СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему «Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты», 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка направлена на анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему «Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты», 8 класс.»

Методическая разработка урока литературы

на областной конкурс профессионального мастерства учителей

русского языка и литературы «Педагогическая волна – 2016»






УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«КРАСОТА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ – ПОЭТ ДУХОВНОЙ КРАСОТЫ»,

8 КЛАСС











Разработала: Кофанова В.Н.,

учитель русского языка и

литературы

МАОУ «СОШ №40»




1). Урок литературы на тему «Красота внешняя и внутренняя.

Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты», 8 класс.

2). Проблемный урок.

3). Цель методической разработки: проанализировать стихотворение Н.А. Заболоцкого, в ходе анализа попытаться дать ответ на вопрос «…что есть красота. И почему её обожествляют люди?»

4). Формируемые компетенции: коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать) и читательская (умение не только воспроизводить текст, но и анализировать его содержание, понимать смысл).

5). Формы работы обучающихся: фронтальная (эвристическая беседа), индивидуальная, творческая, работа с использованием ЭОР.

6). Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийные средства (экран, медиапроектор), плакаты с высказываниями великих людей (преподобного Амвросия Оптинского о смысле жизни, поэтов и писателей о пользе книг и чтения), презентация «Красота окружающего мира. Необыкновенное обыкновенное», аудиозапись песни «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора, толковые словари (по одному на парту), учебник литературы.


Конспект занятия

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока.

Учитель держит в руках две книги, которые абсолютно одинаковы по содержанию, но одна из них ярко оформлена, красочно иллюстрирована, а другая не имеет иллюстраций даже на обложке, и предлагает детям выбрать наиболее интересную из них для каждого, объяснив свой выбор. (Изначально большинство детей класса останавливает свой выбор на книге с иллюстрациями, но потом количество выборов между рассматриваемыми книгами уравнивается. Ребята обращают внимание на то, что книги одного и того же автора, одинаковы по содержанию, следовательно, их ценность абсолютно одинакова).

- Ребята, выберите книгу, которая, на ваш взгляд, наиболее интересна. Аргументируйте свой выбор.

- Да, иллюстрированная книга привлекает нас своей яркостью, располагает читателя к себе.

- Действительно, как вы только что заметили, вторая книга тоже принадлежит этому же автору, давайте внимательно изучим ее содержание… Оказывается, оно такое же как и у иллюстрированной книги.

- Что теперь мы можем сказать о привлекательности и ценности каждой из книг для читателя?

- Почему мы не смогли понять этого сразу? Почему мы не увидели, что книги абсолютно одинаковы по содержанию? Что отвлекло наше внимание? (Яркое оформление одной из книг).

- Ребята, а о чем мы сейчас рассуждали? (О внешнем оформлении книги и ее внутреннем содержании). Кто вспомнит поговорки на эту тему? (Встречают по одежке, а провожают по уму). О чем говорит народная мудрость?

- Кто может высказать предположение о том, на какую тему мы будем сегодня беседовать на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (Да, мы сегодня будем говорить о красоте внешней и внутренней, изучая стихотворение Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

  • Запись темы урока на доске и в тетрадях.

  1. Выход к учебной проблеме. Работа с текстом.

1). Актуализация опорных знаний.

- Ребята, о что такое красота?

- Кто попробует дать определение этому понятию?

- Какая красота для человека важна больше?

- Да, это очень сложный, неоднозначный, философский вопрос. Существует огромное количество определений этого понятия, а мы с вами сегодня остановимся на понятии, которое дает толковый словарь С.И. Ожегова (Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение [3; 298].

- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, а к вопросу о важности красоты внешней и внутренней мы еще вернемся.

2). Первичное восприятие текста. Краткая биографическая справка. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого учителем.


Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Ребята, о чем стихотворение?

- Какое впечатление на вас произвел текст?

3). Анализ стихотворения.

