СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Знакомство с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Знакомство с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками»"»

Целевой блок

Тема

Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Педагогическая цель

Знакомство с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Планируемые результаты

Предметные:

1) познакомиться с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

2) научиться выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя, находить в произведении средства художественной выразительности.

Личностные:

1) осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

2) осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Метапредметные:

1) регулятивные УУД: - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с классом план изучения темы урока;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- нацеливать на успешную деятельность.

2) коммуникативные УУД: - строить связное высказывание по теме;

- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

3) познавательные УУД: - прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи;

- выделять существенную информацию;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.

Задачи урока

Образовательные: ознакомление с рассказом К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Развивающие: развитие способности определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитание интереса к чтению; формирование интереса к изучаемому предмету.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Учебно – методический комплекс

Учебник литературного чтения 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь на печатной основе, УМК «Школа России», учебная доска, ручки, компьютер, проектор, магниты, раздаточный материал.

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия

Берген, пересмешник, лесник, кованые, всплеснула

Организация пространства

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи

Музыка, русский язык, история.





План

1.Организационный этап (мотивация) – 1 минута;

2. Этап проверки домашнего задания – 7 минут;

3. Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения – 13 минут;

4. Чтение литературного произведения – 9 минут;

5.Этап выявления специфики восприятия и анализа текста – 6 минут;

6. Итог урока – 2 минуты;

7. Этап объяснения домашнего задания – 1 минута;

8. Рефлексия – 1 минута.



























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Организационный этап (мотивация)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сядьте ровно, выпрямите спину.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку: лежат ли у вас на партах учебники литературного чтения и читательские дневники?

Давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Еще раз: вдох, выдох. Хорошо.

Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу.

Проверяют готовность к уроку (наличие необходимых предметов).


Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

2. Этап проверки домашнего задания

- Какое домашнее задание вам было задано на прошлом уроке?

- Давайте проверим его.



- Что придумал мальчик, для того чтобы увидеть человечков?







- Какой момент в рассказе вы считаете самым напряженным?



- Определите главную мысль произведения.

- Перейдем ко второй части домашнего задания. Выйдет и задаст свои вопросы классу (…). Обратите внимание, если ваши вопросы уже звучали, то вы не задаете их снова.

- Ответить на вопросы к рассказу «Как я ловил человечков» и придумать 5 своих.

- Он подкладывал конфету, хлеб, наблюдал ночью за кораблем. Затем притворился болеющим и, когда бабушка ушла, решил взять пароходик и сам найти человечков, но сломал его.

- Когда Боря взял корабль с полки и стал вскрывать палубу.

- Нужно держать слово, данное человеку.


Ученики выходят к доске и задают вопросы по тексту своим одноклассникам.

Коммуникативные: строить связное высказывание по теме.

3. Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения

- Ребята, внимательно прослушайте музыкальную композицию и приготовьтесь отвечать на вопросы. (1:01 минута)

- Что вы представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?

- Какие чувства пробудила в вас музыка? Какое настроение она у вас вызвала?


- Слышали ли вы раньше эту композицию? Знаете ли ее автора?

- Автор этого музыкального произведения – композитор Эдвард Григ. Вы уже встречались с этим композитором и его произведением на уроках музыки. Что вам о нем уже известно?

- Эдвард Григ – известный норвежский композитор. Он жил 177 лет назад. Написал множество музыкальный произведений, которые ценят и слушают до сих пор.

- Ребята, у нас урок литературного чтения. О чем же мы будем говорить?

- Предположите, как может быть связан Эдвард Григ и литературное произведение.

- А может Эдвард Григ оказаться героем литературного произведения?

- Тема нашего урока – произведение Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- Определите цель урока используя опорные слова на слайде. (Знакомство с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

- Сформулируйте задачи урока, вставляя пропущенные слова на слайде. (Прочитаем 1 часть рассказа … («Корзина с еловыми шишками»)

2. Определим … (главную) мысль рассказа;

3. Выделим главных … (героев) 1 части рассказа, дадим им краткую характеристику).

- Обратите внимание на слайд. Встречались ли вы с этими произведениями ранее?

- Назовите их автора.


- Что вам о нем уже известно?

- Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Он родился 127 лет назад, в 1892 году. Произведения этого писателя наполнены трепетным чувством любви к природе и родной земле, учат видеть прекрасное. Со школьных времен его интересовало написание стихов. Во взрослом возрасте Константин Георгиевич много путешествовал по нашей стране, был за рубежом, и каждое его путешествие – новая книга. Паустовский много писал о художниках, композиторах, других писателях. Рассказ, с которым мы познакомимся, ведет нас в н мир музыкального творчества композитора Эдварда Грига.

- Предлагаю вам поработать в парах и прежде повторим правила работы в парах.


- У вас на партах лежат вот такие листочки. Положите их перед собой. (…), прочитай задание.









- Приступайте. Время выполнения этого задания – 3 минуты. Если вы закончили – соедините свои ладони с ладонями соседа по парте.

- Давайте проверим, какие диалоги у вас получились.

- Перейдем к подготовке к чтению. Обратите внимание, в тексте могут встретиться новые и трудные слова:

- Берген - город в Норвегии. Пересмешник – вид птиц, подражающих голосам других птиц. Лесник – лесной сторож. Кованые – изготовленные из обработанного метала. Всплеснула – вскинула (руки).

- Воспринимают и анализируют музыкальную композицию.


- Рассвет, утро, пробуждение природы.

