СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Мечта разыскивает путь" по повести А.С.Грина " Алые паруса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Мечта разыскивает путь" по повести А.С.Грина " Алые паруса"»

Тема: А.С. Грин. Повесть – феерия «Алые паруса». Мечта разыскивает путь.


Цель:

1.Показать А.Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев феерии «Алые паруса» Ассоль и Грэя;

2.Подвести к пониманию основной мысли романа-феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное, определить, что нужно для осуществления мечты;

3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту, создание своей мечты

Задачи:

выяснить, что такое мечта;

как помогает мечта героям повести;

нужно ли мечтать?

активизация полученных знаний;

развитие творческого воображения;

выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека;

открыть в учащихся желание разобраться в жизни полной риска, отваги, любви и доброты.

Оборудование:

Презентация, тексты феерии «Алые паруса», распечатки заданий для работы в группах, фрагменты художественного фильма «Алые паруса».

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте! Сегодня мы проведём с вами урок литературы. Чтобы наш урок состоялся, мне нужна ваша поддержка. Не бойтесь отвечать, делиться своими мыслями и чувствами. Тогда вам будет интересно, и вы откроете для себя что-то новое.

А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу пожмите руку друг другу, улыбнитесь; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Мотивация (Шум моря)

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».


Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врывается прямо к нам в класс!!!То же случается, когда мы открываем книги Александра Степановича Грина.

Вопросы по пройденному материалу


Ребята, а вы можете сказать, где родился и провёл детские годы писатель?(Вятская губерния,город Слободский)

Какие трудности выпали на долю мальчика?(умерла мама, не сложились отношения с мачехой)

Откуда у человека, никогда не видевшего моря, проснулся интерес к морским путешествиям?(из книг, много читал)

Сколько ему было лет, когда он убежал из дома в Одессу, чтобы устроиться на судно?(16)

Как юный Грин переживал свои неудачи, случавшиеся в жизни? ( Менял профессии,ездил по разным городам, искал своё место под солнцем)

Многие произведения писателя связаны с морем. Для А.С.Грина символом чего является море?( символ приключений,чудес, жизни, доступный только умеющим мечтать)

А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Мечтатель, романтик А.Грин создал удивительных героев с необычной судьбой.

Да и у самого писателя была нелегкая, а порой и горькая жизнь .Но он сумел подарить каждому своему читателю столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, придумал свою страну ГРИНЛАНДИЮ, в которой живут герои его замечательных книг. Сегодня мы продолжаем работу по произведению «Алые паруса».

Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны слова А.С.Грина. Именно они будут эпиграфом нашего урока. Но эпиграф не закончен, нужно добавить сюда какое – то слово. Чтобы правильно его подобрать, ответим на вопрос. С чем ассоциируются у вас алые паруса? Составим ассоциативную схему. Откройте тетради. Отступите место для записи темы, и запишите эпиграф к уроку:





У каждого в жизни должны быть свои

алые паруса, своя…( мечта.)

А.С.Грин



Алые паруса

Надежда



вера



Мечта любовь

Я согласна с вашими ассоциациями, все они верны, но давайте выберем одно самое яркое понятие, которое продолжит мысль эпиграфа и войдет в заглавие темы урока.

Алые паруса - это, в первую очередь, … мечта.

Молодцы! Запишите это слово в продолжение эпиграфа.

Итак, прочитайте еще раз эпиграф - смысл этого высказывания нам понятен?

Попробуйте определить тему урока. Как бы вы её сформулировали? В названии обязательно должно быть слово мечта.

(Мечты героев в повести – феерии «Алые паруса» А.С.Грина.

Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса».

А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды)

Все варианты хороши.

А я предлагаю назвать наш урок строчкой из стихотворения А. С.Грина «Движение»(1919г.) Мечта разыскивает путь

Мечта разыскивает путь,-

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути,-

Мечта разыскивает путь,-

Открыты ВСЕ пути.

 Когда человек начинает мечтать, он еще не знает, какой будет выбирать путь, чтобы ее осуществить, он ищет этот путь, находит его и все пути открыты, чтобы мечта исполнилась.

Как вы думаете: чем мы займемся на уроке? Чего мы должны достичь? Давайте поставим цели нашего урока.

Если алые паруса - это символ мечты, то чьи мечты мы рассмотрим в первую очередь?

Рассмотреть мечты главных героев повести

Определить, что нужно для осуществления мечты

Создать свою мечту


Что нам нужно предстоит сделать, чтобы достичь поставленных целей? Какие задачи перед нами?


