Рабочая программа по литературе для 6 класса (к учебнику Г.С. Меркина)
№ этапа п/п | Этап урока | Время | Деятельность учителя – мастера | Деятельность учащихся | Формы организации: фронт-е (ф), индивид-е (и), групповые (г) | УУД | Контроль |
1 | Индукция | 2 мин | – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Начать нашу мастерскую мне хотелось бы с музыкального фрагмента. Внимательно послушайте его и выберите из потока слов песни ключевое слово, которое созвучно теме прочитанного вами самостоятельно рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». Звучит фрагмент песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук». | Активно слушают. Определяют ключевое слово ДОБРО и записывают его на рабочем листе в центре «Паутины ассоциаций». | ф | Л, К Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | |
2 | Самоконструкция. Метод смысловых ассоциаций | 2 мин | – В ячейки паутины запишите слова, чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда вы слушали музыкальный фрагмент. Каждой эмоции вы можете придать какой-то цвет. – Прочтите, если необходимо, дополните свой список. Самые главные слова, на ваш взгляд, обведите цветной ручкой. | Работают с «Паутиной ассоциаций». Записывают в ячейки паутины слова, обводят фломастером. | И | П (общеучебные действия) | |
Метод самостоятельного конструирования понятия | 2 мин | – Как вы понимаете смысл слова ДОБРО? – Используя слова, записанные в ячейки паутины, дайте определение понятия ДОБРО. | Записывают определение понятия в тетради. Рабочий лист с «Паутиной ассоциаций» крепят на доску. | И, ф | П (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). П (умение строить высказывание, выражение собственного мнения) | |
3 | Социоконструкция. Метод сравнения версий | 5 мин | – Более точное лексическое значение слова ДОБРО помогут нам определить словари. Задание 1-й паре: Найдите в словаре слова с корнем -добр-. Выпишите их в тетрадь. Задание 2-й паре: Найдите в словаре толкование слов ДОБРО, ДОБРОТА и запишите в тетрадь. Задание 3-й паре: Найдите в словаре синонимы к слову ДОБРО и выпишите их в тетрадь. Задание 4-й паре: Найдите в словаре пословицы и поговорки о ДОБРЕ. Выпишите их в тетрадь. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. | Работают в парах со словарями, обсуждают, ведут записи в тетрадях. | Г, и | П (общеучебные действия) К (умение выражать свои мысли) | |
4 | Социализация | 4 мин | Выслушивает учащихся. | Пары представляют результаты своей работы перед классом. Работы вывешиваются на доске. | ф | Л, К | |
Слово мастера | – Послушайте высказывания самого Л.Н. Толстого о ДОБРЕ и ДОБРОТЕ: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Делая добро, будь благодарен за это. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни». Найдите ключевые слова, сопровождающие добро в жизни и наделяющие его характеристиками. | Внимательно слушают, ведут записи в тетрадях. | |
5 | Социоконструкция | 7 мин | – А сейчас обратимся к тексту рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». Задание 1-й группе: Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, подчеркивающие крайнюю бедность семьи Жанны. Задание 2-группе: Найдите в тексте слова и словосочетания для характеристики отношения Жанны к мужу. Задание 3-й группе: Найдите в тексте слова и словосочетания, характеризующие эмоциональное состояние Жанны в ожидании мужа. Слушает выступление учащихся. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. | Работают в группах с текстом рассказа, обсуждают, ведут записи в тетрадях. Представители групп выступают с результатами работы группы перед классом. | Г, ф | П (общеучебные действия) Р (контроль) К (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) | |
6 | Социализация | 4 мин | Ответьте на вопросы: Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа забрать детей? Почему они совершили этот поступок? Какова идея рассказа «Бедные люди»? В любой жизненной ситуации, насколько бы трудной она не была, важно поступать по-человечески и проявлять доброту искренне и бескорыстно, не желая ничего взамен. | Отвечают на вопросы и формулируют идею рассказа. | ф | П (общеучебные действия) К (умение выражать свои мысли) | |
Слово мастера | – Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают, «чтобы быть счастливыми, надо одно – любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев. | Внимательно слушают. | ф | |
7 | Разрыв | 5 мин | – Каждый день и каждый час человек должен посвящать служению добру, не ради награды, а следуя своему высшему предназначению – обретению в себе человека. Этому учит и поэзия Андрея Яковлевича Яшина. Сохранив в чистоте свои земные дела и помыслы, может человек оправдать свое предназначение на земле, посвятив отечеству и людям свою жизнь. Яшин признавал: «Лучшей считаю книгу «Совесть», она выстрадана, а не сочинена». Лейтмотивом этого сборника по праву могут стать строки замечательного стихотворения «Спешите делать добрые дела!». Стихотворение «Спешите делать добрые дела!» читает выразительно заранее подготовленный ученик. - Давайте постараемся вспомнить, в каких еще произведениях, изученных ранее или прочитанных самостоятельно, звучит тема добра. Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», А. Грин «Алые паруса», | Внимательно слушают учителя и выступление ученика. | ф | П (общеучебные действия) | |
8 | Домашнее задание | 2 мин | – Нарисуйте иллюстрации на тему «Добрые дела». На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по произведению на тему добра, поэтому дома прошу вас еще раз прочитать рассказ и подготовиться к написанию. | Записывают домашнее задание. | ф | П (общеучебные действия) | |
9 | Рефлексия | 3 мин | На доске изображено облако «тегов»: Сегодня я узнал… Было трудно усвоить… Я научился… Я понял… Было интересно узнать… Меня удивило… Мне захотелось… На фоне звучит песня «Твори добро на всей земле». | Дополняют «теги», читают получившиеся предложения. | И, ф | П (общеучебные действия) К (умение выражать свои мысли) | |
Слово мастера | Пожелание учителя – мастера: «Добро существует там, где его постоянно творят, поэтому спешите делать добрые дела!» | | ф | |