитайте тексты на карточках

1.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

2.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

3.

Все люди на свете любят сказки.

4.


Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны.

5.


В сказках есть присказка, зачин, концовка.














-О чём эти высказывания? (О сказках)

- Определите тему сегодняшнего урока.

-Что из прочитанного вам незнакомо?

(Мы не знаем, что такое присказка, зачин, концовка в сказке. )

-Назовите цель урока?

(Узнаем, что такое присказка, зачин, концовка в сказке. Научимся находить присказку, зачин, концовку в сказках. )


IV. Актуализация знаний.

-Рассмотрите книги со сказками.

-Подумайте, как сказки попадают к читателю?

( Их сочиняют)

-Кто сочиняет сказки?

(Писатели или народ)

­-Как называются сказки, написанные писателями?

(Авторские)

-А сочинённые народом?

(Народные)

-Прочитайте названия авторских сказок, народных.

-Кто помогает увидеть сказку?

(Художник. Он создаёт образ героев, делает иллюстрации к текстам)

-Благодаря художнику, детская книга становится ярче, интереснее. И мы все имеем представление о том, как выглядит Баба-Яга, Золушка или Колобок.

-Что ещё нужно, чтобы книга со сказками оказалась у нас в руках?

(Её нужно купить или взять в библиотеке. Книгу надо напечатать в типографии. Нужно изготовить бумагу.)

-Так где же начинается книга?

-Расскажите, какой путь проходит книга прежде, чем попасть к нам в дом?

-Люди каких профессий участвуют в создании книги?

-Почему к книге нужно относиться бережно?


V. Работа по теме урока.

1) Чтение статьи в учебнике «Сказки» (с. 28)

2) Словарная работа.

Дух захватывает.

Мастер сказки.


3) Беседа по содержанию.

-Когда начинается любовь к сказкам?

-Как вы понимаете высказывание «А художники проносят сказку через всю жизнь.»

(Дети подводятся к пониманию, что художник, создавая зрительный образ действующих лиц, оставляет этот образ с читателем навсегда.)

-Для чего нужны сказки?

(Для развлечения. Для того, чтобы рассказать детям о добре и зле. Учить детей правильно поступать.)

-С каким автором сказок вы уже давно знакомы?

( С А. С. Пушкиным)

-Какие его сказки вы знаете?

-Почему народные сказки в статье названы вечными?

(Они пришли к нам с давних времён и будут жить дальше, потому что их будут рассказывать бабушки внукам, а внуки своим внукам и т.д.)


ФИЗМИНУТКА


4) Определение композиционных частей сказки.

-Сказки сочиняются по определённому правилу. В них обязательно есть зачин и концовка и очень часто присказка. Давайте попробуем дать определение частям сказки, подумаем, почему они так называются.

(Концовка- конец сказки. Зачин – начало сказки. Присказка – то, что говорится перед сказкой.)


Работа в парах.

На партах по одной карточке с примерами композиционных частей. Уч-ся читают и пробуют определить, какая часть им досталась. Ответ комментируют.


А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.


Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.


Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…


Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….


И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.



5) Определение последовательности композиционных частей сказки.

Работа в парах.

-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке. Обратите внимание, на ваших карточках есть ещё одна часть. Какая?

(Основная)

-Как вы думаете, что содержится в этой части?

(Все события сказки. Основной текст)


ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

КОНЦОВКА



VII. Закрепление полученных знаний.

1) Деление сказки на композиционные части.


Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. Жили-были мать , отец, дочка Машенька да сынок Иванушка. Вот как-то ушли родители на работу, а дети дома остались. Маша должна была за братом смотреть, да заигралась и забыла. Мимо летели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли к Бабе-Яге. Увидела Маша,как гуси-лебеди за лесом мелькнули, и вспомнила о брате. Стала искать Иванушку, а его нигде нет. Поняла Маша, что нужно идти к Бабе-Яге. Много дорог исходила девочка, много приключений и страхов пережила, но братца всё же нашла, от Бабы-Яги спасла. И уж больше не забывала о нём. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


2) Сильные, хорошо читающие уч-ся получают задание собрать сказку из разрезанных частей.


Когда это было – не помню я, 

Где это было не ведаю.

Только дед мой рассказывал сказку эту.


Однажды девочка Маша пошла в лес за грибами . Да так увлеклась, что заблудилась.


Долго она ходила по лесу и ,наконец, набрела на избушку. Только не знала Маша, что в этой избушке жил злой медведь. Заставил он девочку в избе прибираться и кашу варить. А если убежать попробует, то поймает её и съест. Очень не хотелось Маше навсегда у медведя оставаться. Вот и придумала она как медведя обхитрить. Напекла Маша пирожков и попросила медведя отнести гостинец отцу с матерью. Он согласился, а Маша сама в корзину залезла и сверху пирожки положила. Так медведь и принёс её в деревню. Корзину у ворот оставил, а сам убежал, чтоб собаки не заели. Увидели Машу отец с матерью, обрадовались и в лес одну уж не пускали.


Мы мешок развязали, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок - и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите - пироги пеките!


3) Проверка выполненной работы .


VIII. Итог урока.


-Чем сказка отличается от рассказа?

(В рассказе нет присказки, зачина и концовки.)

-В каком порядке располагаются части сказки?


IX. Домашнее задание.

По выбору:

-прочитать статью в учебнике на с. 28;

-на основе сказок «Колобок» или «Петушок – золотой гребешок» сочинить свою сказку используя все композиционные части.


X. Рефлексия.


- Узнали вы что-то новое сегодня на уроке?

-Какой этап урока понравился больше всего?

- За что бы вы похвалили бы себя?