СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по ФГОС "Уроки доброты Л.Н. Толстого"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока - творческой мастерской на тему "Уроки доброты Л.Н. Толстого" (по рассказу Л.Н. Толстого "Бедные люди").

Цель: сформировать у обучающихся правильные представления о нравственном качестве (доброте) на примере анализа художественного произведения Л.Н. Толстого "Бедные люди".

Результаты урока:

  • личностные: сформировать интерес к литературе;
  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • предметные: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ключевых слов для определения идеи произведения.

УУД:

Личностные (Л):

  • интерес к изучению литературы;
  • способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные (Р):

  • участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные (К)

  • строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные (П)

  • извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Опорные понятия: добро, ключевые слова, анализ художественного произведения, идея художественного произведения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по ФГОС "Уроки доброты Л.Н. Толстого"»

Технологическая карта урока

Тема урока: Сценарий урока творческой мастерской на тему "Уроки доброты Л.Н. Толстого" (по рассказу Л.Н. Толстого "Бедные люди")

Форма урока: Урок-мастерская творческого письма

Класс: 6 класс

УМК: Учебник: Литература. 6 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Г.С. Меркин, С.Л. Минин, В. А. Чалмаев. Издательство: ООО «ТИД «Русское слово — РС»; Москва; 2010.

Рабочая программа по литературе для 6 класса (к учебнику Г.С. Меркина)

Цель: сформировать у обучающихся правильные представления о нравственном качестве (доброте) на примере анализа художественного произведения Л.Н. Толстого "Бедные люди".

Результаты урока:

  • личностные: сформировать интерес к литературе;

  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • предметные: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ключевых слов для определения идеи произведения.

УУД:

Личностные (Л):

  • интерес к изучению литературы;

  • способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные (Р):

  • участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные (К)

  • строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные (П)

  • извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Опорные понятия: добро, ключевые слова, анализ художественного произведения, идея художественного произведения

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации на тему «Добрые дела», подготовиться к написанию сочинения по произведению Л.Н. Толстого «Бедные люди».

Оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди», мультимедийная презентация, звуковое сопровождение,  толковый словарь, словарь синонимов, словарь пословиц и поговорок.



№ этапа п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя – мастера

Деятельность учащихся

Формы организации: фронт-е (ф), индивид-е (и), групповые (г)

УУД

Контроль

1

Индукция

2 мин

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Начать нашу мастерскую мне хотелось бы с музыкального фрагмента. Внимательно послушайте его и выберите из потока слов песни ключевое слово, которое созвучно теме прочитанного вами самостоятельно рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди».
Звучит фрагмент песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук».

Активно слушают. Определяют ключевое слово ДОБРО  и записывают его на рабочем листе в центре «Паутины ассоциаций».

ф

Л, К

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


2

Самоконструкция. Метод смысловых ассоциаций

2 мин

– В ячейки паутины запишите слова, чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда вы слушали музыкальный фрагмент. Каждой эмоции вы можете придать какой-то цвет. 

– Прочтите, если необходимо, дополните свой список. Самые главные слова, на ваш взгляд, обведите цветной ручкой.

Работают с «Паутиной ассоциаций».

Записывают в ячейки паутины слова, обводят фломастером.

И

П (общеучебные действия)



Метод самостоятельного конструирования понятия

2 мин

– Как вы понимаете смысл слова ДОБРО? 

– Используя слова, записанные в ячейки паутины, дайте определение понятия ДОБРО.


Записывают определение понятия в тетради.

Рабочий лист с «Паутиной ассоциаций» крепят на доску.

И, ф

П (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

П (умение строить высказывание, выражение собственного мнения)


3

Социоконструкция.
Метод сравнения версий

5 мин

– Более точное лексическое значение слова ДОБРО помогут нам определить словари. 

Задание 1-й паре: Найдите в словаре слова с корнем -добр-. Выпишите их в тетрадь.

