Методическая разработка урока литературы
на областной конкурс профессионального мастерства учителей
русского языка и литературы «Педагогическая волна – 2016»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:
«КРАСОТА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ – ПОЭТ ДУХОВНОЙ КРАСОТЫ»,
8 КЛАСС
Разработала: Кофанова В.Н.,
учитель русского языка и
литературы
МАОУ «СОШ №40»
1). Урок литературы на тему «Красота внешняя и внутренняя.
Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты», 8 класс.
2). Проблемный урок.
3). Цель методической разработки: проанализировать стихотворение Н.А. Заболоцкого, в ходе анализа попытаться дать ответ на вопрос «…что есть красота. И почему её обожествляют люди?»
4). Формируемые компетенции: коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать) и читательская (умение не только воспроизводить текст, но и анализировать его содержание, понимать смысл).
5). Формы работы обучающихся: фронтальная (эвристическая беседа), индивидуальная, творческая, работа с использованием ЭОР.
6). Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийные средства (экран, медиапроектор), плакаты с высказываниями великих людей (преподобного Амвросия Оптинского о смысле жизни, поэтов и писателей о пользе книг и чтения), презентация «Красота окружающего мира. Необыкновенное обыкновенное», аудиозапись песни «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора, толковые словари (по одному на парту), учебник литературы.
Конспект занятия
Организационный момент.
Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока.
Учитель держит в руках две книги, которые абсолютно одинаковы по содержанию, но одна из них ярко оформлена, красочно иллюстрирована, а другая не имеет иллюстраций даже на обложке, и предлагает детям выбрать наиболее интересную из них для каждого, объяснив свой выбор. (Изначально большинство детей класса останавливает свой выбор на книге с иллюстрациями, но потом количество выборов между рассматриваемыми книгами уравнивается. Ребята обращают внимание на то, что книги одного и того же автора, одинаковы по содержанию, следовательно, их ценность абсолютно одинакова).
- Ребята, выберите книгу, которая, на ваш взгляд, наиболее интересна. Аргументируйте свой выбор.
- Да, иллюстрированная книга привлекает нас своей яркостью, располагает читателя к себе.
- Действительно, как вы только что заметили, вторая книга тоже принадлежит этому же автору, давайте внимательно изучим ее содержание… Оказывается, оно такое же как и у иллюстрированной книги.
- Что теперь мы можем сказать о привлекательности и ценности каждой из книг для читателя?
- Почему мы не смогли понять этого сразу? Почему мы не увидели, что книги абсолютно одинаковы по содержанию? Что отвлекло наше внимание? (Яркое оформление одной из книг).
- Ребята, а о чем мы сейчас рассуждали? (О внешнем оформлении книги и ее внутреннем содержании). Кто вспомнит поговорки на эту тему? (Встречают по одежке, а провожают по уму). О чем говорит народная мудрость?
- Кто может высказать предположение о том, на какую тему мы будем сегодня беседовать на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (Да, мы сегодня будем говорить о красоте внешней и внутренней, изучая стихотворение Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Выход к учебной проблеме. Работа с текстом.
1). Актуализация опорных знаний.
- Ребята, о что такое красота?
- Кто попробует дать определение этому понятию?
- Какая красота для человека важна больше?
- Да, это очень сложный, неоднозначный, философский вопрос. Существует огромное количество определений этого понятия, а мы с вами сегодня остановимся на понятии, которое дает толковый словарь С.И. Ожегова (Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение [3; 298].
- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, а к вопросу о важности красоты внешней и внутренней мы еще вернемся.
2). Первичное восприятие текста. Краткая биографическая справка. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого учителем.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Ребята, о чем стихотворение?
- Какое впечатление на вас произвел текст?
3). Анализ стихотворения.
- Ребята, как называется стихотворение? («Некрасивая девочка»).
- Кто эта «некрасивая» девочка? (Главная героиня текста).
- Как вы воспринимаете название стихотворения? (Не такая уж девочка и некрасивая…) Почему оно звучит так резко и однозначно? В чем заключается противоречие, которое не позволяет нам дать однозначную характеристику девочке? (Она и красива, и некрасива одновременно).
- Какой девочку видит автор? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста. (Девочка чиста, прекрасна внутренне, ее мысли светлы. Она способна радоваться чужому счастью как своему).
- Почему же название стихотворения звучит так резко и однозначно? Что оно отражает? (Название передает мнение окружающих, которые по внешнему виду рассуждают о красоте девочки).
- Так ли важна внешняя красота для человека? Что говорит об этом Н.А. Заболоцкий? Приведите примеры из текста.
- Как автор относится к своей героине? Приведите примеры из текста.
- Почему Заболоцкий переживает за девочку?
- О чем поэт предлагает нам подумать после прочтения своего текста?
- Дает ли он однозначный ответ на поставленный вопрос?
Закрепление изученного.
- Верно, однозначного ответа на этот вопрос поэт не дает. Каждый из нас делает свой выбор.
- А какая красота важнее для вас и почему? Аргументируйте свой ответ.
- По какому принципу вы выбираете себе друзей?
- Кого вы можете назвать другом? (Единомышленника, человека разделяющего ваши взгляды и интересы, приятного и интересного в общении).
- Если вы попадете в трудную ситуацию, вам важна помощь человека или его внешний вид?
- Каждого ли человека можно назвать красивым?
- Каждый ли человек может стать красивым? (Внутренняя красота доступна каждому. Любой человек может стать красивее внутренне при желании, а внутренняя красота наполняет содержание человека, преображает его, делает богаче).
