СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Федоровича Нестерова»

Черемисиновского района Курской области



Принята  на заседании

педагогического совета

протокол  №____ от _____ 2021 г

Утверждена

Приказом по школе № __ от ____ 2021 г

Директор школы _______/Н.В.Стёпкина/













Рабочая адаптированная образовательная программа

по Русскому языку

для 5 класса

                                        








Головина Галина Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории












Пояснительная записка

Рабочая адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи для 5 общеобразовательного класса , в котором обучаются дети с ОВЗ,имеющие умственную отсталость, составлена на основании:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, М. Просвещение, 2014;

3. Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, 5 – 9 классы: М: Гуманит. изд. центр Владос, 2015 Русский (родной) язык (Воронкова В.В.);

4. Положения «Об адаптированной рабочей программе курса, учебного предмета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,утвержденного на педагогическом совете от 24.08 2020 года Приказом №42/2 от01.09 2017 года

5 Адаптированной основной общеобразовательной программы ООО обучающихся с лёгкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) (вариант1) для 5 класса на 2019 – 2026 годы.

6. Учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Русский язык. 6 класс», авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, - М. Просвещение, 2017

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми даст возможность учащимся максимально реализоваться в  самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе,

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности ;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

Задачи преподавания письма и развития речи

-закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать речь учащихся, обогащать её словарь;

- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Письмо и развитие речи» входит в предметную область – «Общеобразовательные курсы». Учебным планом выделяется 5 часов в неделю , всего 170 часов в год для обязательного изучения «Русский язык»

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Коррекция фонематического слуха.

Коррекция артикуляционного аппарата.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Коррекция познавательных процессов.

При обучении языку используются следующие принципы:

- принцип коррекционно-речевой направленности;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности обучения;

- принцип наглядности в обучении;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучения

Планированные результаты к учебному предмету, курсу

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложения и сочинения;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Метапредметные результатые:

Учащиеся научатся::

определять части речи;

применять наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся получат возможность: усвоить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Учащиеся получат возможность научиться : специальной задаче коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

Грамматике и правописанию

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Учащиеся получат возможность научиться:элементарному курсу грамматики, направленному на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

В 6 классе основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов).

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию в 6 классе. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированном текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки). Графические навыки.

В 5 классе уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

Содержание учебного  предмета.

 Звуки и буквы. Текст (9 ч)  Повторение.
      Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
      Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
      Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
      Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
      Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
      Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.                                                                          

       Предложение. Текст (6 ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
      Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).                                                                        

         Слово. Текст (85 ч) Состав слова   Корень и однокоренные слова.
      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
      Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
      Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
      Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона)Приставка и предлог. Их различение.
      Разделительный ъ в словах с приставками.
      Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
      Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).            

Части речи.   Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
      Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
      Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
      Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
      Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
      Изменение имен существительных по числам.
      Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
      Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
      Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
      Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
      Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
      Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
      Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
      Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
      Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок)художественных определений (синее море)переносного значения (грозные тучи).
      Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
      Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
      Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
      Распространение предложений именами прилагательными.
      Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
      Глагол. Значение в речи.
      Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
      Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
      Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.                                   

     Предложение. Текст (16 ч) Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
      Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
      Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
      Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
      Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
      Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
      Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.    


Повторение (10 ч)                                                                                                                                         Связная речь (9 ч)  Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
      Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
      Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
      Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
      Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
      Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание







план

факт








Повторение. Звуки и буквы. Текст 17часов











1.

Гласные и согласные.  Алфавит

1










2.

Несовпадение звука и буквы в слове

1










3.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я

1










4.

Мягкий знак на конце и в середине слова

1










5.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1










6.

Р. р.Текст. Различение текста и не текста

1










7.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1










8.

Ударные и безударные гласные в слове

1










9.

Проверка безударных гласных в слове

1










10.

Проверка безударных гласных в слове

1










11.

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок

1










12.

.

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1










13

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1










14

Деловое письмо. Адрес

1










15

Деловое письмо. Адрес

1










16.

.

Коллективное составление рассказа по серии картинок

1










17

Коллективное составление рассказа по серии картинок

1











Предложение. Текст -17 часов











18.