Задание 2-й паре: Найдите в словаре толкование слов ДОБРО, ДОБРОТА и запишите в тетрадь.

Задание 3-й паре: Найдите в словаре синонимы к слову ДОБРО и выпишите их в тетрадь.

Задание 4-й паре: Найдите в словаре пословицы и поговорки о ДОБРЕ. Выпишите их в тетрадь.

Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Работают в парах со словарями, обсуждают,  ведут записи в тетрадях.

Г, и

П (общеучебные действия)

К (умение выражать свои мысли)


4

Социализация

4 мин

Выслушивает учащихся.

Пары представляют результаты своей работы перед классом. Работы вывешиваются на доске.

ф

Л, К


Слово мастера

– Послушайте высказывания самого Л.Н. Толстого о ДОБРЕ и ДОБРОТЕ:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Делая добро, будь благодарен за это. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».

Найдите ключевые слова, сопровождающие добро в жизни и наделяющие его характеристиками.

Внимательно слушают, ведут записи в тетрадях.


5

Социоконструкция

7 мин

– А сейчас обратимся к тексту рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». 

Задание 1-й группе: Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, подчеркивающие крайнюю бедность семьи Жанны.

Задание 2-группе: Найдите в тексте слова и словосочетания для характеристики отношения Жанны к мужу.

Задание 3-й группе: Найдите в тексте слова и словосочетания, характеризующие эмоциональное состояние Жанны в ожидании мужа.

Слушает выступление учащихся.

Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Работают в группах с текстом рассказа, обсуждают, ведут записи в тетрадях.

Представители групп выступают с результатами работы группы перед классом.

Г, ф

П (общеучебные действия)

Р (контроль)

К (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)


6

Социализация

4 мин

Ответьте на вопросы: Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа забрать детей? Почему они совершили этот поступок? Какова идея рассказа «Бедные люди»?

В любой жизненной ситуации, насколько бы трудной она не была, важно поступать по-человечески и проявлять доброту искренне и бескорыстно, не желая ничего взамен.

Отвечают на вопросы и формулируют идею рассказа.

ф

П (общеучебные действия)

К (умение выражать свои мысли)


Слово мастера

– Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают, «чтобы быть счастливыми, надо одно – любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.

Внимательно слушают.

ф


7

Разрыв

5 мин

– Каждый день и каждый час человек должен посвящать служению добру, не ради награды, а следуя своему высшему предназначению – обретению в себе человека. Этому учит и поэзия Андрея Яковлевича Яшина. Сохранив в чистоте свои земные дела и помыслы, может человек оправдать свое предназначение на земле, посвятив отечеству и людям свою жизнь. Яшин признавал: «Лучшей считаю книгу «Совесть», она выстрадана, а не сочинена». Лейтмотивом этого сборника по праву могут стать строки замечательного стихотворения «Спешите делать добрые дела!».

Стихотворение «Спешите делать добрые дела!» читает выразительно заранее подготовленный ученик.

- Давайте постараемся вспомнить, в каких еще произведениях, изученных ранее или прочитанных самостоятельно, звучит тема добра.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», А. Грин «Алые паруса»,

Внимательно слушают учителя и выступление ученика.

ф

П (общеучебные действия)



8

Домашнее задание

2 мин

– Нарисуйте иллюстрации на тему «Добрые дела». На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по произведению на тему добра, поэтому дома прошу вас еще раз прочитать рассказ и подготовиться к написанию.

 Записывают домашнее задание.

ф

П (общеучебные действия)



9

Рефлексия

3 мин

На доске изображено облако «тегов»:

Сегодня я узнал…

Было трудно усвоить…

Я научился…

Я понял…

Было интересно узнать…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На фоне звучит песня «Твори добро на всей земле».

Дополняют «теги», читают получившиеся предложения.

И, ф

П (общеучебные действия)

К (умение выражать свои мысли)


Слово мастера

Пожелание учителя – мастера:

«Добро существует там, где его постоянно творят, поэтому спешите делать добрые дела!»

 

ф





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!