Урок литературы 7 класс «Японские хокку. Творчество Мацуо Басё».
Цель мастерской: вовлечение в написание стихотворных миниатюр (хокку) на основе знакомства с традиционной японской поэзией.
.Задачи:
1.раскрыть философский смысл японских трехстиший на примере хокку Басё;
2.формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся;
3.способствовать развитию у учащихся воображения, фантазии, поэтического дара слова , воспитываать любвь и уважение к природе, к художественному слову.
Тип урока: развитие речи.
Форма урока: мастерская творческого письма
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
1.Индукция (этап настроя на урок - создание эмоционального настроя. Введение в тему).
Иней его укрыл, Чтобы холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Стелет постель ему ветер… Поздней осенью цветы.
Брошенное дитя.
Пугают их, гонят с полей!
Вспорхнут воробьи и спрячутся
Под защитой чайных кустов.
- Прозвучали непривычные для вас стихи.
-Чем они необычны?
(всего 3 строки, нет рифмы, стихи непонятные, странные)
-О чем вы думали, когда слушали эти стихи?
-Родина этих стихов - Япония
ТЕМА, ЦЕЛИ урока ( определяют сами обучающиеся)
-Сегодня речь пойдёт о японской поэзии, и коротко мы поговорим о традициях Страны восходящего солнца.. Древняя история и экзотика страны неудержимо влекут к себе европейцев. ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О Японии? (Приём «Ассоциации»(кластер)).
-Чем ближе знакомишься с традициями Японии, тем больше понимаешь, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Только в Японии возможна, скажем, такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье: «Мне звонили?» — «Да». — «Кто же?» — «Никто». Иначе администратор-японец вам ответить просто не мог: сказать сразу о том, что никто не звонил — это значит серьёзно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.
Эта курьёзная ситуация даёт нам ключ к пониманию японского этикета, его правил:
всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства пусть даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они не правы; быть внимательным к людям и окружающей природе.
Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда чуть моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения и могут рождаться стихи:
Первый снег под утро.
Он едва-едва пригнул
Листики нарцисса. Или:
В гостях у вишнёвых цветов
Я пробыл ни много ни мало —
Двадцать счастливых дней!
В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
Японцы– вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей.
В Японии не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьёй целым городом. Зимой прекрасен свежевыпавший снег, весной принято любоваться цветень ем сливы, вишни, осенью — огненно-красно листвой горных клёнов. Здесь по-настоящему поклоняются красоте.
На высокой насыпи — сосны,
А меж ними вишни сквозят, и дворец
В глубине цветущих деревьев...
2. Первичная самоконструкция.
Автор всех прочитанных мною хокку – Мацуо Басё (работа в группах): 1)что вы узнали об этом человеке, что особенно запомнилось? (проверка д/з: общие записи, можно в виде кластера) 2) работа с карточкой: выбрать самую важную информацию.
3. Социализация (афиширование)
4. Вторичная самоконструкция.
1) Раскрытие смысла стихотворения (индивидуальная работа учащихся).
-Послушайте еще одно хокку, которое написал Басё.
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке –
Это ее душа
Запишите на листочках свои ассоциации, которые возникли при прослушивании этого стихотворения. (Возможные художественные образы: птица, зима, сон, одиночество, осень, смерть, душа, песня и др.).
-Вспомните, какой мы обычно видим иву?
Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски. Что вы можете сказать о соловье? Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!
Почему же соловей - это душа печальной ивы?
По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.
На ваш взгляд, соловей поет или молчит?
Звучит просто, но прекрасно – это и есть хокку. Вряд ли в какой-либо другой поэзии найдется жанр, который полнее и ярче, чем японское хокку, выразил бы то, что называют национальным духом японского народа.
2) Соединение результатов индивидуальной работы (работа в группах).
Запишите в группах свои ассоциации. Если они повторяются, то записывайте только один раз. (Работают на листах маркерами)
5. Социализация. (Представление групповых работ. Выявление общих идей стихотворения).
(Вывешиваем групповые работы и зачитываем все варианты.)
-У меня тоже возникли ассоциации (вывешиваю свой плакат)
дерево таинственность
ночь покой луна внутренний мир река грусть ожидание мечты музыка
Если ассоциации учителя в большинстве совпадают с ассоциациями детей, то работа строится по такому варианту: Я записала свои ассоциации в две группы, подумайте «Почему?» Что объединяет слова первой группы? О чем эти слова? (Слова первой группы – о природе, о конкретных вещах, предметах, об окружающем мире, а слова второй группы – о чувствах, переживаниях, отношениях человека к природе)
Если ассоциации сильно разнятся, то задаю вопрос: «Почему такие полярные чувства, образы возникли у нас?» (Мы разные, поэтому и воспринимаем многое по разному: здесь играет роль и наше настроение, и жизненные впечатления, жизненный опыт) Далее возвращаемся к первому варианту.
Как взаимосвязаны эти понятия? Почему эти образы возникли у нас? (Через конкретные вещи, предметы, образы раскрываются наши чувства, переживания, мироощущения)
6. Деконструкция.
Обучающиеся получают карточки с материалом о том, как строятся классические хокку.
-Послушайте еще одно хокку Басё. Но для более глубокого его осмысления я хочу уточнить одну деталь. Кукушка в японской поэзии является таким же символом, как в русской поэзии – соловей. Однозвучные трели кукушки всегда пробуждали в японских поэтах возвышенные чувства.
Далекий зов кукушки
Напрасно прозвучал. Ведь в наши дни
Перевелись поэты.
О чем здесь говорит Басё? (О том, что сейчас нет людей способных увидеть прекрасное в обычном, людей, которые способны поэтично воспринимать окружающий мир, людей, которые обладают внутренним взором постижения сути вещей.)
Но я хочу обратить ваше внимание на то, что эти слова Басё были сказаны в XVII веке. Попробуем сегодня опровергнуть его слова и создать свои хокку.
Итак… Будем создавать шедевры В помощь я предлагаю вам начало –
«В каждом человеке солнце»
7.Самоконструкция. Самостоятельная работа учащихся.
8.Итоговая социализация. (По желанию авторов работы зачитываются)
9.Рефлексия. Подведение итогов. (Что я открыл сегодня- в себе,в текстах, в окружающих?...)
Домашнее задание. 1) Сочинить хайку на тему «Ранний вечер», «Восход солнца», «Снег за окном, может быть и своя тема или 2)стр.296-314 вопр.1.