- Ребята, как называется стихотворение? («Некрасивая девочка»).

- Кто эта «некрасивая» девочка? (Главная героиня текста).

- Как вы воспринимаете название стихотворения? (Не такая уж девочка и некрасивая…) Почему оно звучит так резко и однозначно? В чем заключается противоречие, которое не позволяет нам дать однозначную характеристику девочке? (Она и красива, и некрасива одновременно).

- Какой девочку видит автор? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста. (Девочка чиста, прекрасна внутренне, ее мысли светлы. Она способна радоваться чужому счастью как своему).

- Почему же название стихотворения звучит так резко и однозначно? Что оно отражает? (Название передает мнение окружающих, которые по внешнему виду рассуждают о красоте девочки).

- Так ли важна внешняя красота для человека? Что говорит об этом Н.А. Заболоцкий? Приведите примеры из текста.

- Как автор относится к своей героине? Приведите примеры из текста.

- Почему Заболоцкий переживает за девочку?

- О чем поэт предлагает нам подумать после прочтения своего текста?

- Дает ли он однозначный ответ на поставленный вопрос?

  1. Закрепление изученного.

- Верно, однозначного ответа на этот вопрос поэт не дает. Каждый из нас делает свой выбор.

- А какая красота важнее для вас и почему? Аргументируйте свой ответ.

- По какому принципу вы выбираете себе друзей?

- Кого вы можете назвать другом? (Единомышленника, человека разделяющего ваши взгляды и интересы, приятного и интересного в общении).

- Если вы попадете в трудную ситуацию, вам важна помощь человека или его внешний вид?

- Каждого ли человека можно назвать красивым?

- Каждый ли человек может стать красивым? (Внутренняя красота доступна каждому. Любой человек может стать красивее внутренне при желании, а внутренняя красота наполняет содержание человека, преображает его, делает богаче).

- Где же брать человеку подпитку для своего внутреннего содержания? Как развивать свою внутреннюю красоту? (Нужно обращаться к книгам. Книгам художественным и книгам духовного содержания. Они наполнят душу человека особым смыслом, дадут определенный опыт)

IV. Решение учебной проблемы. Установление связи изучаемого материала с практикой. Актуализация знаний.

Учитель предлагает проанализировать ряд высказываний преподобного Авмросия Оптинского о смысле жизни и высказывания поэтов и писателей о пользе книг, которые размещены на доске и плакатах, оформляющих кабинет.

  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем. Преподобный Амвроий Оптинский [1;51]

  • Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение. Преподобный Амвроий Оптинский [1;52]

  • Смотри Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона. Преподобный Амвроий Оптинский [1;54]

  • Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф. Вольтер [2; 341]

  • Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль Искандер [2;342]

  • Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф. Жанлис [2;341]

  • Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Жюль Ренар [2;342]

  • Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Вербер Бернард [2;341]

  • Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В. Даль [2;341]

  • Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон [2;341]

  • Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. М. Лашков [2;342]

  • Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов [2;342]

  • Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой [2;341]

  1. Физкультминутка «Бабочка» [4; 23].

1). Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки)

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки),

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох),

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

2). Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

3). Попросить детей закрыть глаза.

- Ребята, не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!

  1. Творческое воспроизведение знаний. Выполнение индивидуальной работы.

1). Просмотр презентации, прослушивание текста песни «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора.

- Ребята, вам сейчас предстоит ответить на интересный и неоднозначный вопрос, который занимает умы ученых и философов не одно столетие, но прежде давайте посмотрим презентацию и послушаем песню «Колокольный звон» в исполнении Кубанского Казачьего Хора.

Колокольный звон (слайд №1)

Над землей плывёт,

А в монастыре (слайд №2)

Братский хор поет:

Инок-канонарх (слайд №3)

Положил поклон.

И тотчас затих

Колокольный звон.

