Урок мудрости и доброты
(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
(разработала и провела учитель МБОУ « Алгашинская СОШ» Денисова Т.А.)
Цели урока:
1. Дидактические:
•знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
•анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
2. Развивающие:
•совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
•расширять и обогащать словарный запас школьников
•совершенствовать навыки работы с текстом
3. Воспитательные:
•воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки
•воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях
4. Коммуникативные:
•совершенствовать умение работать в группах
Планируемые результаты:
Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.
Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.
Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.
Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, презентация, песня «Родительский дом».
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пожелайте друг другу успехов на уроке.
Все проверили? В порядке ваши книжки и тетрадки?
Все готовы? Ну, тогда
Нам урок начать пора!
Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.
«Все мы родом из детства…»
- Как вы их понимаете?
-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»
Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».
Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.
Портрет В.П.Астафьева.
Сегодня мы продолжим размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.
Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)
Стихотворение К.Кулиева.
Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».
Мир детства, с ним вечно расставанье,
Назад ни тропок нету, ни следа…
Тот мир далек, и лишь воспоминанья
Все чаще возвращают нас туда.
- Как вы думаете, почему?
- Какое слово можно назвать здесь ключевым?
(Воспоминания)
- Какие слова являются однокоренными к этому слову?
(Помнить, память …)
- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?
(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)
Тема урока «Уроки мудрости и доброты»
Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».
- А как вы понимаете слово «доброта»?
- Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)
Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.( (Рассказ - небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.)
Признаки рассказа:
повествовательность;
небольшой объем;
небольшое число героев;
описание одного эпизода.
- Кто главные герои рассказа?
Примерный ответ: герой рассказа – сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени, семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, работать не любил, бабушка.
- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?
Примерный ответ: бабушка сыграла главную роль в жизни главного героя.
Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)
Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.
Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.
Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)
- Какое же событие можно считать завязкой?
Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.
- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.
- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
- Конём, баба?
- Конём, конём.
- Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)
Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.
С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».
Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё?(это мечта всех ребят, это внимание сверстников)
- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?
(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)
Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)
- Что мы знаем о семье дяди Левонтия?
- Чем эта семья отличается от семьи Витьки?
«Ребёнок учится всему…
- Как вы понимаете эту народную мудрость?
- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)
«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…
…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…
Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?
- Почему Витька не хотел идти с ними на речку?
(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)
- После чего он присоединился к ребятам?
Санька стал его дразнить. (Текст)
- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
- Зато мне бабушка пряник конём купит!
- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
- Я?
- Ты!
- Я?
- Ты, ты!
- Жадный?
- Жадный!
- А хочешь, все ягоды съем?
- Слабо!
- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
- Я ещё у бабушки калач украду!
- Давай!
- Только одного калача мало!
- Шанег прихвати!
- А лучше ещё и пирог!
- Лишнее не будет!
- Ладно!
Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим
День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.
- Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)
«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».
- Почему он не хочет сказать бабушке правду?
- Что ему посоветовал Санька?
И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.
- Можно ли это считать кульминацией рассказа?
- Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)
- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
- Какой же можно сделать вывод?
Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.
- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)
«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.
Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.
- Как же наказала его бабушка? (Текст)
«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».
- Почему бабушка так поступила?
- Что она – неграмотный простой человек поняла?
- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
- Как вы считаете, что такое мудрость?
Примерный ответ: бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Прощает бабушка внука по своей доброте и жалости, также из способности понимания души ребенка.
- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?
- Можно ли это событие считать развязкой?
- Что такое развязка? (Словарь литературных терминов)
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческаядоброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».
1. Существительное.
2. Прилагательных два.
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Рефлексия.
Учитель: Ребята, поднимите руки, у кого есть бабушки?
Поднимают практически все.
Учитель: Как вас воспитывают ваши бабушки? Как вас любят? Как помогают?
Примерные ответы: Покупают подарки. Угощают сладостями. Пекут пироги. Жалеют.
Учитель: А как вы относитесь к своим бабушкам? Как помогаете?
Примерные ответы: Ходим в магазин. Выносим мусор. В саду помогаем полоть грядки, копать картошку. Чистим снег зимой около дома.
Д/з Ответить на вопросы к рассказу, нарисовать иллюстрации