СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему "Образ главного героя повести Сакена Жунусова "Прозрение".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый из нас однажды начинает понимать, что он ничего не видел и не понимал вокруг себя в течение длительного времени. А кто-то просто не может видеть красот окружающего нас мира. Автор повести "Прозрение" Сакен Жунусов берётся решить обе проблемы в одном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Образ главного героя повести Сакена Жунусова "Прозрение".»

Краткосрочный план по ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1: Дети и взрослые

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Образ главного героя повести Сакена Жунусова «Прозрение». Заключительный урок по повести.



Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.5.1 – характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;

8.3.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Цели урока

Учащиеся смогут:

-характеризовать героев произведения;

-определять тему и идею произведения;

-выражать своё мнение о проблематике;

-участвовать в обсуждении произведения;

-оценивать поведение и поступки героев.

Привитие ценностей

Семейные ценности: истина и любовь. Качества: поиск истины, здравый смысл, мудрость, умение прощать, преданность, служение семье.

Межпредметные связи

Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа и смысл названия произведения.

Предварительные знания


Учащиеся уже знают из программы 7 класса основные понятия/терминологию. На примере изучаемых произведений необходимо закрепить и углубить знания.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока







Приветствие учителя

Пожелание на каждую букву слова «Прозрение»

П – побед

Р – радости

О – отличного настроения

З – здоровья

Р – развлечений

Е – единства

Н – приятных новостей, надёжности

И – интереса

Е – естественности во всём

-Какое слово у нас с вами получилось?

-Определите его значение. (Прозреть – 1. Стать зрячим; 2. Понять, осознать что-либо непонятное, неосознанное; 3. Проникнуть разумом во что-либо, раскрыть, разгадать что-либо).

Деление на группы по 5 человек

Метод «Пазлы»

Притча «Прозрение»

Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха, и вдруг восхищённо закричал:

- Папа, видишь, все деревья едут назад!

Пожилой мужчина улыбнулся в ответ.

Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что 25-летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок.

Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:

- Папа, видишь, озеро и животные! Облака едут вместе с поездом!

Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного.

Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал:

- Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?

Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину:

- Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?

Пожилой мужчина ответил:

- Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение…

-Ребята, скажите, почему супружеской паре поведение молодого мужчины показалось странным?

-Как вы думаете, почему притча называется «Прозрение»?

-Почему для слепого человека, находящегося в любом возрасте, истинным счастьем является обретение зрения? Но, если мужчина ни разу не видел облака, деревья и озёра, как он может знать, что он увидел?

-В какой части притчи находится её основная мысль? (в заключительной: «Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение»).

-Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём речь на уроке?

ФО: наблюдение и комментарий учителя


Середина урока































Повесть С.Жунусова называется «Прозрение». Главным героем повести является мальчик Болтай. Однажды его покусал слепень, и с тех пор у него стали болеть глаза. Жители деревни, в которой он жил, стали над ним насмехаться, называть слепым, говорить, что у него бельмо на глазу, а так как время было послевоенное и в медицину и образование не многие верят, то и ребёнка не спешат везти в больницу.

Ырыс келдi – пришли хорошие новости

Карлыгайын – быть утопленным

Болтай – остаться

Аплаш – посланник

Байгешолак – денежный приз

-Давайте предположим, о чём мы узнаем из повести? И какова идея произведения?

Тема произведения


Идея



Метод «Джигсо»

Задание: важно понять смысл всего текста, его тему, идею, особенности поведения и характер героев.

1. Внутри группы рассчитайтесь от одного до пяти.

2. Ознакомьтесь со своей частью текста.

3. Подготовьтесь к пересказу своей части текста.

4. Образуйте новые группы по номерам.

5. Создайте кластеры, которые помогут вам охарактеризовать героев произведения.

6. Вернитесь в первоначально образованные группы.

7. Прослушайте каждую часть текста.

8. Определите его тему и идею.

9. Определите проблематику повести С. Жунусова «Прозрение».

ФО: «Две звезды, одно пожелание».



Конец урока

Рефлексия

Метод «Связной»

Задание: найдите связь сегодняшнего материала с предыдущим (можно связь с другими учебными дисциплинами).

Прозрение

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.



Домашнее задание

Ответить на вопросы 5, 6, стр. 74 учебника;

Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?


Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?



Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.


Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания



Проведение физминутки

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.