1. Организационный этап (мотивация) | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сядьте ровно, выпрямите спину. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку: лежат ли у вас на партах учебники литературного чтения и читательские дневники? Давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Еще раз: вдох, выдох. Хорошо. | Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу. Проверяют готовность к уроку (наличие необходимых предметов). | Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
2. Этап проверки домашнего задания | - Какое домашнее задание вам было задано на прошлом уроке? - Давайте проверим его. - Что придумал мальчик, для того чтобы увидеть человечков? - Какой момент в рассказе вы считаете самым напряженным? - Определите главную мысль произведения. - Перейдем ко второй части домашнего задания. Выйдет и задаст свои вопросы классу (…). Обратите внимание, если ваши вопросы уже звучали, то вы не задаете их снова. | - Ответить на вопросы к рассказу «Как я ловил человечков» и придумать 5 своих. - Он подкладывал конфету, хлеб, наблюдал ночью за кораблем. Затем притворился болеющим и, когда бабушка ушла, решил взять пароходик и сам найти человечков, но сломал его. - Когда Боря взял корабль с полки и стал вскрывать палубу. - Нужно держать слово, данное человеку. Ученики выходят к доске и задают вопросы по тексту своим одноклассникам. | Коммуникативные: строить связное высказывание по теме. |
3. Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения | - Ребята, внимательно прослушайте музыкальную композицию и приготовьтесь отвечать на вопросы. (1:01 минута) - Что вы представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору? - Какие чувства пробудила в вас музыка? Какое настроение она у вас вызвала? - Слышали ли вы раньше эту композицию? Знаете ли ее автора? - Автор этого музыкального произведения – композитор Эдвард Григ. Вы уже встречались с этим композитором и его произведением на уроках музыки. Что вам о нем уже известно? - Эдвард Григ – известный норвежский композитор. Он жил 177 лет назад. Написал множество музыкальный произведений, которые ценят и слушают до сих пор. - Ребята, у нас урок литературного чтения. О чем же мы будем говорить? - Предположите, как может быть связан Эдвард Григ и литературное произведение. - А может Эдвард Григ оказаться героем литературного произведения? - Тема нашего урока – произведение Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». - Определите цель урока используя опорные слова на слайде. (Знакомство с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками») - Сформулируйте задачи урока, вставляя пропущенные слова на слайде. (Прочитаем 1 часть рассказа … («Корзина с еловыми шишками») 2. Определим … (главную) мысль рассказа; 3. Выделим главных … (героев) 1 части рассказа, дадим им краткую характеристику). - Обратите внимание на слайд. Встречались ли вы с этими произведениями ранее? - Назовите их автора. - Что вам о нем уже известно? - Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Он родился 127 лет назад, в 1892 году. Произведения этого писателя наполнены трепетным чувством любви к природе и родной земле, учат видеть прекрасное. Со школьных времен его интересовало написание стихов. Во взрослом возрасте Константин Георгиевич много путешествовал по нашей стране, был за рубежом, и каждое его путешествие – новая книга. Паустовский много писал о художниках, композиторах, других писателях. Рассказ, с которым мы познакомимся, ведет нас в н мир музыкального творчества композитора Эдварда Грига. - Предлагаю вам поработать в парах и прежде повторим правила работы в парах. - У вас на партах лежат вот такие листочки. Положите их перед собой. (…), прочитай задание. - Приступайте. Время выполнения этого задания – 3 минуты. Если вы закончили – соедините свои ладони с ладонями соседа по парте. - Давайте проверим, какие диалоги у вас получились. - Перейдем к подготовке к чтению. Обратите внимание, в тексте могут встретиться новые и трудные слова: - Берген - город в Норвегии. Пересмешник – вид птиц, подражающих голосам других птиц. Лесник – лесной сторож. Кованые – изготовленные из обработанного метала. Всплеснула – вскинула (руки). | - Воспринимают и анализируют музыкальную композицию. - Рассвет, утро, пробуждение природы. - Радостные чувства, величественные. - Да. - Этот композитор родом из Норвегии, написал очень много известных музыкальных композиций. - О литературном