Выражение в предложении законченной мысли

1










19

Выражение в предложении законченной мысли

1










20

Распространение предложений

1










21

Распространение предложений

1










22.

Порядок слов в предложении

1










23

Порядок слов в предложении

1










24

Связь слов в предложении

1










25

Связь слов в предложении

1










26.

Главные члены предложения. Сказуемое

1










27

Главные члены предложения. Сказуемое

1










28.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1










29.

Второстепенные члены предложения

1










30

Второстепенные члены предложения

1










31.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1










32

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1










33

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1










34

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1










35.

Вопросительные предложения

1










36

Вопросительные предложения

1










37.

Восклицательные предложения

1










38

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1









39.


Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1










40.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1










41

Деловое письмо. Адрес

1











Состав слова -32 часа











42.

Корень и однокоренные слова

1










43

Корень и однокоренные слова

1










44

Общее и различия в значении однокоренных слов

1










45

Общее и различия в значении однокоренных слов

1










46

Включение однокоренных слов в предложения

1










47

Включение однокоренных слов в предложения

1










48

Окончание – изменяемая часть слова

1










49

Установление связи между словами с помощью окончания

1










50

Установление связи между словами с помощью окончания

1










51.

Приставка как часть слова

1










52.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1










53

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1










54.

Приставка и предлог

1










55.

Суффикс как часть слова

1










56

Суффикс как часть слова

1










57

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1










58

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1










59

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1










60

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1










48.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов











49.

Слово-корень с ударной гласной











50.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов











51.

52.

Проверка безударных гласных в  корне   слова











53.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне











54.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов











55.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне  слов











56.

57.

Проверяемые гласные и согласные в корне











58.

Непроверяемые написания в корне











59.

60.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов











61.

62.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания











63.

64.

Деловое письмо. Поздравление











65.

66.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану












Части речи. Текст – 8 часов











67.

Названия предметов, действий и признаков











68.

Понятие о частях речи. Существительное











69.

Глагол











70.

Прилагательное











71.

72.

Различение частей речи по вопросу и значению











73.

74.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания











Имя существительное – 20 часов











75.

Значение существительных в речи











76.

Одушевленные и неодушевленные существительные











77.

Собственные и нарицательные существительные











78.

Правописание имен собственных











79.

Р.р. Текст и основная мысль текста











80.

Понятие о единственном и множественном числе существительных











81.

Употребление существительных в единственном и множественном числе











82.

Изменение существительных по числам











83.

Знакомство с понятием рода











84.

Существительные мужского рода











85.

Существительные женского рода











86.

Существительные среднего рода











87.

88.

Различение существительных по родам











89.

90.

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания











91.

92.

Деловое письмо. Поздравление











93.

94.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух











Имя прилагательное – 12 часов











95.

Значение прилагательных в речи











96.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными











97.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных











98.

Окончания прилагательных мужского рода











99.

Окончания прилагательных женского рода











100.

Окончания прилагательных среднего рода











101.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода











102.

Изменение прилагательных по родам











103.

104.

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания











105.

106.

Деловое письмо. Записка











Глагол – 9 часов











107.

Значение глаголов в речи











108.

Различение действий, обозначаемых глаголами











109.

Настоящее время глаголов











110.

Прошедшее время глаголов











111.

Будущее время глаголов











112.

Различение глаголов по временам











113.

Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли











114.

115.

Глагол. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания











Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -11 часов











116.

Главные члены предложения











117.

Второстепенные члены предложения











118.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам











119.

Различение нераспространенных и распространенных предложений











120.

Распространение предложений











121.

Знакомство с однородными членами предложения











122.

Дополнение предложения однородными членами











123.

Предложение. Закрепление знаний.  











124.

Контрольный диктант











125.

Работа над ошибками. Коррекция знаний











126.

Деловое письмо. Записка











Повторение – 5 часов











127.

Состав слова











128.

Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.











129.

Предложение











130.

Текст











131.

Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания




































С Михайловка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!