СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему "Тайны "Пиковой дамы"" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения, следующий за изучением повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка", представляет из себя небольшое исследование, проводимое на уроке учащимися. Предусматривает обязательное прочтение до урока и выполнение предварительного домашнего задания, связанного с текстом произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок Тайны Пиковой дамы»

Урок литературы в 8 классе «Тайны «Пиковой дамы»


Учитель МБОУ «Кодинская СОШ №2» г.Кодинска

Милованова Елена Юрьевна


Пояснительная записка

В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности. Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе.

Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроке при анализе текста произведения А.С.Пушкина, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.

Данный урок внеклассного чтения является завершающим этапом в знакомстве с творчеством А.С.Пушкина в 8 классе после изучения повести «Капитанская дочка». Место данного занятия в системе уроков по изучению творчества А.С,Пушкина в 8 классе весьма оправдано, поскольку несёт в себе сильнейший воспитательный потенциал.

В ходе исследования повести «Пиковая дама», а также в результате сравнения двух произведений великого писателя («Капитанская дочка» и «Пиковая дама») обучающие приходят к пониманию истинных и ложных ценностей, к осознанию понятий «честь» и «честолюбие», «тщеславие», задумываются над своим выбором жизненного пути.

Цели урока:

1) учить понимать проблематику, основную мысль произведения, проводить текстовый анализ повести; подвести учащихся к выводу о том, что привело главного героя к трагическому финалу;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение, развивать монологическую речь, строить собственное высказывание;

3) формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей.


Методы: рецептивный, продуктивный, репродуктивный.


Тип урока: урок-исследование


Межпредметные связи: музыка


Оборудование урока:

  • презентация к уроку

  • аудиозапись арии Томского из оперы П.Чайковского «Пиковая дама» в исполнении хора Турецкого

  • карточки-задания для групп в виде карт

  • иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»



Ход урока


1. Стадия вызова

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Я думаю, открытый от слова «открытие». Мне хочется верить, что сегодня на уроке каждый из вас сделает открытие. (Оргмомент.)


Звучит фрагмент из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (ария Томского

в исполнении хора Турецкого).

- Услышали ли вы что-нибудь знакомое в этом музыкальном отрывке?

Это прозвучал фрагмент арии Томского из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Под впечатлением от повести А.С.Пушкина он написал её в феноменально короткий срок – 44 дня. Это был результат подлинного вдохновения. Ребята, хотели бы вы понять, что же так вдохновило великого композитора? Это будет первой тайной, которую мы постараемся открыть. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. Слайды 2,3. (Запись темы урока в тетрадь.)

2. Стадия осмысления


Создание кластера

- Ребята, запишите ассоциативный ряд к слову «игра». Слайд 4.

- Какое отношение к игре имеют главные герои повести? Слад 5.


Задание группам

Наш урок исследовательский. Предлагаю вам первое задание-исследование раскрыть образы главных героев, отметив ключевые моменты: первая группа – образ старой графини, вторая – образ Лизаветы Ивановны, третья – образ Германна. Слайд 6.


Беседа после ответов учащихся.

- Чем становится старая графиня для Германна?

- Чем становится для Германна Лиза?

- Вспомните цель жизни Германна. Слайд 7.

Какая формула счастья для достижения этой цели была у Германна до истории о трёх картах? Какой способ достижения цели выбирает Германн, узнав о выигрывающих картах?


Задание группам (разгадывание тайн повести).

Первая группа (исследователи «магии чисел») получают карточку с изображением тройки, вторая (исследователи психологических параллелей) – с изображением семёрки, третья (исследователи сюжета) – с изображением туза.

Задание первой группе. Для повести число «три» - ключевое. Где мы встречаем это число? Что оно, на ваш взгляд, может символизировать?

Слайд 8.

Задание второй группе. Томский сказал Лизе, что у Германна «профиль Мефистофеля, а душа Наполеона». Почему главный герой сравнивается именно с этими фигурами?

Слайд 9.

Задание третьей группе. На балу Томский говорит Лизавете Ивановне: «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства.» Как вы считаете, какие это злодейства? Слайд 10.

Ответы учащихся.


- А теперь я предлагаю разгадать главную тайну повести.


- Вспомните, какой эпиграф отнесён Пушкиным к недавно изученной повести «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду»).

- Какое слово является ключевым в этом произведении? («Честь»).

- Есть ли такое слово в повести «Пиковая дама»? (Нет.)

- Но здесь есть другое слово, однокоренное «честолюбие» («Он был скрытен и честолюбив»).

- Подберите синонимы к слову «честолюбие». Слайд 11

- Германн стремится узнать тайну трёх карт. Каких? Но в начале повести он рассуждает: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот, что утроит, усемерит мой капитал». Слайд 12. Вглядитесь в эту фразу и сделайте вывод. Слайд 13.

- Что же получается? Тайны никакой не было? Свои счастливые карты есть у каждого человека! Но если человек переступает через других людей, то его ждёт … «пиковая дама»! Слайд 14.

- Что символизирует «пиковая дама» в повести? (Наказание.)



