СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы М. Шолохов "Судьба человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  М. Шолохов "Судьба человека" в 9-ом классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы М. Шолохов "Судьба человека"»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе.



Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».



Цели:

-учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;

-развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь;

-воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, -умение отстаивать свою точку зрения.



Оборудование: презентация» Жизнь и творчество М. Шолохова», портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», клип с песней «Россия».



ХОД УРОКА:

На доске портрет М. Шолохова ,иллюстрации к рассказу.





Эпиграф.

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.



.Б. Васильев



1.Сообщение темы ,задачи урока.

Слово учителя:

-Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём очень ярко изображена человеческая судьба, очень точно рассказывается о тяжёлых годах Великой Отечественной войны, которая принесла о много горя нашему народу. Давайте вспомним ,что нам известно о жизни и творчестве автора рассказа «Судьба человека» М Шолохове.

Презентация «Жизнь и творчество М. Шолохова»(Приложение1).

Учитель:

-М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

2.Анализ рассказа. Работа с текстом.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа.

- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

- На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы. Запись на доске).

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа. Расскажите кратко о жизни Андрея до войны).

- Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя.

Учитель.

Плен. Исторический комментарий.

-К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

Найти в тексте. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

- Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

- Как Соколов ведёт себя в плену? (работа с текстом).

- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

3.Работа с текстом.

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.(Работа с текстом).

Учитель.

- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (текст) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

-Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

-Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

- Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

- Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом» - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

- Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

4.Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. (Приложение 2).Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

- Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).



- Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

- А что такое судьба?

5.Словарная работа.

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).



- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств).



- Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство).

- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

6.Анализ эпизода.

Учитель.

- Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

-Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

7.Итог.

-Ребята ,а что для вас Родина?

-Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

-Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.



8.Чтение стихотворения Р. Рождественского. « Помните!» (Енин В.)



Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,—

помните!



Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!



Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!



Люди!

Покуда сердца стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста, помните!



Песню свою отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда не споет,—

помните!



Детям своим расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,—

о погибших

помните!



Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!



Мечту пронесите через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда,—

заклинаю,—

помните!

10. Домашнее задание.

Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

11.Оценивание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!