СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 11 класс. "Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ главного героя – старика Сантьяго"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет учащимся узнать больше по зарубежной литературе, включает обзор жизненного пути Э. Хемингуэя, определение идейного содержания повести "Старик и море".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 11 класс. "Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ главного героя – старика Сантьяго"»

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ главного героя – старика Сантьяго

Цели и задачи урока:

Общеобразовательные: расширить знания о зарубежной литературе, дать обзор жизненного пути Э. М. Хемингуэя, показать значение его творчества, определить идейное содержание повести ,,Старик и море”.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к человеческой личности, формирование гуманистического мировоззрения.

Развивающие: способствовать формированию собственного взгляда на текст, совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование: портрет Э.М. Хемингуэя, листок с эпиграфом к уроку, мультимедийная система, карточки с заданием для групп.

Тип урока: комбинированный.


,,Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”.

Э.М. Хемингуэй.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном творчеству американского писателя 20-го века Эрнесту Хемингуэю. Приглашаю всех разделить радость открытия удивительного и неповторимого мира Э. Хемингуэя.

Чтобы понять какую страницу вписал Э. Хемингуэй в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству писателя и постараться ответить себе на вопросы. Кто же он – Эрнест Хемингуэй? Какие исторические события выпали на его долю? О чем писал и размышлял? Какие произведения стали главными в его творчестве?


  1. Актуализация знаний.

Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:

* притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

* подтекст - скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

* пафос произведения - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;

* лейтмотив - ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.


  1. Основной этап урока 

Биография Эрнеста Хемингуэя

Мир Э.Хэмингуэя стал явлением прозы. Вера в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходима нам сейчас.

Просмотр видеоролика по биографии Э. Хемингуэя


Счастье для Хэмингуэя заключалось в том, чтобы любить помимо собственных детей,,три континента, несколько самолетов и кораблей, океан, всех сестер, жен, жизнь, утро, полдень, вечер и ночь, честь, плавание, рыбную ловлю, чтение”. Именно в этом искал и смысл жизни.

Уверена, что вы не раз задумывались над вопросом: ,,В чем смысл жизни? Для чего появился человек на земле?” ( Это то ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится).

Ответ – решение Хемингуэя содержится в повести ,, Старик и море “.


Как создавалась эта повесть? ( Сообщение учащегося).


Беседа по вопросам. Анализ текста.

Слово учителя.

Как описывает автор главного героя? ( Работа с текстом).

Скажите, какие сравнения служат доказательством того, что он часть мира природы? ( Глаза были цветом похожи на море. Шрамы были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне).

За этими шрамами на руках, изношенным парусом, видим физически обессиленного многолетним трудом человека, который прожил тяжелую жизнь и привык терпеть лишения.

Да, таким он предстал перед нами внешне. А что говорит о человеке ,,внутреннем”? ( Глаза – они у него веселые, как у человека, который не сдается никогда и нигде, похожи на море, такие же бездонные, доверчивые и любящие).

Итак, автор противопоставляет внутреннего человека внешнему. ( Старый, потертый как парус внешне, но сильный свободный, полный веры, надежды, внутренне ).

На доске: внутренний / внешний портрет старика.

Рядом со стариком всегда мальчик.

О чем говорит малыш со стариком? Каковы их отношения?

Почему малыш верит силы и возможности старика, а его отец не верит? ( Мальчик любит старика, а отец считает его неудачником).

Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его? (В отношении видна любовь, он заботится о старике, всегда надеется на него и на лучшее. Он никогда не предаст и не покинет его в беде).

Ушел бы сам малыш от старика в другую лодку? ( Нет, т.к. он из любви к старику согласился бы с ним все переносить, во всем ему помогать, и конечно же, никогда не покинул того, кого любит ).

Давайте еще ответим на вопрос. За что мальчик любит старика? (За то, что научил мальчика. Он заслужил эту любовь, а мальчик оказался благодарным ).

О чем разговаривают старик и мальчик в быту? (О вещах незначительных и повседневных. Мы слышим обыкновенный бытовой разговор об ужине, о сети, о местных игроках в бейсбол, о лотерее ). ( Чтение).

