СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин "Дубровский"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №3 »











Конспект урока-конкурса

по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

в 6 классе






разработала

учитель русского языка и литературы

Батаевой Ольги Вячеславовны
















г. Оренбург

2024


Информация об уроке


Методическая информация

Тип урока

Урок коммуникативного типа

Цель урока


Обобщение знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский», повышение познавательного интереса к изучению творчества великого русского писателя.

Задачи урока


Образовательные:

  • Актуализировать знания о биографии и творчестве А. С. Пушкина.

  • Закрепить представление о романе как литературном жанре, о художественных особенностях литературного произведения.

Развивающие:

  • Формировать читательскую и коммуникативную культуру, совершенствовать навыки выразительного чтения и инсценировки художественного произведения, пополнять активный словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к художественным произведениям, умение видеть уникальность, красоту, богатство и выразительность русского литературного языка.

Знания, умения, навыки, качества учащихся на уроке

Познавательные умения:

– работать с текстом литературного произведения;

– определять тему, проблему, идею произведения;

– определять понятия «жанр», «роман», «конфликт», «эпиграф», «композиция», «сюжет», «фабула», «ретроспектива» и уметь применять их при анализе конкретного произведения Пушкина;

– находить и объяснять языковые особенности художественного текста;

– видеть роль детали в тексте произведения;

– находить общие проблемы в произведениях разных авторов и единство их идейного содержания.

Метапредметные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью; – наблюдать, сравнивать, классифицировать явления и объекты; – согласовывать позиции и находить общее решение;

– делать научные выводы на основе материала;

– аргументировать свой ответ;

– уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

– видеть место нового материала в системе знаний;

– применять полученные знания в нестандартной ситуации;

– пополнять активный словарный запас;

– работать в команде;

– уметь разгадывать кроссворд.

Личностные умения:

– проявлять осознанное желание к получению новых знаний;

– развивать творческие способности;

– работать в команде;

– взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

– оценивать собственную деятельность на уроке;

– выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.

Необходимое оборудование и материалы

Технические средства:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор.

Информационный материал:

  • текст романа А. С. Пушкина «Дубровский»;

  • биография А. С. Пушкина.

Демонстрационный материал:

  • мультимедийная презентация;

  • портрет А. С. Пушкина;

  • иллюстрации художников к роману А. С. Пушкина;

  • детские иллюстрации к роману А. С. Пушкина;

  • декорации к роману А. С. Пушкина.

Интерактивный материал:

  • жетоны для подсчета набранных командой баллов;

  • грамоты победителям и призерам урока-конкурса;

  • благодарности участникам урока-конкурса;

  • «Ромашка чувств».


План проведения урока



Этапы урока

Временная реализация

(90 минут)

1.

Подготовительный. Опережающее домашнее задание

За 1,5 – 2 недели

до урока

2.

Вступление

3 минуты

3

Основная часть


3.1.

«Разминка»

10 минут

3.2.

«Как вы думаете?..»

15 минут

3.3.

«Иллюстраторы»

4 минуты

3.4.

Кроссворд «Узнай персонаж»

5 минут

3.5.

А. С. Пушкин – мастер слова

10 минут

3.6.

«Внимание! Черный ящик!»

10 минут

3.7.

А. С. Пушкин – мастер авантюрного романа

10 минут

3.8.

«Месть или прощение…»

5 минут

3.9.

«Занавес!»

10 минут

4.

Оценка результатов деятельности. Рефлексия

5 минут

5.

Домашнее задание

3 минуты


Время этапов урока указано приблизительно.







Конспект урока


Этап 1. Подготовительный. Опережающее домашнее задание

За 1,5 – 2 недели до проведения урока-конкурса учащиеся делятся на команды (по пять человек), учитель сообщает командам задания.

Задание №1

Перечитать роман А. С. Пушкина «Дубровский»

Задание №2

Составить план сюжета романа

Задание №3

Ответить на вопросы учебника по роману «Дубровский» А. С. Пушкина.

Задание №4

Ответить на вопросы:

  • Что такое роман?

  • Что такое авантюрность?

  • Привести примеры авантюрности из романа.

Задание №5

Нарисовать 3 – 4 иллюстрации к роману.

Задание №6

Подготовить инсценировку наиболее понравившегося эпизода романа. В инсценировке должны участвовать все члены команды. Приветствуется наличие костюмов, декораций, атрибутов.


