Урок литературного чтения во 2-м классе по ФГОС
Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Формирование УУД:
Планируемый результат: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.
Оборудование: карточки для рефлексии, Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация, картинки, карточки для групповой работы и работы в парах, цветная бумага, магнитики.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня, я, предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)
Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.
Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). (Знаки)
Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.
- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.
2.Дыхательная гимнастика.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Изображение на доске)
- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем скороговорку.
3.Речевая разминка.
У ёжика и ёлки иголки колки
- познакомьтесь (прочитать глазками);
Почувствуем ритм скороговорки.
Положили руки на парту ладонями вниз.
Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово.
- прочитайте шепотом;
- прочитайте медленно;
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).
— Прочитайте выразительно.
4. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Пришвин “Ребята и утята”).
Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было подготовить кроссворд и вывод)
Но вначале восстановите деформированный план рассказа.
Ребята ловили утят. (2)
Приказ взрослого. (3)
Утка повела утят к озеру. (1)
Семья продолжает путешествие. (4)
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?
5. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Помимо того, что можно прийти на природу, как ещё можно попасть на природу?
(смотреть картины, читать произведения, услышать музыку)
-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).
- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)
- Да, ребята, вы много читали о животных, но лишь одно из них является героем нашего произведения, а кто он вы узнаете, когда выполните задание в группах.
- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (… групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). - Обоснуйте свое решение.
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.
. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки с табличкой.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И. Пивоварова | “Ребята и утята” |
| “Жила-была собака...” |
- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания.
- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором.
- Значит, тема нашего урока будет... (“Страшный рассказ”)
- С чьим творчеством вы сегодня познакомитесь, узнаете, если разгадаете ребус, который принесла сорока.
6. Работа по теме урока.
- Внимательно послушайте биографию Е.И. Чарушина и подумайте, почему он стал писать о природе.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал. Часто брал с собой сынишку. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать.
Итак, почему же Е. Чарушин стал писать о природе?
- На природе люди отдыхают: читают книги, рассказывают различные истории. Вот и мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина.
- Прочитайте название рассказа.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.
«Стратегия ключевых слов»
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Предположите, как могут разворачиваться события?
Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз
В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. (Изображение на доску) Прочитаем их.
- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)
- Ребята, примите удобную позу и приготовьтесь слушать рассказ.
(Читает учитель.)
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)
- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)
7. Физминутка для глаз.
(Изображение на доску). Мышка предлагает отдохнуть и сделать физкультминутку.
- А поможет нам осеннее лесное дерево провести физминутку для глазок
- Не забудьте, сосчитать!
- Сколько листочков и тучек совершили движение? (18)
Прочитаем вслух цепочкой.
- А вот и белочка (Изображение на доску). Она запасливая и для вас припасла вопросы по содержанию рассказа.
Работа с текстом после прочтения:
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.
- Какое языковое средство использует автор? (диалог)
- Что такое диалог?
- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.
- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?
- Чему учит рассказ?
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
-Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе.
(Изображение на доске) - Ребята, к нам из леса заглянул его хозяина – медведь? А говорит он и делает всё с чувством, с толком, с расстановками. Он вам и предлагает следующее задание.
Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)
- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?
- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)
-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)
- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?
Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.
8. Физминутка.
- Что ты, еж, такой колючий….
- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.
- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический)
- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов,
- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать.
Составление коллективного синквейна «Ёжик»
Ёжик
Круглый, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёжик охотится по ночам.
Хищник.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что...”
9. Подведение итогов урока.
Прием “Верно ли, что ...”
что “Страшный рассказ” - это сказка?
что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
что мы продолжим знакомство с героями произведения?
что нашим гостям было интересно?
10. Работа с пословицами.
- На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
Чему учит рассказ?
- Почему нужно беречь животных? Ведь в природе всё взаимосвязано. Одну из связей в природе мы с вами сейчас себе представим.
- Ребят, у которых на парте лежат маски, попрошу вас их надеть и выйти к доске. (маски ежа, мышки, зерновых культур)
Чем питаются ежи? (мышками) А чем питаются мыши? (зёрнышками)
- Что произойдёт, если истребить ежей? (мышей станет больше и они поедят зерновые культуры).
- Вот какую важную роль играют животные!
Выставление оценок. Комментирование их.
11.Домашнее задание.
Мудрая сова предлагает вам следующее домашнее задание.
Прочитать рассказ, составить план, используя подчёркнутые слова в тексте, подготовить подробный пересказ по плану.
12.Рефлексия. Технологическая пауза.
- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.
Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек контур фигуры.
Аккуратно разрывайте по этому контуру.
Разверните.
- Что получилось у вас? (сердце)
- На доске изображение ёжика и его друзей. Кому понравился урок подарите своё сердечко им, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!
Посмотрите, что у вас получилось? Как можно назвать эту эмблему нашего урока?
11