Узнать, что такое мечта, как помогает мечта героям повести, нужно ли мечтать?Читать и анализировать эпизоды произведения, делать краткий пересказ, поделиться впечатлениями о прочитанном, красиво и понятно отвечать на вопросы, выяснить значения незнакомых слов и т.д.



Да, правильно, сегодня мы подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях повести - феерии и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты, путь, по которому они шли, преодолевая преграды и трудности, приближая свою мечту . Что же такое мечта? Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и узнаем какое толкование даётся в словаре:

мечта – 1 – нечто, созданное воображением; мысленно представляемое,2 – предмет желаний, стремлений.

В толковом словаре В.И.Даля: мечта- 1. Что-либо, созданное воображением, фантазией. 

В этимологическом словаре русского языка Макса Фармера: мечта -"видение, призрак, умопомрачение". Писатель-романтик, сказочник, так мы называем А.Грина, создал книгу о МЕЧТЕ, изменившей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

Почему мы называем Грина сказочником? (Его произведение необычно - это феерия - волшебная сказка похожая на быль; его герои мечтатели, все, что с ними происходит больше похоже на сказку)

Что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

Что произошло с героями - похоже на сказку. Это:

-чудесная встреча с Эглем ;

- необычная мечта Ассоль; яркая дерзкая мечта Грея; случайная встреча героев тоже удивительна; невероятное превращение мечты в реальность) Вы прочитали произведение, хочется, чтобы теперь вы поделились своими впечатлениями о прочитанном, о главных героях. Представим себе, каковы их портреты в словесном рисовании, представим воображаемый портрет Ассоль и Грэя.

Проследим их путь к мечте.

РАБОТА В ГРУППАХ (I часть проекта)

I команда обучающихся представляет проект «Путь Ассоль к мечте».

Итак, АСОЛЬ. Каково ваше представление о ней, и о ее пути к мечте? Какая она?

Ассоль - дочь моряка Лонгрена. Ассоль ( в переводе с латинского - идущая к солнцу, Солнце – это жизнь, это счастье). В ней живут две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной неправильности, составляющие единый образ:

умела и любила читать;

она наблюдательна, видела все вокруг иначе, разговаривала с жуками и сама с собой; верила в свою мечту; умело управлялась по дому; доброжелательна и искренна.

жила своими мечтами, в своем мире, понятном ей одной.

Как зарождалась мечта Ассоль, нам сейчас представится возможность увидеть во фрагменте из фильма.

Просмотр фрагмента фильма(встреча Ассоль с Эглем).

Мы посмотрели яркий эпизод фильма, увидели и услышали, как зарождалась мечта Ассоль.

Ответьте на вопрос: Почему паруса были алыми? (алый цвет-это цвет мечты, надежды огня и любви). Чем интересен фрагмент?

Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки

Этой мечте она была верна всю жизнь.

Она поверила в чудо.

Сберегла свою мечту.

Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной.

Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе.

Все чаще она стала ходить на берег моря, вглядываться в голубую даль, общаться с природой. Она ждала своего принца на белом корабле с алыми парусами. Какая наша Асооль? Запишем в тетрадь.(3прилагательных)

Ассоль столкнулась со злобой, завистью, но злом не ответила. Она всегда была отзывчивой, доброй, нежной, чувствительной, необыкновенно красивой душой. Она стала счастливой, т.к. счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро, и не очерствела душой.

II команда представляет проект «Путь Грея к мечте»

Как выглядит Грэй? Грэй-сын богатых аристократов, каков его путь к мечте?

Автор говорит о нем так: Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.

В какой обстановке рос Артур Грей?

Назовите эпизоды. в которых проявляется характер Грея.

Какие моменты из детства Грея привлекли особо ваше внимание?Например:

1) «…Он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, он не мог допустить, чтобы торчали из рук гвозди и текла кровь».
 2) «Грэй пережил ощущение острого чужого страдания, плеснув себе на руку горячий бараний суп, когда обожгла руку служанка Бетси.( Обварил руку, чтобы пережить чужое страдание.  3)  Узнав, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, оттого что у них нет денег, Грэй разбил свою фарфоровую копилку и все ее содержимое засунул в сундук девушки, написав записку : „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“». (Подарил деньги Бетси от имени Робин Гуда) На 15 году жизни Грей тайно покинул дом и ушел юнгой на корабль. Он хотел быть дьявольским моряком. Для этого ему пришлось испытать все тяготы суровой жизни моряка. Но он не сдался, а шел к цели со стиснутыми зубами. Он сносил молча все насмешки, издевательства и брань, пока не стал «своим». В 20 лет он стал капитаном собственного корабля «Секрет».