- Радостные чувства, величественные.

- Да.



- Этот композитор родом из Норвегии, написал очень много известных музыкальных композиций.


- О литературном произведении

- Он написал его или является его главным героем

- Да




Формулируют цель и задачи урока, вставляя пропущенные слова на слайде.








- Да.

- Константин Георгиевич Паустовский

- Известный русский писатель, написал множество книг для детей.











- Уважать мнение партнера, говорить шепотом, не ругаться.

- Составь с другом диалог на тему «Я люблю слушать музыку» и запиши его. Вам помогут вопросы: любишь ли ты слушать музыку? Ты слушаешь музыку один или в компании? Какую музыку ты предпочитаешь слушать: радостную или грустную; громкую или тихую; торжественную или спокойную?

Ученики зачитывают их диалоги по ролям.


Обучающиеся совместно с учителем проговаривают слова, расставляя ударение и знакомясь с их значением.

Личностные: осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.













































Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре.

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.







4. Физкультминутка

– Ребята, встаньте. Пришло время отдохнуть.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко – легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по 5 прыжков

И к работе класс готов!

- Присаживайтесь, пожалуйста.

Ученики выполняют физкультминутку (здоровьесберегающая технология).



5. Чтение литературного произведения

- Теперь, когда вы готовы, можем приступать к чтению. Откройте учебники на странице 39-й. Помните, читаем мы выразительно, громко, чётко. Я начинаю читать, продолжим по цепочке по предложению. Поставьте указательный палец на начало текста и внимательно следите.

- Стоп, спасибо. Обратите внимание, далее в тексте идут диалоги, поэтому читать мы будем так же по цепочке, но по абзацу. (…), продолжай.

Дети читают по цепочке рассказ, следят за постановкой интонации и выразительностью.

Познавательные: прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи.

6. Этап выявления специфики восприятия и анализа текста

- Ребята, какое впечатление произвел на вас данный рассказ?

- Какие эмоции вы испытали при его прочтении?


- Как же называется рассказ?


- Как вы думаете, почему он получил именно такое название?



- А можно ли назвать корзину с еловыми шишками опознавательным признаком для героев?

- Почему?





- Кто его автор?


- Назовите главных героев сказки.


- Каким перед нами предстает осенний лес? Найдите фрагменты, подтверждающие это.

- Что Дагни собирала в лесу?

- Найдите в тексте фрагмент с описанием внешности Дагни. (....), зачитай его.

- С кем жила Дагни?


- Определите главные черты характера Эдварда Грига.

- Что навело вас на такие выводы? Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие это.

- Определите главные черты характера Дагни Педерсен. Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие это.

- Как вы считаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?




- Почему Григ не сделал подарок Дагни сразу?

- Что Григ решил подарить Дагни? Найдите этот фрагмент в тексте.


- Озаглавьте эту часть.


- Можем ли мы выделить главную мысль из этого отрывка произведения?

- Понравился, заинтересовал.

- Было очень интересно, что будет дальше.

- Корзина с еловыми шишками

- Потому что Дагни собирала еловые шишки, когда Эдвард

Григ встретил ее в лесу.


- Да.

- Дагни и Григ могли уже встречаться ранее, но именно корзина с еловыми шишками повернула ситуацию таким образом.

- Константин Георгиевич Паустовский.

- Дагни Педерсен, Эдвард Григ.

Находят подтверждения в тексте.

- Еловые шишки.

Зачитывают описание внешности из текста.

- С отцом Хагерупом и дедушкой.

- Добрый, хороший, дружелюбный. «Глаза у Грига смеялись»

- Наивная, добрая, отзывчивая, гостеприимная.

- Грига заинтересовали светящиеся глаза девочки, ее хорошие качества, а также история о старой кукле разжалобила композитора.

- Потому что он делает подарки для взрослых.

Находят и зачитывают фрагмент из рассказа.

- Встреча в осеннем лесу, судьбоносная встреча.

- Да, одна встреча может поменять все, вдохновить на великие поступки.

Познавательные: выделять существенную информацию.












Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения.

7. Итог урока

- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?

- Кто является его автором?


- Кто в рассказе является главными героями?



- Какими нравственными качествами обладают герои?


- Чему учит данный рассказ?


- Какова главная мысль рассказа?

- Оценку «отлично» на уроке получают (…), так как читали выразительно, не допуская ошибок, работали активно, давая точные и полные ответы на вопросы.

- Оценку «хорошо» получают (…), так как читали выразительно, но давали неполные ответы на вопросы.

- Корзина с еловыми шишками.

- Константин Георгиевич Паустовский.

- Дагни Хагеруп и Эдвард Григ – норвежский композитор.

- Доброта, отзывчивость, вежливость.

- Учит быть добрее, не бояться новых знакомств.

- Одна встреча может поменять все, вдохновить на великие поступки.


Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.

8. Этап объяснения домашнего задания

- Ваше домашнее задание следующее: составить 5 вопросов по первой части произведения и читать диалог по ролям.

Записывают домашнее задание.


9. Рефлексия

- Предлагаю вам самим оценить свою деятельность на уроке. Если вы активно работали на уроке и материал был понятен для вас – поднимите карточку с зеленой шишкой. Если же вы были неактивны на уроке и у вас остались вопросы – поднимите карточку с красной шишкой. Ребята, которые подняли карточку с красной шишкой, могут подойти ко мне после урока и задать интересующие их вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек в соответствии с критериями.

Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!