Но ужина и сети нет. Они делают вид, что это как будто есть.

Почему они говорят о несуществующих вещах, как о существующих?

( Это несуществующее – самое необходимое. Оно должно быть у каждого человека. Вера, надежда на лучшее будущее).

Ребята, как вы думаете, счастливы ли главные герои? Если они счастливы, то значит сильны. А сильны чем? (Верой друг в друга, основанной на любви, и надеждой на лучшее. Они не унывают. И малыш с любовью заботится о старике).

Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами. Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой ) он размышляет. Размышления старика (запись на доске и в тетради ).

1) Мне просто не везет. Может счастье мне улыбнется. Хорошо, когда человеку везет. Когда счастье придет, я буду к нему готов.

2) Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.

3) Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно. ( Одиночество ).

4) Можно рассчитывать только на себя.

5) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, человека можно уничтожить, но его нельзя победить. ( О смысле жизни).

Наконец, удача улыбнулась, он поймал рыбу. Сколько времени сражался в море с рыбой? (День и ночь, день и ночь, день и ночью вернулся домой).

Что говорит он пойманной рыбе? ( Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. Видит Бог, мне самому не легче ). ( Чтение отрывка).

Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. ( Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…). ( Чтение и обсуждение).

Легко ли было ему в море? (Нет. Солнце днем, усталость, нет возможности отдохнуть, ночью холодно. Голодный. Руки изрезаны, плечо болит. Акулы, бой с ними.)

Таким он был внешне. Но как он чувствует себя, что происходит в его душе? ( Он подбадривает себя, говорит, что не должен сдаваться. ,,Будь спокойным и сильным”, ,, забудь о страхе ”, ,, глупо терять надежду ”, ,, малыш – вот, кто не дает мне умереть ”, ,, волноваться может только мальчик ”. )

Что случилось с рыбой по дороге домой? Измученный старик возвращается. Он мечтал: ,, Сколько людей накормлю!” – но привозит всего лишь остатки рыбы.

Так кто же старик? Победитель или побежденный? ( Чтение последних страниц повести – сны о львах). О чем они говорят? ( Старик как в юности, вновь молод и непобедим. ).

Вот она, разгадка жизни для Хемингуэя: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот, что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»

Это и есть нравственный вывод «Человека, верящего в себя нельзя победить» – вот правда о жизни в повести.


!!!! Обращение к эпиграфу урока

И другая правда в том, что вводя образ мальчика в сюжет, Хемингуэй избегает привычной для него темы смерти – его повесть обращена в будущее.


IV.  Закрепление полученных знаний. Работа в группах.

ТЕСТ
по творчеству Э.М. Хемингуэя

  1. Где родился Э. М. Хемингуэй?

а) в Америке; в) в Германии;

б) в Англии; г) во Франции.

  1. Какая тема характерна для раннего творчества?

а) «Потерянного поколения»; в) любви;

б) дружбы; г) смысла жизни.

  1. Когда была написана повесть «Старик и море»?

а) 1952 г. в) 1961 г.

б) 1914 г. г) 1937 г.

  1. Какое произведение не является творением Э. М. Хемингуэя?

а} «Прощай оружие»; в) «По ком звонит колокол»,

б) «Шинель», г) «Праздник, который всегда с тобой»

  1. Как звали главного героя повести «Старики море»?

а) Сантьяго; в) Гамлет;

б) Манолин; г) Фауст.

6. Что главное в образе старика?

а) вера; в) одиночество;

б) надежда; г) счастье.

  1. С кем ведет борьбу Сантьяго?

а) с акулами; в) с китами;

б) с птицами; г) с дельфинами.

  1. Кто снится Сантьяго?

а) война; в) море;

б) мальчик; г) львы.

  1. Какой награды был удостоен Э. М. Хемингуэй за повесть «Старик и море»?

а) Международной премии; в) Ленинской премии;

б) Народной премии; г) Нобелевской премии.


Ответы:

1. а) 2. а) 3. а) 4. б) 5. а)

6. а) 7. а) 8. г) 9. г)


V. Рефлексия. 


VI. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра « Как будет жить старик, останется ли он непобедимым?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!