СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного краеведения "Я возвращаюсь к волжским берегам, откуда начинается Россия".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Воспитание любви к родному краю.

2. Развитие уважения к ее истории и культуре.

3. Воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Задачи.

Общеобразовательные:

  • знакомство с названием и происхождением реки Волга, существованием различных мифов и легенд о великой реке, какой ее описали поэты и художники, проблемы и современное состояние Волги.

 

развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • совершенствование навыков литературоведческого анализа текста;

воспитывающие:

  • привитие любви к родному краю через литературное краеведение.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного краеведения "Я возвращаюсь к волжским берегам, откуда начинается Россия".»

Конспект урока литературного краеведения

«Я возвращаюсь к волжским берегам, откуда начинается Россия»


Класс: 7 А

Предмет: литературное краеведение

Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний.


Цели:

1. Воспитание любви к родному краю.

2. Развитие уважения к ее истории и культуре.

3. Воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Задачи.

Общеобразовательные:

  • знакомство с названием и происхождением реки Волга, существованием различных мифов и легенд о великой реке, какой ее описали поэты и художники, проблемы и современное состояние Волги.


развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • совершенствование навыков литературоведческого анализа текста;

воспитывающие:

  • привитие любви к родному краю через литературное краеведение.

Оборудование и оформление:


Эпиграф "О Волга! Колыбель моя!..» (Н.А. Некрасов.)

Компьютерные технологии, видеофильмы, мульфильм «Водяная мать» по стихотворению Г. Тукая, проекты-исследования учащихся, сочинения, поделки, рисунки, тексты сказки «Волга и Вазуза», составление синквейна.

Презентация «Я возвращаюсь к волжским берегам, откуда начинается Россия»


Ход урока.


1.Оргмомент.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1. Видеофильм «Волга» и звучит отрывок песни «Течет река Волга» в исполнении Л. Зыкиной.

Слайды 2-3.Учащиеся Кислов А., Файзуллина Р. читают стихотворения о Волге.

Слово учителя. Ребята, какие ассоциации возникают у вас при слове «Волга»?

Почему именно о Волге будем сегодня говорить?

Ответы детей.

Слайд 4.

Учитель. Волга почти синоним слову «Родина».Неужели ее можно назвать иначе? Наша Родина - Россия. Она огромна, прекрасна, богата, многонациональна. Мы живем на берегу великой русской реки Волги. Наше Поволжье многонационально. Здесь дружно живут и трудятся русские и чуваши, татары и мордва, удмурты и марийцы, и даже немцы. Наш класс тоже многонациональный. Принадлежность к разным нациям не мешает нам дружить, уважать друг друга. Давайте поздороваемся друг с другом на разных языках.

Слайд 5.

Учитель. Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава дружит с лугом, как поля с реками, как дружит солнце со всеми нами.

3. Актуализация знаний.

Слайд 6-7.

Учитель. Сегодня на уроке каждый из вас должен раскрыть свои способности и не копировать кого-либо. Попробуем построить наш урок по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Итогом будет создание статьи журнала «Литературный альманах». Каждая группа, объединенная цветом шляпы и определенными заданиями, приготовила свои исследования по темам. И ребята готовы поделиться и представить свои проекты.

На столах листочки. Разместите слово Волга на листе так, как вам хочется, запишите цветом, который, как вам кажется, больше всего подходит к этому слову. На этих листочках в течение урока запишите интересные факты, сведения, можете даже нарисовать, записать ключевые слова, названия, имена. Сели все удобно, красиво. Мы начинаем.


Слайд 8-10. «Белая шляпа».Предоставляется слово 1 группе.

1.Кислов А.

2.Биширова П.

3.Малочкин Д.

Задание. «Письмо по памяти».

-Запишите на листочках эти древние названия реки Волга.

-Попробуйте прочитать.


Слайд 11. «Синяя шляпа».Мудрость и талант каждого народа нашли свое отражение в легендах и мифах. Интересно, какой материал нашли ребята и в какой форме нам его представят.

Слайд 12.1. Русская легенда. Малочкина А.

Слайд 13. 2. Чувашская легенда. Багрова Е.

Слайд 14. 3. Татарская легенда. Хабибуллин А., Файзуллина Р.

Слайд 15. Мультфильм «Су анасы».

Слайд 16-17. 4. Мордовская легенда. Тырлышкин И., Семин Н., Асадуллин Д., Тагашова В.

Ребята прикрепляют пословицы о Волге на доске.


Слайд 18. «Красная шляпа». Девочки из этой группы получили свое задание рассказать народную сказку под редакцией С.Я. Маршака «Волга и Вазуза». Мы не просто прослушаем эту сказку. Девочки в нарядах русских красавиц будут нам сказывать, а мы с вами внимательно слушать. На ваших столах распечатаны тексты сказки. Будьте внимательны. Нужно будет нам поработать с этим текстом.

Слайды 19-20. Задание.

1.Назовите основные черты характера героинь.

2.С помощью каких художественных приемов и деталей мы можем определить черты сходства и различия сестер?

3. Какими средствами выразительности характеризует их автор?


Слайды 21-25. «Черная шляпа». Мы поговорим и о проблемах реки Волга.

Этот год объявлен Годом экологии не случайно. Представители этой группы расскажут, что может случиться плохого, если мы будем молчать об этом.

  1. Муравьева Ю.

  2. Валеев Р.


Слайды 26 «Желтая Шляпа». Представители этой группы исследовали и собирали материал, как в искусстве уделили достойное внимание образу нашей красавицы Волги.

Слайды 27-28

Волга в литературе.

1.Бажанова П.

2.Куприянов Е.

3. Хафизова К.

4.Корноухова М.

5.Хабибуллин А.

Слайды 30-36

Волга в живописи и кино.

Сорокина В.



Слайды 38-46., «Зеленая шляпа». Наше творчество.

  1. Отгадывание ребуса.

  2. Русский народный танец. Исполняют Малочкин Д., Малочкина А.

  3. Сочинения , поделки учащихся, рисунки.

  4. «Наш отдых на Волге» фото.

  5. Стихотворения.


4. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, давайте мы с вами скажем добрые слова в адрес великой реки Волги. Составление синквейна.

  1. Рефлексия.

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-У меня получилось…

-Этот метод мне помог…

- Чем и как помог..

-Занятие дало мне для жизни…

-Цели достигли…

5. Домашнее задание: составление статьи для журнала «Литературный альманах».



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!