Когда родилась его мечта? В 12 лет родилась мечта Грея. В библиотеке на стене он увидел картину, с изображением корабля, на баке, спиной к зрителю стоял капитан. Вся его фигура, движение привели мальчика в восторг. Он часто приходил смотреть на эту картину. И в маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.

Артур Грэй-капитан «Секрета», он отважный, смелый, целеустремленный. Ему удалось осуществить мечту?

Грэй с раннего детства стремился к своей мечте. Он понял как это замечательно, когда сбываются мечты, которые он осуществил сам, своим трудом, упорством, целеустремленностью. Какой была бы жизнь Грэя без мечты?

Физминутка.

Работа в группах ( II часть проекта по обобщению образов героев, работа по материалам на столах):

Что общего у Грэя и Ассоль?

Как прошли они свой путь к мечте?

Была ли встреча Грэя и Ассоль случайной?

Стала ли эта встреча для героев счастливой?

Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что они оба верят в мечту.

Грей уверен, что они рождены друг для друга.

Что значит море для Ассоль и Грэя?

Море - для Ассоль и Грея это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни. Это мир, доступный только мечтающим, верящим в чудо.

Мы убедились, что Грин был прав, если идти навстречу мечте, то будут открыты все пути и мечты исполнятся.

Мечты и романтика Грэя пересеклись со сказкой Ассоль, и Грэй откликнулся на эту сказку, так как сам любил романтику и море, а мечта Ассоль была связана с морем и чудесным кораблём. Осуществить мечту Ассоль ему помогла любовь. Он осуществил её мечту и приподнёс её другим как сказку. Встреча Ассоль и Грэя потрясла всех жителей Каперны. Как это произошло? Обращаемся к фрагменту фильма. (встреча)

Каким качествами нужно обладать, идя к мечте?

На этот вопрос ответим в парах. (На столе лежат фломастеры и чистые листы бумаги.) Ребята вы должны посоветоваться и написать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте.

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство-все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

Многие поколения перечитывают эту книгу, она стала легендой, символом первой любви и мечты. В данном произведении есть символы. Если алые паруса символ мечты, надежды, любви и огня, то белый корабль – это символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.

Что для нас людей 21 века, значат эти символы и произведение «Алые паруса»?

«Алые паруса» - это и сегодня символ мечты высокой и чистой. Это символ надежды и мечтаний о больших и благородных делах во имя светлого будущего. Человек всегда верил в чудо. Смотрите, 1920- год создания произведения.

Художественный фильм Александра Птушко «Алые паруса», 1961

Песня Владимира Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса», 1972

Рок-опера-феерия «Алые паруса» - автор Андрей Богословский, 1976 год.

В 1985 году одна из планет Солнечной системы была названа Гриневия, в честь Александра Грина.

Ребята, вы верите в чудо? Что для вас сейчас является чудом? Дополните вывод своими словами : Первые мечты зарождаются … (в детстве). Для их достижения нужно … (время) и … (терпение). Также важно быть …. (настойчивым, целеустремленным) и уметь … (отстаивать, бороться за свою мечту).

Мечта – корабль под алыми парусами- осуществляется, сбывается и явление этого рукотворного чуда действительно феерия. Волшебство, сотворённое людьми с романтической, чистой, любящей душой. Романтическая мечта, любовь, доброта одерживают победу над всеми трудностями жизни.Алые паруса давно живут в сознании людей как воплощение мечты идеала любви надежды. Алый цвет ассоциируется и с пламенем душевным, негасимым огнём, присущим Ассоль.

Ребята, мы проделали большую работу. Что нам еще предстоит сделать? Создать свою мечту.

Сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, посмотреть на прекрасный корабль с алыми парусами и попробовать создать свою, быть может, даже самую невероятную мечту. (создание мечты)

Что вам нужно сделать, чтобы ваша мечта осуществилась? Напишите об этом. Желающие могут поделиться с нами.

Рефлексия


Что вам запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

Чему учит книга? Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.

В чем же сила этой книги?

Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

Домашнее задание :

Что было бы с героями повести, не будь у них мечты?

Нужна ли человеку мечта?

Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был Александр Грин?

Дома вам предстоит каждому выразить свое отношение к произведению, к его героям, ответив письменно на выбранный вопрос.

Итог урока

А. Грин утверждает, что у каждого должны быть свои алые паруса, должна быть своя мечта и человек сам должен творить так называемые чудеса, человек способен изменить жизнь в лучшую сторону, если его душа крылата, способна к окрыленной, мечте. И это действительно так. Я надеюсь, что сегодня вы выйдете за дверь этого кабинета с огромными крыльями мечты за плечами.

Оценки за урок.

Спасибо




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!