Конспект урока по рассказу «Тоска» А.П. Чехова. 7 класс .
Тема урока: «Скверно вы живете, господа»( высказывание М.Горького о Чехове)
Цель:
заинтересовать учащихся в изучении новой темы, продолжить работу над анализом произведения, помочь задуматься над важными вопросами бытия;
Задачи:
-продолжить формирование умения анализировать художественный текст
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- формирование содержания понятий «маленькие люди», «ничтожные люди», «одиночество
-формирование нравственной позиции учащихся, обучение бережному, внимательному отношению к художественному слову.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведениям автора, учебник, тетради, раздаточный материал, карточки с цитатами, рабочий лист
Словарная работа:
Тоска, фабула,
сюжет,
конфликт
Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.
Методы обучения:
Эвристический
Проблемный
Эпиграфы
Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа! (М. Горький)
А. П. Чехова: “Умею коротко говорить о длинных вещах”,
Ход урока
1.Определение цели и целеполагание
Совсем скоро в январе наступающего года мы будет отмечать 160-летие со дня рождения великого русского писателя, драматурга, тонкого психолога, исследователя души человека Антона Павловича Чехова. Мастер слова умел в малую форму-рассказ- уместить глубокое содержание. Его рассказы лаконичны, веселы и в то же время грустны. Как же удавалось писателю все это совместить в своем творчестве. Мы сегодня постараемся приоткрыть еще некоторые секреты мастерства. Расскажите, какие факты биографии писателя вам известны.
- Работа с цитатой М. Горького
Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!
- Как вы эти слова понимаете?
- Названием урока будет последней фразой высказывания.
Запишите тему в тетрадь
2.Актуализация знаний:
Со многими рассказами Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Проверим .( на столах лежат карточки «Угадай произвведение», работа в парах: соединить стрелочками предметы с названием рассказов Чехова
Карточка «Угадай произведение»
Предметы, связанные с произведением | Названия рассказа |
Чемодан | «Хамелеон» |
Калоша | «Лошадиная фамилия» |
Щипцы | «Жалобная книга» |
Собака | «Толстый и тонкий», |
Гайка | «Хирургия» |
Зуб | «Злоумышленник» |
Книга отзывов и жалоб | «Спать хочется» |
Проверка на доске, оценивание
Для того чтобы определить цель урока, обратимся к четверостишию:
Когда душа завоет от тоски
Когда поймешь-тебе уже не двадцать
Сожмется сердце будто бы в тиски
И никого… и не к кому прижаться
- Какой смысл в этих строчках?
- Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова? (Грусть, разочарование, душевная тревога, уныние)
-Хорошо, а теперь обратимся к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова.
ТОСКА, -и, ж. 1. Душевная тревога, уныние. Наводить тоску на кого-н. Т. берет. Т. в глазах, во взгляде у кого-н. Т. по родине. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.
-Как связаны ваши размышления с эпиграфом ?
Значит, какова цель нашего урока?( Равнодушие и тоска, которые не находят отзывчивых и чутких людей в обществе)
Работа с текстом. Работа в парах
- Итак, рассказ А.П.Чехова «Тоска»
- Кто главный герой рассказа, что мы знаем о нем. ( собирание материала по плану: прежняя жизнь героя, четыре встречи, чем они закончились,
находим фрагменты в тексте, )
Рабочий лист.
А)Записать ключевые слова «Путь Иона к одиночеству».(Ключевые слова: смерть сына, душевная растерянность, тоска, безразличие в обществе, ненужные советы, одиночество)
Б) Ассоциативный ряд к слову одиночество
Незримое чувство– тоска. Как А.П.Чехов рисует его в рассказе? ( найти и зачитать)
Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...
- Какой же выход? Есть ли он в рассказе? Что же сделать, чтобы человек не чувствовал себя одиноким? (Конечно же, выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком, найти понимающих людей, доверить свою горькую судьбу и почувствовать соучастие. Но люди черствы и безразличны , они не хотят быть милосердными и отзывчивыми.)
- Куда идет наш герой ( чтение последнего фрагмента текста) Найдите разговор Иона с лошадью, зачитайте. Почему Иона исповедуется лошади?
(Иону нужны люди, но люди не способны на проявление теплых чувств, сочувствия к его горю, он не находит этого ни в ком, с кем пытался заговорить о своей всепоглощающей тоске. Иона Потапов пришел в конюшню, увидел лошадь. Он открыл душу внимательной лошади, и ему стало легче.
Вывод: человек обязательно должен выговориться, рассказать о своей проблеме. Надо верить, что выход всегда найдется. И Иона идет к своей лошаденке .«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё...»
Лексическая работа. Чтение эпиграфа к рассказу «Тоска» «кому повем печаль мою»( эта библейская строчка об Иосифе Прекрасном, проданном братьями в рабство)
Этимология слова повем восходит к «ведать», «рассказать»
А сейчас снова вернемся к теме урока, прочитаем высказывание Горького. Так какую проблему ставит автор в рассказе? Что значит жить скверно? ( отвратительно, гадко, недостойно человека, не замечая чужой беды. горя, поэтому тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, им нет дела до горя «маленького человека»
«Маленький человек» в литературе — это литературный герой, который занимает низкое положение в обществе , не одаренный способностями, не отличающийся силой характера, добрый и отзывчивый человек. Никто не может ему помочь, поэтому зачастую судьба маленького человека трагична.( записать в тетрадь)
7.Отличается ли рассказ «Тоска» от тех рассказов, что вы читали раньше
Итоги аналитической работы ( запись в тетради)
Значит, к чему призывает автор своим рассказом?
На доске:
Две линии: автор призывает читателя
к сопереживанию, чуткости, к размышлению откликнуться,
посочувствовать, выслушать.
9. Развитие письменной речи. На рабочем листе ответы на выбранный вопрос:
Что будет с Ионой дальше? Чему меня научил рассказ (3-4 предложения).
Рефлексия
Выберите пословицу, которая отражает цель нашего урока:
Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.
Трудно и дереву одинокому расти.
Хорошо быть свободным, когда ты не один.
Одинокий человек всегда находится в дурном обществе.
Одиночество – это пустота
Одиночество - это, пожалуй, самая страшная вещь на свете”