Литература
8 класс
17.12.20
Тема. Хлестаков и «миражная интрига (Ю. Манн).
Хлестаковщина как общественное явление
Цели урока:
Обучающие: получить целостное представление об образе Хлестакова и его характере, сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге», «хлестаковщине», выявить связь Хлестакова с понятиями «миражная интрига», «хлестаковщина».
Развивающие: развитие связной речи учащихся, мышления, умения анализировать, обобщать; развитие умения работать в группах; развитие актерского умения перевоплощаться в персонажей; формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации материала, формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;
обогащать литературоведческий словарный запас учащихся.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; развитие личности, воспитание вдумчивого зрителя, читателя; любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Технологии обучения: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления.
Методы: исследовательский, словесный, наглядный.
Метапредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).
Оборудование: учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл.,
ноутбук, телевизор, рабочие папки с заданиями для групп, с листами самооценки.
Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации с изображением героев произведения, высказывания Н.В.Гоголя:
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым.
Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит…
Почаще заглядывайте в свой внутренний мир, живите честно, благородно, заботьтесь о ближнем, проявляйте сострадание к людям…
Словарная работа: мираж, интрига, фантастика, гипербола, гротеск.
Ход урока
I .Организационный этап
II. Мотивационный этап
Прочитан «Ревизор»,
Но не закрыта книга.
Ещё мы многое должны узнать:
Кто в центре в ней?
И какова интрига?
Что Гоголь обществу хотел сказать?
И что же каждому из нас
Открыла эта книга?
III.Этап целеполагания
- Сегодня заключительный урок по комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
И в центре внимания герой, о котором Юрий Манн сказал, что ему принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.
Назовите героя.
(Размещение на доске иллюстрации с изображением Хлестакова в центр круга, вокруг которого расположены иллюстрации с героями комедии)
-Сформулируйте тему урока, вставив пропущенные слова (тема урока частично записана на доске).
Как называется общественное явление, связанное с героем?
Хлестаков и «миражная интрига (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление
Каковы цели урока? Над чем будем работать на уроке?
Формулирование учащимися целей урока.
IV. Этап актуализации опорных знаний
-Итак, в центре действия Хлестаков. Кто характеризует героя в произведении?
1.Викторина «Кто говорит о Хлестакове?»
(раздаются листочки с цитатами из комедии)
1. «...Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга...»
2. «Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.»
3. «Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят»
4. «...А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его..."
5."Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!" "..Какой миленький носик у твоего барина!.
6.. ...Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!.."Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…»
7."...как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора..."
8."...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде..."
-Как еще автор характеризует героя? (Фамилия)
-Что обозначает эта фамилия? (проверка домашнего задания)
-Какова же роль Хлестакова в жизни героев произведения? Что их связывает с ним?
Задание. Передайте листочки с характеристикой Хлестакова своему однокласснику. На обратной стороне написаны действующие лица, расскажите о связи их с Хлестаковым.
(Городничий, Земляника, Добчинский и Бобчинский, купцы, слесарша)
V. Этап изучения нового материала
1.Работа над образом Хлестакова.
Анализ сцен из произведения.
Слушайте, смотрите и записывайте черты характера Хлестакова (работа в парах)
№ | Сцена | Какие качества раскрываются |
1 | Монолог Осипа (работа с текстом комедии, с.282-284 ) | |
2 | Сцена дачи взяток (кинофрагмент) | |
3 | Сцена сватовства (кинофрагмент) | |
4 | Монолог Хлестакова (инсценирование) | |
Ответы учащихся. Подведение итогов работы.
Прочитайте синквейны к образу Хлестакова (проверка домашнего задания).
2. Аналитическая беседа. Хлестаков и «миражная интрига»
- В руки Хлестакова оказываются вложенными судьбы практически всех людей этого города. И вся острота и необычность изображаемой ситуации состоит в том, что Хлестаков ничего этого не понял.
Да, он центр вселенной — но какой? (ненастоящий, иллюзорный, мнимый)
- Он — пустота, принятая за центр. Причем, как скажет впоследствии Городничий, в нем не было «ни на полмизинца» чего-либо похожего на ревизора. Он весь от начала до конца выдуман, сочинен самими чиновниками.
Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.
Вопросы :
-В какой фразе Городничего состоит завязка пьесы?
- Что происходит с героями комедии?
-Какую роль навязывают они Хлестакову?
Герои устремляются в никуда, за пустотой, за миражом.
Именно поэтому Юрий Манн назвал интригу в "Ревизоре" "миражной интригой".
Словарная работа.
мираж –
интрига –
«миражная интрига” -
-Как называется вид художественной литературы, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм. Это изображение странного, неправдоподобного
-Что такое гипербола?
- С чего начинается миражная интрига?
- Без этого героя не было бы и «миражной интриги». Кто он?
-В чём заключается «миражная интрига»?
-Гоголь специально ставит в центр пьесы героя, который не догадывается о положении, в которое он попал, и не пытается извлечь из этого положения выгоду.
