1.Объявление темы и цели урока. Обращение к доске, запись рабочих материалов в тетради учащихся. 2.Вступительное слово учителя. 3. Работа с повестью 4. Обобщение учителя. 5. Характеристика героев. 6.Работа с эпиграфом. 7. Характеристика Бима. 8. Заключительное слово учителя. 9. Итог. 10. Домашнее задание. | Ребята, наверное, вы согласитесь, что трудно назвать человека, который бы не был знаком с именем Г.Троепольского. Думаю, что читая книгу о Белом Биме, вы ближе познакомились с писателем, ибо он вложил в книгу свои самые важные и мудрые мысли о жизни, о природе, о нас с вами. Разрешите предложить вам несколько биографических сведений о писателе. Сегодня на уроке мы проследим за «хождение по мукам» пса Бима и попытаемся каждый для себя и все вместе ответить на важные вопросы. Обратите внимание на доску, вы увидите там «Приглашение к размышлению», в котором сформулированы четыре вопроса. В конце урока, мы сумеем на них ответить. А теперь обратимся к повести. Дайте определение повести, запишите в тетрадь. Внимательно вслушивайтесь в ответы товарищей, смелее высказывайте свою точку зрения. - Что почувствовали вы, когда прочитали первые главы повести? Какое продолжение книги вы предполагали? - Понравился ли вам Бим до того, как вы узнали его трагическую историю? Давайте прочитаем отрывок о детстве Бима. - Как, по-вашему, красив ли Бим? Что необычно в его внешности? А теперь познакомимся с Бимом, каким он стал в 2 года. - Почему собака стала обладательницей таких качеств? Благодаря кому? Расскажите об Иване Ивановиче и его методах воспитания. Каким мы видим Бима на охоте на волка? Как он вел себя? Итак, ребята, мы убедились, что Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Наверное, те же качества Иван Иванович воспитал бы и в сыне… И как бы Бима не мяли, ни калечили, ни били, в его глазах не появлялся волчий блеск. Вспомним сценку прощания Ивана Ивановича и Бима. - как прощаются наши герои? Что они чувствуют к друг другу? Согласитесь, что это прощаются настоящие друзья. Они чувствуют ответственность друг за друга, потому что приручили друг друга… помня к себе отношение хозяина, Бим доверчиво идет к людям, когда Иван Ивановича забирают в больницу. Итак, в центре внимания Бим среди людей большого города. У Троепольского на страницах книги есть такое замечание: «Когда собакам больно и тоскливо, и одиноко, они умирают» Биму было одиноко, больно, тоскливо, но он не умер. Почему? Разных людей встречает Бим. Попробуем их разделить по простому принципу: на добрых и злых, на хороших и плохих. Назовите их. Посмотрите на доску и определите, какая вырисовывается закономерность? Совершенно верно, и в этом выражается отношение автора к своим героям. Ребята, я вам скажу горькую истину: на земле существует ещё зло. Порой его становится так много, что кажется вот-вот оно поглотит своей огромной пастью нежное, трепетное добро. Люди обижают друг друга, оскорбляют, применяют даже физическую силу. И это похоже на мир зверей, где беспощадна борьба за существование. А что же Бим? В его мире все наоборот, потому что в этот мир из жизни людей перенесены понятия о добре, о справедливости, гуманности. Нет имен у обитателей мира зверей, есть только мясистое лицо, отвислые губы, серый дядька, дебелая бабенка, зловещая тетка. - С чем Бим столкнулся в этой сцене. Вот этот мир: здесь травят, преследуют, убивают… Но что самое страшное, они при этом ещё и прикрываются законами, считая, что защищают святые идеи, борются за истину, утверждая справедливость. Подтвердите, пожалуйста, текстом. И как сейчас не вспомнить слова Троепольского, которые являются эпиграфом к нашему уроку. «Я за то, чтобы писать обо всем…» - Как вы понимаете слова писателя? Но ведь нельзя сказать, что всех вокруг поглотила злоба. Рядом оказываются и добрые люди. Давайте ещё раз вспомним их человеческие имена: Даша, Толик, Матрена. - В повести есть ещё и третья категория людей. Какая? Это с молчаливого согласия равнодушных совершается зло и насилие. В жизни Бима, как в зеркале отражаются человеческие поступки, все злые и добрые стороны, все плохое и хорошее. Кажется, что Толик мог бы быть похожим на своего отца. Но нет! Когда Толик узнал о беде Бима, не мог оставаться в стороне Бима. Он ходит по городу ищет Бима. - Вы помните, ребята: Толик найдет Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок? Да, каждый из вас прав. Бим ищет человеческое тепло, а находит зло. - Почему, как вы считаете, он поверил собаколовам и сам пришел к ним? А прозвучали четыре выстрела в память о друге. - Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»? Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте. - Какой след в душе у вас оставила книга? Вот и все, мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. Напоследок обратим взор на «Приглашение к размышлению», На 1,2 вопрос отвечаем. Подумайте над 3,4 вопросом. Считайте, что они адресованы лично каждому из вас. Подумайте и честно ответьте себе на эти вопросы. Они нелегкие, но однажды их надо поставить перед собой. Мои стихи о Биме, или рассказ о своем любимом животном. | Г.Н. Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской области в 1905 году. Умер – в 1994. Его жизнь вместила целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция 1917 года, в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны, в 26 лет пережил отечественную войну. На его памяти и коллективизация, и страшная эпоха культа личности Сталина, и перестройка. Агроном по образованию, Троепольский четверть века отдал возделыванию воронежских земель. Когда ему было 48 лет, вышла его первая книга «Записки агронома», а потом отдал предпочтение писательской судьбе – его рабочим местом стал письменный стол. Мировую известность принесла ему книга о Белом Биме, которую прочитали люди и в Европе, и в Японии, и в Китае… Повесть о Биме Гавриил Николаевич назвал «Трагическим романом собачьей жизни». Но более всего писателя, однако, интересуют люди. Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Читает Досеева Настя Да Читает Руслан Ивану Ивановичу Пересказ эпизода Сцену прощания читает ученица Любовь, доброту, нежность Биму приказано было ждать. Теперь это стало целью жизни Добрые люди: Даша, Матрена, Толик, Иван Иванович. Злые люди: Серый дядька, Дебелая бабенка, зловещая тетка, человек с мясистым лицом. Всех друзей Бима зовут по имени, а у его недругов – только клички. Зачитать сцену избиения Бима Со злом. Ученики зачитывают отдельные места повести. Автор за то, чтобы не приукрашивать нашу жизнь, а писать про неё в реальности. Равнодушные. Они страшны, они опасны. Они во многом виноваты в том, что процветает злоба, жестокость. Они не злые, но и добрыми быть не умеют. Это отец Толика. Выгоняет Бима, обманывает сына, душевно ограничен. Стихотворение зачитывает ученица. С грустью брожу я по городу, Озадачен вопросом одним: «Где же разыскать эту гордую Собаку, по имени Бим..» Мне в твое ухо бы черное Прошептать, как ты мною любим, Мысли твои все прочел бы я, Ты – друг, ты – ласковый Бим. Город встречается с вечером, И трамваи проходят звеня. Ищет тепла человеческого Мой Бим. Так ищи же меня! Толик оказался слабым. Он верил людям. Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный день И под вечер, Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим Белый Бим. Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте И душою незрячих Научи доброте. Бим по характеру лучше многих людей. Переживание, грусть, обиду на жестоких людей. |