- Где же брать человеку подпитку для своего внутреннего содержания? Как развивать свою внутреннюю красоту? (Нужно обращаться к книгам. Книгам художественным и книгам духовного содержания. Они наполнят душу человека особым смыслом, дадут определенный опыт)
IV. Решение учебной проблемы. Установление связи изучаемого материала с практикой. Актуализация знаний.
Учитель предлагает проанализировать ряд высказываний преподобного Авмросия Оптинского о смысле жизни и высказывания поэтов и писателей о пользе книг, которые размещены на доске и плакатах, оформляющих кабинет.
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем. Преподобный Амвроий Оптинский [1;51]
Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение. Преподобный Амвроий Оптинский [1;52]
Смотри Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона. Преподобный Амвроий Оптинский [1;54]
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф. Вольтер [2; 341]
Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль Искандер [2;342]
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф. Жанлис [2;341]
Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Жюль Ренар [2;342]
Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Вербер Бернард [2;341]
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В. Даль [2;341]
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон [2;341]
Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. М. Лашков [2;342]
Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов [2;342]
Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой [2;341]
Физкультминутка «Бабочка» [4; 23].
1). Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки)
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки),
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох),
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
2). Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.
3). Попросить детей закрыть глаза.
- Ребята, не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!
Творческое воспроизведение знаний. Выполнение индивидуальной работы.
1). Просмотр презентации, прослушивание текста песни «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора.
- Ребята, вам сейчас предстоит ответить на интересный и неоднозначный вопрос, который занимает умы ученых и философов не одно столетие, но прежде давайте посмотрим презентацию и послушаем песню «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора.
Колокольный звон (слайд №1)
Над землей плывёт,
А в монастыре (слайд №2)
Братский хор поет:
Инок-канонарх (слайд №3)
Положил поклон.
И тотчас затих
Колокольный звон.
Господи, помилуй. (слайд №4)
Господи, помилуй. (слайд №5)
Господи, помилуй. (слайд №6)
Господи, помилуй. (слайд №7)
- Господи, воззвах, - (слайд №8)
Тенор возгласил,
Канонарху хор (слайд №9)
Слаженно вторил.
Свечи, образа, (слайд №10)
Мантии, кресты.
Братия поет
Грустный глас шестый
Господи, помилуй. (слайд №11)
Господи, помилуй. (слайд №12)
Господи, помилуй. (слайд №13)
Господи, помилуй. (слайд №14)
Схимники в крестах, (слайд №15)
Бороды, как снег,
Потупив глаза,
Молятся о всех.
Странники стоят, (слайд №16)
Молится народ. (слайд №17)
Русь еще жива, (слайд №18)
Русь еще поет.
Господи, помилуй. (слайд №19)
Господи, помилуй. (слайд №20)
Господи, помилуй. (слайд №21)
Господи, помилуй. (слайд №22)
Твой черед настал. (слайд №23)
Молодой звонарь, (слайд №24)
Пробуди простор, (слайд №25)
Посильней ударь.
С музыкой такой (слайд №26)
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?
Господи, помилуй. (слайд №27)
Господи, помилуй. (слайд №28)
Господи, помилуй. (слайд №29)
Господи, помилуй. (слайд №30)
2). Словарная работа.
- Ребята, в прослушанном вами тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить…
Инок – православный монах [3; 243].
Канонарх – монах, читающий каноны (церковные уставы [3; 243]
Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща [3; 334]
3). Анализ текста.
- Ребята, о чем прослушанный вами текст? (О красоте мира, о восхищении человеком этим миром).
- Как соотносится содержание презентации с текстом песни? (И песня, и материалы презентации пронизаны любовью к красоте окружающего человека мира, учат нас видеть красоту в обычных вещах).
4). Выполнение творческой работы.
- Ребята, а теперь обратите внимание на заключительное четверостишье стихотворения Н.А. Заболоцкого, я предлагаю написать вам сочинение-рассуждение на тему:
«…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Домашняя работа.
Дописать творческую работу (сочинение-рассуждение).
Подведение итога урока.
Учитель предлагает детям прокомментировать свою работу на уроке и выставляет отметки.
(Я могу оценить свою работу на сегодняшнем уроке на__________, так как_______________________________________________________.
Сегодня мне особенно удалось______________________
________________________________________________.
Мне еще необходимо поработать над________________
________________________________________________.)
Список литературы
Житие преподобного Амвросия Оптинского. – М.: Отчий дом, 2005.
Крылатые высказывания великих людей. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М.: - «ЮНВЕС».- 2004.
Физкультминутки на уроках русского языка и литературы. – М.: Вече, 2005.
Приложение №1
Перечень используемых на занятии ЭОР
п/п Название ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | презентация | |
Анкета участника
мероприятия «Ежегодное проведение Дня русского языка»
(областной конкурс профессионального мастерства учителей русского языка и литературы «Педагогическая волна – 2016»
ФИО участника | Кофанова Валентина Николаевна |
Название материала | Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты. |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Ученое звание или степень | - |
Полное название образовательного учреждения | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» |
Район | Старооскольский |
Адрес ОУ | Город Старый Оскол, м-н Восточный, 51 |
Контактный телефон | 8 952 43 72 751 |
e-mail | [email protected] |
Аннотация
Предлагаемая методическая разработка может быть использована на уроке литературы по теме «Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Забо-лоцкий – поэт духовной красоты» в 8 классе. Она позволяет проблемно рассмотреть вопрос соотношения внешней и внутренней красоты, способствует активному формированию коммуникативной и читательской компетенций, способности видеть красоту окружающего мира и стремлению к самосовершенствованию.