Не герой ведет действие, а действие ведет героя – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом состоит и своеобразие разработки Гоголем ходячего сюжета о мнимом ревизоре и суть понятия «миражная интрига».
-Гоголь не раз предупреждал, что Xлестаков - самый трудный образ в пьесе, потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Xлестаков никого не обманывал.
- Герой с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь её играть, но даже не поняв, что он её играет. Лишь к середине ( какого действия?) в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека». «Миражность» возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и меньше всего добивался.
-Почему все верят Хлестакову?
-В какой сцене мираж вырастает до невероятных размеров?
-Какой приём использует Гоголь в этой сцене?
( Запись в тетради определения «гротеск»)
- Кто провоцирует Хлестакова на враньё, на подвиги?
- Почему Хлестаков лжёт?
Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит»
- В каких словах выражена цель жизни Хлестакова? Какие цветы срывал он в этом обществе?
Вывод: Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни.
-Какая фраза Хлестакова подтверждает это?
3. Хлестаковщина
Имя Хлестакова стало нарицательным. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “хлестаковщина”.
-Назовите годы жизни Н.В.Гоголя.
-Расскажите о России того времени, охарактеризуйте общество.
-Н.В.Гоголь : «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»
Вывод: Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина».
Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающийся цветистыми фразами. Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости
VI. Этап закрепления изученного
-Как вы понимаете слово «хлестаковщина»?
Работа в группах.
1группа. Подобрать ассоциации к понятию «хлестаковщина» на каждую букву этого слова.
2 группа. Построить ассоциативный ряд слов к понятию «хлестаковщина».
Хлестаковщина-
3группа. Выбрать из облака слов те слова, которые характеризуют хлестаковщину (Приложение 1.)
Взаимопроверка.
Как же трактуется понятие «хлестаковщина» в разных словарях?
(сообщение учащегося )
-А есть ли Хлестаковы среди нас? В чём у современных людей проявляются черты хлестаковщины.
.
VI. Рефлексивно – оценочный этап
1.Рефлексия
Прежде, чем закрыть книгу с комедией «Ревизор», давайте поговорим об уроках, которые дал нам Гоголь, и о сегодняшнем уроке.
В книге с текстом комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» заложены закладки, вам необходимо продолжить предложение. Передавайте книгу по классу.
Высказывания на листах зеленого цвета касаются данного урока, листы оранжевого цвета- рассуждения над произведением Гоголя.
Если вам попадется белый листок, вы можете сказать, что желаете.
Своей работой на уроке я ...
Теперь я знаю, что…
Мне было сложно (легко) работать на уроке...
Мне захотелось…
Я почувствовал, что…
У меня получилось …
Урок дал мне для жизни…
Комедия Гоголя научила меня многому …
Произведение высмеивает ...
Комедия " Ревизор" учит ...
Комедия Гоголя заставляет задуматься о ...
Было интересно узнать, что…
2.Оценивание
В рабочих папках у вас находятся листы самооценки (Приложение 2.)
Оцените урок по трем параметрам:
- усвоение темы урока, всё ли вам было понятно; достигли ли вы целей, поставленных в начале урока;
- интересен ли был урок по содержанию;
-ваша активность на уроке.
Поставьте себе оценку за урок.
- Поднимите листы. Интересно, совпадает ли ваша оценка с моей?
Комментирование оценок.
-Подпишите листы, сдайте.
VII. Информация о домашнем задании:
прочитать повесть «Шинель», подготовить рассказ о главном герое (письменно);
составить синквейн.
VIII.Итог урока
-Сегодня мы добавили штрихи к портрету Хлестакова, выяснили, в чем заключается «миражная интрига» комедии «Ревизор», узнали, что такое «хлестаковщина».
Гоголь своей комедией говорит нам: «Почаще заглядывайте в свой внутренний мир, живите честно, благородно, заботьтесь о ближнем, проявляйте сострадание к людям…»
Итак, в основе комедии лежат глубокие нравственные идеи: идея быть лучше, идея любви к ближнему.
- Считаете ли вы комедию современной и почему?
- Давайте вспомним эпиграф комедии .Что он обозначает?
Если мы сегодня достигли целей, поставленных в начале урока (я видела по вашим отметкам, что достигли), значит, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, а присмотритесь к его отражению. Гоголь одним из первых сказал нам, как жить, чем дорожить, указал на наши недостатки. Именно он пробудил в нас сознание о нас самих.
-Хочется закончить урок словами Ричарда Баха:
…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
-Ребята, кто согласен с выражением Ричарда Баха, считает, что именно он сделает себя счастливым, встаньте, пожалуйста.
-Я уверена, что так и будет. Спасибо за урок.
Приложение 1.
Приложение 2.
Лист самооценки
Фамилия, имя_____________________________
Оцените по параметрам
Усвоение темы урока Интересный урок Активность
Оценка____________