произведении - Он написал его или является его главным героем - Да Формулируют цель и задачи урока, вставляя пропущенные слова на слайде. - Да. - Константин Георгиевич Паустовский - Известный русский писатель, написал множество книг для детей. - Уважать мнение партнера, говорить шепотом, не ругаться. - Составь с другом диалог на тему «Я люблю слушать музыку» и запиши его. Вам помогут вопросы: любишь ли ты слушать музыку? Ты слушаешь музыку один или в компании? Какую музыку ты предпочитаешь слушать: радостную или грустную; громкую или тихую; торжественную или спокойную? Ученики зачитывают их диалоги по ролям. Обучающиеся совместно с учителем проговаривают слова, расставляя ударение и знакомясь с их значением. | Личностные: осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы. |
5. Чтение литературного произведения | - Теперь, когда вы готовы, можем приступать к чтению. Откройте учебники на странице 39-й. Помните, читаем мы выразительно, громко, чётко. Я начинаю читать, продолжим по цепочке по предложению. Поставьте указательный палец на начало текста и внимательно следите. - Стоп, спасибо. Обратите внимание, далее в тексте идут диалоги, поэтому читать мы будем так же по цепочке, но по абзацу. (…), продолжай. | Дети читают по цепочке рассказ, следят за постановкой интонации и выразительностью. | Познавательные: прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи. |
6. Этап выявления специфики восприятия и анализа текста | - Ребята, какое впечатление произвел на вас данный рассказ? - Какие эмоции вы испытали при его прочтении? - Как же называется рассказ? - Как вы думаете, почему он получил именно такое название? - А можно ли назвать корзину с еловыми шишками опознавательным признаком для героев? - Почему? - Кто его автор? - Назовите главных героев сказки. - Каким перед нами предстает осенний лес? Найдите фрагменты, подтверждающие это. - Что Дагни собирала в лесу? - Найдите в тексте фрагмент с описанием внешности Дагни. (....), зачитай его. - С кем жила Дагни? - Определите главные черты характера Эдварда Грига. - Что навело вас на такие выводы? Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие это. - Определите главные черты характера Дагни Педерсен. Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие это. - Как вы считаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок? - Почему Григ не сделал подарок Дагни сразу? - Что Григ решил подарить Дагни? Найдите этот фрагмент в тексте. - Озаглавьте эту часть. - Можем ли мы выделить главную мысль из этого отрывка произведения? | - Понравился, заинтересовал. - Было очень интересно, что будет дальше. - Корзина с еловыми шишками - Потому что Дагни собирала еловые шишки, когда Эдвард Григ встретил ее в лесу. - Да. - Дагни и Григ могли уже встречаться ранее, но именно корзина с еловыми шишками повернула ситуацию таким образом. - Константин Георгиевич Паустовский. - Дагни Педерсен, Эдвард Григ. Находят подтверждения в тексте. - Еловые шишки. Зачитывают описание внешности из текста. - С отцом Хагерупом и дедушкой. - Добрый, хороший, дружелюбный. «Глаза у Грига смеялись» - Наивная, добрая, отзывчивая, гостеприимная. - Грига заинтересовали светящиеся глаза девочки, ее хорошие качества, а также история о старой кукле разжалобила композитора. - Потому что он делает подарки для взрослых. Находят и зачитывают фрагмент из рассказа. - Встреча в осеннем лесу, судьбоносная встреча. - Да, одна встреча может поменять все, вдохновить на великие поступки. | Познавательные: выделять существенную информацию. Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения. |
7. Итог урока | - Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? - Кто является его автором? - Кто в рассказе является главными героями? - Какими нравственными качествами обладают герои? - Чему учит данный рассказ? - Какова главная мысль рассказа? - Оценку «отлично» на уроке получают (…), так как читали выразительно, не допуская ошибок, работали активно, давая точные и полные ответы на вопросы. - Оценку «хорошо» получают (…), так как читали выразительно, но давали неполные ответы на вопросы. | - Корзина с еловыми шишками. - Константин Георгиевич Паустовский. - Дагни Хагеруп и Эдвард Григ – норвежский композитор. - Доброта, отзывчивость, вежливость. - Учит быть добрее, не бояться новых знакомств. - Одна встреча может поменять все, вдохновить на великие поступки. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации. |