Урок литературы в 8 классе «Тайны «Пиковой дамы»
Учитель МБОУ «Кодинская СОШ №2» г.Кодинска
Милованова Елена Юрьевна
Пояснительная записка
В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности. Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе.
Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроке при анализе текста произведения А.С.Пушкина, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.
Данный урок внеклассного чтения является завершающим этапом в знакомстве с творчеством А.С.Пушкина в 8 классе после изучения повести «Капитанская дочка». Место данного занятия в системе уроков по изучению творчества А.С,Пушкина в 8 классе весьма оправдано, поскольку несёт в себе сильнейший воспитательный потенциал.
В ходе исследования повести «Пиковая дама», а также в результате сравнения двух произведений великого писателя («Капитанская дочка» и «Пиковая дама») обучающие приходят к пониманию истинных и ложных ценностей, к осознанию понятий «честь» и «честолюбие», «тщеславие», задумываются над своим выбором жизненного пути.
Цели урока:
1) учить понимать проблематику, основную мысль произведения, проводить текстовый анализ повести; подвести учащихся к выводу о том, что привело главного героя к трагическому финалу;
2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение, развивать монологическую речь, строить собственное высказывание;
3) формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей.
Методы: рецептивный, продуктивный, репродуктивный.
Тип урока: урок-исследование
Межпредметные связи: музыка
Оборудование урока:
презентация к уроку
аудиозапись арии Томского из оперы П.Чайковского «Пиковая дама» в исполнении хора Турецкого
карточки-задания для групп в виде карт
иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»
Ход урока
1. Стадия вызова
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Я думаю, открытый от слова «открытие». Мне хочется верить, что сегодня на уроке каждый из вас сделает открытие. (Оргмомент.)
Звучит фрагмент из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Томского
в исполнении хора Турецкого).
- Услышали ли вы что-нибудь знакомое в этом музыкальном отрывке?
Это прозвучал фрагмент арии Томского из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Под впечатлением от повести А.С.Пушкина он написал её в феноменально короткий срок – 44 дня. Это был результат подлинного вдохновения. Ребята, хотели бы вы понять, что же так вдохновило великого композитора? Это будет первой тайной, которую мы постараемся открыть. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. Слайды 2,3. (Запись темы урока в тетрадь.)
2. Стадия осмысления
Создание кластера
- Ребята, запишите ассоциативный ряд к слову «игра». Слайд 4.
- Какое отношение к игре имеют главные герои повести? Слад 5.
Задание группам
Наш урок исследовательский. Предлагаю вам первое задание-исследование раскрыть образы главных героев, отметив ключевые моменты: первая группа – образ старой графини, вторая – образ Лизаветы Ивановны, третья – образ Германна. Слайд 6.
Беседа после ответов учащихся.
- Чем становится старая графиня для Германна?
- Чем становится для Германна Лиза?
- Вспомните цель жизни Германна. Слайд 7.
Какая формула счастья для достижения этой цели была у Германна до истории о трёх картах? Какой способ достижения цели выбирает Германн, узнав о выигрывающих картах?
Задание группам (разгадывание тайн повести).
Первая группа (исследователи «магии чисел») получают карточку с изображением тройки, вторая (исследователи психологических параллелей) – с изображением семёрки, третья (исследователи сюжета) – с изображением туза.
Задание первой группе. Для повести число «три» - ключевое. Где мы встречаем это число? Что оно, на ваш взгляд, может символизировать?
Слайд 8.
Задание второй группе. Томский сказал Лизе, что у Германна «профиль Мефистофеля, а душа Наполеона». Почему главный герой сравнивается именно с этими фигурами?
Слайд 9.
Задание третьей группе. На балу Томский говорит Лизавете Ивановне: «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства.» Как вы считаете, какие это злодейства? Слайд 10.
Ответы учащихся.
- А теперь я предлагаю разгадать главную тайну повести.
- Вспомните, какой эпиграф отнесён Пушкиным к недавно изученной повести «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду»).
- Какое слово является ключевым в этом произведении? («Честь»).
- Есть ли такое слово в повести «Пиковая дама»? (Нет.)
- Но здесь есть другое слово, однокоренное «честолюбие» («Он был скрытен и честолюбив»).
- Подберите синонимы к слову «честолюбие». Слайд 11
- Германн стремится узнать тайну трёх карт. Каких? Но в начале повести он рассуждает: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот, что утроит, усемерит мой капитал». Слайд 12. Вглядитесь в эту фразу и сделайте вывод. Слайд 13.
- Что же получается? Тайны никакой не было? Свои счастливые карты есть у каждого человека! Но если человек переступает через других людей, то его ждёт … «пиковая дама»! Слайд 14.
- Что символизирует «пиковая дама» в повести? (Наказание.)
3. Рефлексия
Скажите, как бы вы продолжили предложение
Сегодня я понял(а)…
или
Сегодня я открыл(а) тайну…
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание (вариативное) Слайд 15.
а) В опере П.Чайковского «Пиковая дама» Герман поёт: «Что наша жизнь? Игра?» Ответьте письменно на этот вопрос.
б) Почему Пётр Ильич Чайковский написал одноимённую оперу по повести Пушкина в такие короткие сроки? Ответьте письменно на этот вопрос.