3. Рефлексия

Скажите, как бы вы продолжили предложение

Сегодня я понял(а)…

или

Сегодня я открыл(а) тайну…


4. Подведение итогов урока


5. Домашнее задание (вариативное) Слайд 15.

а) В опере П.Чайковского «Пиковая дама» Герман поёт: «Что наша жизнь? Игра?» Ответьте письменно на этот вопрос.

б) Почему Пётр Ильич Чайковский написал одноимённую оперу по повести Пушкина в такие короткие сроки? Ответьте письменно на этот вопрос.




Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку»

Технологическая карта (схема)

Время

Содержание деятельности

Этапы урока

Предполагаемые результаты


Организационные формы

Методы

Действия учителя

Действия ученика

1 мин

Организационный момент

Создать положительный эмоциональный настрой на исследовательскую деятельность на уроке

Коллективная

Рецептивный

Обращение с вступительным словом к обучающимся

Слушание

5 мин

Стадия вызова

Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, интерес к поставленной проблеме, направить на самостоятельное формулирование темы урока и целей.

Фронтальное прослушивание, коллективная

Продуктивный


Работа с презентацией, проигрывание музыкального фрагмента,

Прослушивание музыкального фрагмента,

самостоятельноеформулирование темы урока и целей.

25 мин

Стадия осмысления

Следуя за учителем, найти решение проблемы («разгадать тайны» «Пиковой дамы»).


Эвристическая беседа.Работа в группах, фронтальная

Репродуктивный

Проверка знания текста, умения обучающихся характеризовать героев, применять цитирование,

сопоставлять героев.

Демонстрация знания текста, умения характеризовать героев, применение цитирования, сопоставление героев.


9 мин

Рефлексия

Выразить собственное отношение к проблеме произведения, авторской позиции

Фронтальная

Репродуктивный

Постановка вопросов для рефлексии.


Высказывание своего отношения к поднятой автором проблеме

3 мин

Подведение итогов урока

Подвести итоги урока, его эффективность

Коллективная

Репродуктивный

Оценивание выполненной работы

Высказывание согласия или несогласия с оценкой

2 мин

Домашнее задание

Применение новых знаний в самостоятельной творческой работе.


Коллективная

Рецептивный

Объяснение домашнего задания.


Применение новых знаний в самостоятельной творческой работе.




Просмотр содержимого презентации
«Тайна Пиковой дамы»

Урок-исследование по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Урок-исследование

по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Старая графиня     Лизавета Ивановна    Германн
  • Старая графиня
  • Лизавета Ивановна
  • Германн

- играла в карты в молодости; знает три выигрывающие карты

- игрушка в руках Германна

- одержим идеей обогатиться с помощью трёх выигрывающих карт

Цель жизни Германна:   покой и независимость   Два способа: До анекдота: Расчёт  Умеренность  Трудолюбие После анекдота Узнать тайну старухи  Три верные карты  Низкие способы достижения

Цель жизни Германна:

покой и независимость

Два способа:

До анекдота:

Расчёт

Умеренность

Трудолюбие

После анекдота

Узнать тайну старухи

Три верные карты

Низкие способы достижения

Символика числа «три» Три желания Три попытки Три испытания

Символика

числа

«три»

Три желания

Три попытки

Три испытания

Психологические параллели  Мефистофель Дьявол Олицетворение зла Искуситель Обольститель  Наполеон  Завоеватель  Тиран  Властный  Тщеславный

Психологические параллели

Мефистофель

Дьявол

Олицетворение зла

Искуситель

Обольститель

Наполеон

Завоеватель

Тиран

Властный

Тщеславный

Убил человека Убил любовь Убил душу
  • Убил человека
  • Убил любовь
  • Убил душу
Честолюбие – тщеславие, стремление к славе, почестям, желание славы.   Тщеславие
  • Честолюбие – тщеславие, стремление к славе, почестям, желание славы.
  • Тщеславие – тщетная слава,

то есть напрасная.

«Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие, вот что утроит, усемерит мой капитал»

«Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие, вот что утроит, усемерит мой капитал»

«утроит»  «усемерит»  «мой капитал» «тройка»  «семёрка»  «туз»
  • «утроит»
  • «усемерит»
  • «мой капитал»
  • «тройка»
  • «семёрка»
  • «туз»
Три выигрывающие  карты Германна

Три выигрывающие карты Германна

  • Расчёт
  • Умеренность
  • Трудолюбие
  • ?
  • честь
Домашнее задание Ответьте письменно на один из вопросов  Почему Пётр Ильич Чайковский написал одноимённую оперу по повести Пушкина в такие короткие сроки?  2. В опере Чайковского «Пиковая дама» Германн исполняет арию, которая начинается словами: «Что наша жизнь? Игра?» Напишите свое рассуждение.

Домашнее задание

Ответьте письменно на один из вопросов

  • Почему Пётр Ильич Чайковский написал одноимённую оперу по повести Пушкина в такие короткие сроки?

2. В опере Чайковского «Пиковая дама» Германн исполняет арию, которая начинается словами: «Что наша жизнь? Игра?» Напишите свое рассуждение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!