СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Хлестаков и "миражная интрига". Хлестаковщина как общественное явление

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Хлестаков и "миражная интрига". Хлестаковщина как общественное явление»

Литература

8 класс

17.12.20

Тема. Хлестаков и «миражная интрига (Ю. Манн).

Хлестаковщина как общественное явление

Цели урока:

Обучающие: получить целостное представление об образе Хлестакова и его характере, сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге», «хлестаковщине», выявить связь Хлестакова с понятиями «миражная интрига», «хлестаковщина».

Развивающие: развитие связной речи учащихся, мышления, умения анализировать, обобщать; развитие умения работать в группах; развитие актерского умения перевоплощаться в персонажей; формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации материала, формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;

обогащать литературоведческий словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; развитие личности, воспитание вдумчивого зрителя, читателя; любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.


Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Технологии обучения: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления.

Методы: исследовательский, словесный, наглядный.

Метапредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).

Оборудование: учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл.,

ноутбук, телевизор, рабочие папки с заданиями для групп, с листами самооценки.

Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации с изображением героев произведения, высказывания Н.В.Гоголя:

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.



На зеркало неча пенять, коли рожа крива.


Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым.

 

Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит…

Почаще заглядывайте в свой внутренний мир, живите честно, благородно, заботьтесь о ближнем, проявляйте сострадание к людям…




Словарная работа: мираж, интрига, фантастика, гипербола, гротеск.


Ход урока

I .Организационный этап


II. Мотивационный этап

Прочитан «Ревизор»,

Но не закрыта книга.

Ещё мы многое должны узнать:

Кто в центре в ней?

И какова интрига?

Что Гоголь обществу хотел сказать?

И что же каждому из нас

Открыла эта книга?


III.Этап целеполагания

- Сегодня заключительный урок по комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».

И в центре внимания герой, о котором Юрий Манн сказал, что ему принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Назовите героя.

(Размещение на доске иллюстрации с изображением Хлестакова в центр круга, вокруг которого расположены иллюстрации с героями комедии)


-Сформулируйте тему урока, вставив пропущенные слова (тема урока частично записана на доске).

Как называется общественное явление, связанное с героем?

Хлестаков и «миражная интрига (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление

Каковы цели урока? Над чем будем работать на уроке?

Формулирование учащимися целей урока.


IV. Этап актуализации опорных знаний

-Итак, в центре действия Хлестаков. Кто характеризует героя в произведении?

1.Викторина «Кто говорит о Хлестакове?»

(раздаются листочки с цитатами из комедии)

1. «...Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга...»

2. «Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.»


3. «Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят»

4. «...А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его..."
5."Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!" "..Какой миленький носик у твоего барина!.
6.. ...Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!.."Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…»
7."...как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора..."
8."...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде..." 

-Как еще автор характеризует героя? (Фамилия)

-Что обозначает эта фамилия? (проверка домашнего задания)

-Какова же роль Хлестакова в жизни героев произведения? Что их связывает с ним?

Задание. Передайте листочки с характеристикой Хлестакова своему однокласснику. На обратной стороне написаны действующие лица, расскажите о связи их с Хлестаковым.

(Городничий, Земляника, Добчинский и Бобчинский, купцы, слесарша)

V. Этап изучения нового материала

1.Работа над образом Хлестакова.

Анализ сцен из произведения.

Слушайте, смотрите и записывайте черты характера Хлестакова (работа в парах)


Сцена

Какие качества раскрываются

1

Монолог Осипа (работа с текстом комедии, с.282-284 )


2

Сцена дачи взяток (кинофрагмент)


3

Сцена сватовства (кинофрагмент)


4

Монолог Хлестакова

(инсценирование)


Ответы учащихся. Подведение итогов работы.

Прочитайте синквейны к образу Хлестакова (проверка домашнего задания).


2. Аналитическая беседа. Хлестаков и «миражная интрига»

- В руки Хлестакова оказываются вложенными судьбы практически всех людей этого города. И вся острота и необычность изображаемой ситуации состоит в том, что Хлестаков ничего этого не понял.

Да, он центр вселенной — но какой? (ненастоящий, иллюзорный, мнимый)

- Он — пустота, принятая за центр. Причем, как скажет впоследствии Городничий, в нем не было «ни на полмизинца» чего-либо похожего на ревизора. Он весь от начала до конца выдуман, сочинен самими чиновниками.

Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.

Вопросы :

-В какой фразе Городничего состоит завязка пьесы?

- Что происходит с героями комедии?

-Какую роль навязывают они Хлестакову?

 Герои устремляются в никуда, за пустотой, за миражом.

Именно поэтому Юрий Манн назвал интригу в "Ревизоре" "миражной интригой".

Словарная работа.

мираж –

интрига –

«миражная интрига” -

-Как называется вид художественной литературы, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм. Это изображение странного, неправдоподобного

-Что такое гипербола?

- С чего начинается миражная интрига?

- Без этого героя не было бы и «миражной интриги». Кто он?

-В чём заключается «миражная интрига»?