Этап 2. Вступление

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок. Мы обращаемся к одному из интереснейших произведений А. С. Пушкина, которое вы прочитали и обдумали. Насколько вы были внимательны, читая его, как глубоко поняли, разобрались ли в характерах персонажей – это мы поймём очень скоро.

Наверно, не всё показалось вам простым, что-то вызвало вопросы и сомнения. Но я надеюсь, что в результате сегодняшнего урока вы поймёте повествование Пушкина глубже. Думайте, размышляйте, внимательно слушайте друг друга, задавайте вопросы, если что-либо будет неясно.

Пушкин настолько гениальный писатель, что постичь всю глубину его произведения сразу и невозможно, а вот попытаться очень важно. Я желаю вам успеха и надеюсь на интересную, творческую работу.

Это будет урок-конкурс. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов (1 жетон = 1 балл). Сегодня каждый из вас может проявить свои знания, умения, эрудицию, талант и получить заслуженную награду. Итак, Александр Сергеевич Пушкин. «Дубровский»…

Примечание: перед началом урока необходимо расставить столы так, чтобы учащимся было удобно работать в группах; кроме того, нужно организовать выставку детских иллюстраций к роману и оставить достаточно места для импровизированной сцены.

Знакомство с правилами работы на уроке-конкурсе.

Правила работы:

  • Внимательно слушать вопросы учителя и ответы команд-соперниц, не перебивать выступающих.

  • Во время обсуждения вопроса прислушиваться к мнению всех членов команды.

  • Работать дружно, доброжелательно и дисциплинированно.

Примечание: правила работы оформляются учителем в виде плакатов и вывешиваются на доске.


Этап 3. Основная часть

«Разминка» (Слайды 2 – 3)

Учитель:

Первый конкурс поможет определить, насколько хорошо вы владеете знанием текста произведения, его деталей.

Вопросы командам:

  • Кого имел в виду Пушкин, называя своё произведение «Дубровский»?

Правильный ответ: Владимира Дубровского.

  • Как называлось имение Кирилы Петровича Троекурова?

Правильный ответ: Покровское.

  • Сколько лет было Владимиру, когда он был привезён в Петербург?

Правильный ответ: восемь лет.

  • Назовите фамилию судебного заседателя, который сыграл важную роль в том, что имение Дубровского было незаконно передано Троекурову.

Правильный ответ: Шабашкин.

  • Какую должность исполнял единственный кистенёвский грамотей, которому Егоровна продиктовала письмо для Владимира?

Правильный ответ: повар Харитон.

  • Какую песню насвистывал Троекуров, когда особенно волновался?

Правильный ответ: «Гром победы, раздавайся».

  • Кто и о ком сказал: «Гол как сокол»?

Правильный ответ: Троекуров о Владимире Дубровском.

  • Кем был настоящий Дефорж в своём отечестве?

Правильный ответ: кондитером.

  • Каково было воинское звание Кирилы Петровича Троекурова?

Правильный ответ: генерал-аншеф.

  • Звание Андрея Гавриловича Дубровского?

Правильный ответ: поручик гвардии.

Примечание: за каждый правильный ответ команды получают жетоны.

«Как вы думаете?..» (Слайды 4 – 5)

Учитель: Второй конкурс посвящен особенностям жанра произведения, его главным персонажам и конфликту между ними. Все вопросы этого конкурса начинаются со слов «Как вы думаете?..»

Вопросы командам:

  • Говоря о прочитанном произведении, я не называла его жанра, что является довольно трудным. Назовите жанр «Дубровского». Дайте определение этого жанра. Докажите принадлежность произведения к этому жанру.

Правильный ответ: Роман – это литературный жанр, стремящийся с наибольшей полнотой передать все разнообразные связи человека с окружающей его действительностью и всю сложность человека и мира.

  • Как вы думаете, происходит ли в романе изменение характера Владимира Дубровского или его характер остаётся неизменным? Докажите свою точку зрения.

  • Выделите два основных конфликта в романе. Как вы думаете, как их можно объединить?

Правильный ответ: Троекуров – Андрей Гаврилович Дубровский;

Троекуров – Владимир Дубровский;

Троекуров – Дубровские.

