СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2-м классе по ФГОС "Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2-м классе по ФГОС "Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"»

Урок литературного чтения во 2-м классе по ФГОС

Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Задачи:

  • Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;

  • Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

  • Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

  • Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.

Формирование УУД:

Планируемый результат: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.

Оборудование: карточки для рефлексии, Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация, картинки, карточки для групповой работы и работы в парах, цветная бумага, магнитики.

Ход урока:

1.Организационный момент

 Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня, я, предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)

Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). (Знаки)

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

2.Дыхательная гимнастика.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Изображение на доске)

- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем скороговорку.

3.Речевая разминка.

У ёжика и ёлки иголки колки

- познакомьтесь (прочитать глазками);

Почувствуем ритм скороговорки.

Положили руки на парту ладонями вниз.

Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово.

- прочитайте шепотом;

- прочитайте медленно;

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).

— Прочитайте выразительно.

4. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Пришвин “Ребята и утята”).

Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было подготовить кроссворд и вывод)

Но вначале восстановите деформированный план рассказа.

  1. Ребята ловили утят. (2)

  2. Приказ взрослого. (3)

  3. Утка повела утят к озеру. (1)

  4. Семья продолжает путешествие. (4)

- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?

5. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Помимо того, что можно прийти на природу, как ещё можно попасть на природу?

(смотреть картины, читать произведения, услышать музыку)

-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).

Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)


- Да, ребята, вы много читали о животных, но лишь одно из них является героем нашего произведения, а кто он вы узнаете, когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (… групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). - Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.

. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки с табличкой.

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И. Пивоварова

“Ребята и утята”


“Жила-была собака...”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания.

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором.

- Значит, тема нашего урока будет... (“Страшный рассказ”)

- С чьим творчеством вы сегодня познакомитесь, узнаете, если разгадаете ребус, который принесла сорока.

6. Работа по теме урока.

  • Вводная беседа.

- Внимательно послушайте биографию Е.И. Чарушина и подумайте, почему он стал писать о природе.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал. Часто брал с собой сынишку. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать.

Итак, почему же Е. Чарушин стал писать о природе?

- На природе люди отдыхают: читают книги, рассказывают различные истории. Вот и мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина.

- Прочитайте название рассказа.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.

«Стратегия ключевых слов» 

  • Шура и Петя остались одни;

  • у самого леса;

  • ни папы, ни мамы;

  • темно;

  • не страшно, не боялся;

  • кто-то топает;

  • закрылись с головой;

  • прижались друг к другу;

  • пришли (родители);

  • зажгли;

  • ёжик

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз

  • Словарная работа.

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. (Изображение на доску) Прочитаем их.

- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

  • Первичное чтение.

- Ребята, примите удобную позу и приготовьтесь слушать рассказ.

(Читает учитель.)

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

7. Физминутка для глаз.

(Изображение на доску). Мышка предлагает отдохнуть и сделать физкультминутку.

- А поможет нам осеннее лесное дерево провести физминутку для глазок

- Не забудьте, сосчитать!

- Сколько листочков и тучек совершили движение? (18)

Прочитаем вслух цепочкой

- А вот и белочка (Изображение на доску). Она запасливая и для вас припасла вопросы по содержанию рассказа.

Работа с текстом после прочтения:

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение 

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? 

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

-Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе.

(Изображение на доске) - Ребята, к нам из леса заглянул его хозяина – медведь? А говорит он и делает всё с чувством, с толком, с расстановками. Он вам и предлагает следующее задание.

Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)

-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?


Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.

8. Физминутка.

- Что ты, еж, такой колючий….


- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, 

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать.

Составление коллективного синквейна «Ёжик»

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что...”

9. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что ...”

что “Страшный рассказ” - это сказка?

что Евгений Чарушин был художником-анималистом?

что мы продолжим знакомство с героями произведения?

что нашим гостям было интересно?

10. Работа с пословицами.

  • - На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.

  • “Все хорошо, что хорошо кончается.”
    “На всякую беду страха не напасешься.”
    “У страха глаза велики.”

  • - Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?

  • - Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.

  • Чему учит рассказ?

  • - Почему нужно беречь животных? Ведь в природе всё взаимосвязано. Одну из связей в природе мы с вами сейчас себе представим.

  • - Ребят, у которых на парте лежат маски, попрошу вас их надеть и выйти к доске. (маски ежа, мышки, зерновых культур)

  • Чем питаются ежи? (мышками) А чем питаются мыши? (зёрнышками)

  • - Что произойдёт, если истребить ежей? (мышей станет больше и они поедят зерновые культуры).

  • - Вот какую важную роль играют животные!

Выставление оценок. Комментирование их.

11.Домашнее задание.

Мудрая сова предлагает вам следующее домашнее задание.

Прочитать рассказ, составить план, используя подчёркнутые слова в тексте, подготовить подробный пересказ по плану.

12.Рефлексия. Технологическая пауза.

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.



  1. Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек контур фигуры.

  2. Аккуратно разрывайте по этому контуру.

  3. Разверните.

- Что получилось у вас? (сердце)



- На доске изображение ёжика и его друзей. Кому понравился урок подарите своё сердечко им, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!



Посмотрите, что у вас получилось? Как можно назвать эту эмблему нашего урока?

























11