-Гоголь специально ставит в центр пьесы героя, который не догадывается о положении, в которое он попал, и не пытается извлечь из этого положения выгоду.

Не герой ведет действие, а действие ведет героя – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом состоит и своеобразие разработки Гоголем ходячего сюжета о мнимом ревизоре и суть понятия «миражная интрига».

-Гоголь не раз предупреждал, что Xлестаков - самый трудный образ в пьесе, потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Xлестаков никого не обманывал.

- Герой с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь её играть, но даже не поняв, что он её играет. Лишь к середине ( какого действия?) в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека». «Миражность» возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и меньше всего добивался.

-Почему все верят Хлестакову?


-В какой сцене мираж вырастает до невероятных размеров? 

-Какой приём использует Гоголь в этой сцене?

( Запись в тетради определения «гротеск»)

- Кто провоцирует Хлестакова на враньё, на подвиги?

- Почему Хлестаков лжёт? 

Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит»

- В каких словах выражена цель жизни Хлестакова? Какие цветы срывал он в этом обществе?


Вывод: Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни.

-Какая фраза Хлестакова подтверждает это?

3. Хлестаковщина

Имя Хлестакова стало нарицательным. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “хлестаковщина”.

-Назовите годы жизни Н.В.Гоголя.

-Расскажите о России того времени, охарактеризуйте общество.

-Н.В.Гоголь : «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»

Вывод: Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина».

Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающийся цветистыми фразами. Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости

VI. Этап закрепления изученного

-Как вы понимаете слово «хлестаковщина»?

Работа в группах.

1группа. Подобрать ассоциации к понятию «хлестаковщина» на каждую букву этого слова.

2 группа. Построить ассоциативный ряд слов к понятию «хлестаковщина».

Хлестаковщина-

3группа. Выбрать из облака слов те слова, которые характеризуют хлестаковщину (Приложение 1.)

Взаимопроверка.

Как же трактуется понятие «хлестаковщина» в разных словарях?

(сообщение учащегося )

 -А есть ли Хлестаковы среди нас? В чём у современных людей проявляются черты хлестаковщины.

 .

VI. Рефлексивно – оценочный этап

1.Рефлексия

Прежде, чем закрыть книгу с комедией «Ревизор», давайте поговорим об уроках, которые дал нам Гоголь, и о сегодняшнем уроке.

В книге с текстом комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» заложены закладки, вам необходимо продолжить предложение. Передавайте книгу по классу.

Высказывания на листах зеленого цвета касаются данного урока, листы оранжевого цвета- рассуждения над произведением Гоголя.

Если вам попадется белый листок, вы можете сказать, что желаете.


Своей работой на уроке я ...

Теперь я знаю, что…

Мне было сложно (легко) работать на уроке...

Мне захотелось…

Я почувствовал, что…

У меня получилось …

Урок дал мне для жизни…

Комедия Гоголя научила меня многому …

Произведение высмеивает ...

Комедия " Ревизор" учит ...

Комедия Гоголя заставляет задуматься о ...

Было интересно узнать, что…


2.Оценивание

В рабочих папках у вас находятся листы самооценки (Приложение 2.)

Оцените урок по трем параметрам:

- усвоение темы урока, всё ли вам было понятно; достигли ли вы целей, поставленных в начале урока;

- интересен ли был урок по содержанию;

-ваша активность на уроке.

Поставьте себе оценку за урок.

- Поднимите листы. Интересно, совпадает ли ваша оценка с моей?

Комментирование оценок.

-Подпишите листы, сдайте.


VII. Информация о домашнем задании:

прочитать повесть «Шинель», подготовить рассказ о главном герое (письменно);

составить синквейн.

VIII.Итог урока

-Сегодня мы добавили штрихи к портрету Хлестакова, выяснили, в чем заключается «миражная интрига» комедии «Ревизор», узнали, что такое «хлестаковщина».

Гоголь своей комедией говорит нам: «Почаще заглядывайте в свой внутренний мир, живите честно, благородно, заботьтесь о ближнем, проявляйте сострадание к людям…»

 Итак, в основе комедии лежат глубокие нравственные идеи: идея быть лучше, идея любви к ближнему.

- Считаете ли вы комедию современной и почему?

- Давайте вспомним эпиграф комедии .Что он обозначает?

Если мы сегодня достигли целей, поставленных в начале урока (я видела по вашим отметкам, что достигли), значит, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, а присмотритесь к его отражению. Гоголь одним из первых сказал нам, как жить, чем дорожить, указал на наши недостатки. Именно он пробудил в нас сознание о нас самих.


-Хочется закончить урок словами Ричарда Баха:

…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"

-Ребята, кто согласен с выражением Ричарда Баха, считает, что именно он сделает себя счастливым, встаньте, пожалуйста.


-Я уверена, что так и будет. Спасибо за урок.







Приложение 1.












Приложение 2.

Лист самооценки

Фамилия, имя_____________________________

Оцените по параметрам


















Усвоение темы урока Интересный урок Активность





Оценка____________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!