  • Как вы думаете, почему, несмотря на разницу в званиях и в материальном состоянии, Дубровский и Троекуров были дружны?

  • Оцените характеры Кириллы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского? Покажите сложность характеров.

  • Что вы скажете об эпиграфах? Как вы думаете, почему только перед 4-й главой есть эпиграф?

  • Определите главную тему произведения. (Любовь)

  • Почему, по вашему мнению, словосочетание «благородный разбойник» в статье учебника взято в кавычки?

  • Как вы думаете, почему после венчания Марья Кириловна отказалась бежать с Дубровским. Каково ваше отношение к её поступку?


Примечание: жетон получает та команда, которая первой правильно ответила на вопрос; команды могут дополнять ответы друг друга, за содержательное дополнение команда получает жетон.


«Иллюстраторы» (Слайды 6 – 7)

Учитель:

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» иллюстрировали многие художники. Переходим к конкурсу иллюстраций.

Примечание: оценивается соответствие иллюстраций тематике урока, узнаваемость героев и фрагмента романа, красочность и эстетичность оформления.

Оценивание: 1 жетон за иллюстрацию, если соблюдены все критерии.


Кроссворд «Узнай персонаж» (Слайды 8 – 9)





1













2














3









4














5













  1. Назовите имя: «Она привыкла скрывать свои мысли и чувства. Она не имела подруг и выросла в уединении. Редко наша красавица являлась посреди гостей. Она совершила своё воспитание, читая французские романы».

Правильный ответ: Мария.

  1. Назовите имя: «Опытный и тонкий ценитель псовых достоинств и безошибочный решитель всевозможных охотничьих споров».

Правильный ответ: Андрей.

  1. Назовите фамилию действующего лица, для характеристики которого использованы следующие цитаты: «имел большой вес в губерниях», «барская праздность», «человек необразованный, избалованный всем», «пылкого нрава».

Правильный ответ: Троекуров.

  1. Назовите фамилию: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем».

Правильный ответ: Дубровский.

  1. Кем был Архип, который запер в доме Дубровского подьячих перед пожаром?

Правильный ответ: кузнец.

Учитель:

Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали вы прочитаете имя кучера Дубровских, который вёз Владимира Дубровского со станции в Кистеневку.

Правильный ответ: Антон.





М

А

Р

И

Я









А

Н

Д

Р

Е

Й









Т

Р

О

Е

К

У

Р

О

В

Д

У

Б

Р

О

В

С

К

И

Й





К

У

З

Н

Е

Ц








Примечание: за каждое угаданное слово и имя кучера команды получают по одному жетону (максимальное количество жетонов – 6).


А. С. Пушкин – мастер слова (Слайд 10)

(мастерство Пушкина в создании речевой характеристики персонажа)

Учитель:

Владимир возвращался в Кистеневку с кучером Антоном, по дороге кучер рассказал о ссоре Андрея Гавриловича с Троекуровым. Найдите этот разговор («Скажи, пожалуйста, Антон… побежали крупной рысью»).

Прочитайте отрывок, обращая особое внимание на речь кучера. В чем ее своеобразие?

Выпишите фразеологизмы, пословицы, поговорки, произнесенные Антоном.

Правильный ответ: сам себе судия; плетью обуха не перешибешь; в грош не ставит; было бы корыто, а свиньи-то будут; приберет к рукам; не печаль кума, не мути гостей; на чужой рот пуговицы не нашьешь; не только шкуру, но и мясо-то отдерет.

Примечание: за каждое названное выразительное средство – один жетон.


«Внимание! Черный ящик!» (Слайд 11)

Учитель:

В этом конкурсе вы должны вспомнить, когда в романе встречался предложенный вам предмет и кратко пересказать эпизод.

Предметы из «черных ящиков»:

  • письмо

  • карты

  • женский портрет

  • кошка

  • 10 000 рублей

  • кольцо

Примечание: один вопрос – резерв.

Оценивание: 1 жетон за пересказ эпизода, 1 жетон – за дополнения, если предмет встречается в тексте романа неоднократно.

А. С. Пушкин – мастер авантюрного романа (Слайды 12)

Вопросы командам:

  • Что такое авантюрность? Приведите примеры авантюрности из романа.

  • Какая особенность композиции также придаёт особую остроту и занимательность произведению?

Правильный ответ: ретроспектива.