Господи, помилуй. (слайд №4)

Господи, помилуй. (слайд №5)

Господи, помилуй. (слайд №6)

Господи, помилуй. (слайд №7)

- Господи, воззвах, - (слайд №8)

Тенор возгласил,

Канонарху хор (слайд №9)

Слаженно вторил.

Свечи, образа, (слайд №10)

Мантии, кресты.

Братия поет

Грустный глас шестый

Господи, помилуй. (слайд №11)

Господи, помилуй. (слайд №12)

Господи, помилуй. (слайд №13)

Господи, помилуй. (слайд №14)

Схимники в крестах, (слайд №15)

Бороды, как снег,

Потупив глаза,

Молятся о всех.

Странники стоят, (слайд №16)

Молится народ. (слайд №17)

Русь еще жива, (слайд №18)

Русь еще поет.

Господи, помилуй. (слайд №19)

Господи, помилуй. (слайд №20)

Господи, помилуй. (слайд №21)

Господи, помилуй. (слайд №22)

Твой черед настал. (слайд №23)

Молодой звонарь, (слайд №24)

Пробуди простор, (слайд №25)

Посильней ударь.

С музыкой такой (слайд №26)

Хоть иди на смерть!

Много ли тебе,

Русь Святая, петь?

Господи, помилуй. (слайд №27)

Господи, помилуй. (слайд №28)

Господи, помилуй. (слайд №29)

Господи, помилуй. (слайд №30)

2). Словарная работа.

- Ребята, в прослушанном вами тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить…

Инок – православный монах [3; 243].

Канонарх – монах, читающий каноны (церковные уставы [3; 243]

Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща [3; 334]

3). Анализ текста.

- Ребята, о чем прослушанный вами текст? (О красоте мира, о восхищении человеком этим миром).

- Как соотносится содержание презентации с текстом песни? (И песня, и материалы презентации пронизаны любовью к красоте окружающего человека мира, учат нас видеть красоту в обычных вещах).

4). Выполнение творческой работы.

- Ребята, а теперь обратите внимание на заключительное четверостишье стихотворения Н.А. Заболоцкого, я предлагаю написать вам сочинение-рассуждение на тему:

«…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

  1. Домашняя работа.

Дописать творческую работу (сочинение-рассуждение).

  1. Подведение итога урока.

Учитель предлагает детям прокомментировать свою работу на уроке и выставляет отметки.

(Я могу оценить свою работу на сегодняшнем уроке на__________, так как_______________________________________________________.

Сегодня мне особенно удалось______________________

________________________________________________.

Мне еще необходимо поработать над________________

________________________________________________.)







Список литературы

  1. Житие преподобного Амвросия Оптинского. – М.: Отчий дом, 2005.

  2. Крылатые высказывания великих людей. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999.

  3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М.: - «ЮНВЕС».- 2004.

  4. Физкультминутки на уроках русского языка и литературы. – М.: Вече, 2005.























Приложение №1

Перечень используемых на занятии ЭОР

п/п Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

презентация
























Анкета участника

мероприятия «Ежегодное проведение Дня русского языка»

(областной конкурс профессионального мастерства учителей русского языка и литературы «Педагогическая волна – 2016»


ФИО участника

Кофанова Валентина Николаевна

Название материала

Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Заболоцкий – поэт духовной красоты.

Должность

Учитель русского языка и литературы

Ученое звание или степень

-

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»

Район

Старооскольский

Адрес ОУ

Город Старый Оскол, м-н Восточный, 51

Контактный телефон

8 952 43 72 751

e-mail

[email protected]














Аннотация

Предлагаемая методическая разработка может быть использована на уроке литературы по теме «Красота внешняя и внутренняя. Н.А. Забо-лоцкий – поэт духовной красоты» в 8 классе. Она позволяет проблемно рассмотреть вопрос соотношения внешней и внутренней красоты, способствует активному формированию коммуникативной и читательской компетенций, способности видеть красоту окружающего мира и стремлению к самосовершенствованию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!