  • Предложенные из романа события расположите в хронологической последовательности (фабула) и в том порядке, как о них повествуется в произведении (сюжет).

Дубровский становится Дефоржем

Ограбление Антона Пафнутьича

Случай с медведем

Появление учителя

Дубровский отказался от мести

Правильный ответ:

Фабула

  1. Дубровский отказался от мести.

  2. Дубровский стал Дефоржем.

  3. Появление учителя.

  4. Случай с медведем.

  5. Ограбление Антона Пафнутьича.

Сюжет

  1. Появление учителя.

  2. Случай с медведем.

  3. Ограбление Антона Пафнутьича.

  4. Дубровский стал Дефоржем.

  5. Дубровский отказался от мести.

Примечание: за правильные ответы на первый и второй вопросы – по 1 – 2 балла, за верный ответ на вопрос о фабуле и сюжете – 6 баллов (максимум 10 баллов).


«Месть или прощение…» (Слайд 13)

Учитель:

Проверим, насколько хорошо вы помните произведения, изученные в этом году, и их авторов. Я называю произведение, вы – автора.

Вопросы командам:

  • «Страшная месть»

Правильный ответ: Н. В. Гоголь.

  • «Мститель»

Правильный ответ: В. А. Солоухин.

  • «Привидение в Инженерном замке»

Правильный ответ: Н. С. Лесков.

  • «Дубровский»

Правильный ответ: А. С. Пушкин.

  • Что связывает эти произведения?

Правильный ответ: тема мести и проблема – месть или прощение.

  • Какова позиция каждого из авторов?

Правильный ответ: авторы произведений сходятся в главном – прощение выше мести.

Примечание: за правильные ответы на вопросы – по 1 жетону.


«Занавес!» (Слайд 14)

Учитель: Настало время проявить свой исполнительский талант. Приступаем к инсценировке выбранных вами басен.

Примечание: на выступление каждой команде отводится 5 минут.

Примечание: оценивается владение текстом, актерское мастерство, наличие костюмов, атрибутов и декораций.

Оценивание: каждый критерий оценивается по шкале от 1 до 5; максимальное количество жетонов за конкурс – 25.


Этап 4. Оценка результатов деятельности. Рефлексия

Учитель: Подошел к концу наш урок-конкурс, настало время жюри огласить результаты. Поздравляем победителей, призеров и всех участников конкурса.

Примечание: членами жюри могут быть педагоги школы.

Поделитесь своими впечатлениями. Какие задания особенно понравились? Какие задания показались вам совсем легкими и неинтересными? Какие предложения и замечания по организации конкурса у вас есть?

Если вам понравился сегодняшний урок, прикрепите к ромашке белый лепесток, если вы остались недовольны его результатами – черный.


Этап 5. Домашнее задание (Слайд 15)

Домашнее задание носит дифференцированный характер:

В I: Продумать ответ на вопрос «Уроки романа А. С. Пушкина «Дубровский».

В II: Подготовиться к выполнению теста по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

В III: Повторить сюжет романа.


Следующий урок по теме – контрольный: В I, В II – «5», «4»; В III – «4», «3»


Обоснование использования мультимедийной презентации на уроке

Данную тему целесообразно изучать с использованием мультимедийной презентации.

Во-первых, это способствует реализации принципа наглядности на уроке: портреты писателей, иллюстрации художников к роману А. С. Пушкина «Дубровский» (слайды 1 – 5, 10, 12, 13).

Во-вторых, позволяет наглядно представить предлагаемые вопросы, давая учителю возможность сосредоточиться на работе команд (слайды 2 – 5, 8, 11, 15).

В-третьих, обеспечивает быструю само- или взаимопроверку некоторых заданий (слайды 9, 10, 12, 13).

В-четвертых, облегчает работу с иллюстрациями учащихся к произведению и делает их оценку более объективной (слайды 6, 7).

В-пятых, делает урок более эмоциональным и ярким.











Список использованной литературы

  1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев. В 2 частях/ Под ред. М. Б. Ладыгина – М: «Дрофа», 2022

  2. Зайцева О. Н., Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А.. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь – М: Дрофа, 2009

  3. Зайцева О. Н., Ладыгин М. Б. Литературное образование. 5-6 классы. Методические рекомендации – М: Дрофа, 2008

  4. Пушкин А. С. Дубровский. – М: Дрофа Плюс, 2010