СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо" на тему "Человек и зверь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по литературе по Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо" на тему "Человек и зверь"»

Учитель МОУ Елизаветовская сош: Чертова И.Ю.

Тема: « Человек и зверь».

Урок по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».

Цель урока: учить учащихся анализу текста.

Задачи урока: 1образовательная: подвести учащихся к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг;

2. развивающая: развивать художественный вкус детей;

3. воспитательная: воспитывать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим».

Оборудование: тексты повести на каждой парте; портрет Г.Н.Троепольского; «портрет» Бима; пластинка с записью вальса Г.Свиридова.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Объявление темы и цели урока. Обращение к доске, запись рабочих материалов в тетради учащихся.

2.Вступительное слово учителя.

























































































3. Работа с повестью














































4. Обобщение учителя.

















































5. Характеристика героев.



















































































6.Работа с эпиграфом.








7. Характеристика Бима.





















































































































8. Заключительное слово учителя.




















9. Итог.






















10. Домашнее задание.









Ребята, наверное, вы согласитесь, что трудно назвать человека, который бы не был знаком с именем Г.Троепольского.

Думаю, что читая книгу о Белом Биме, вы ближе познакомились с писателем, ибо он вложил в книгу свои самые важные и мудрые мысли о жизни, о природе, о нас с вами.

Разрешите предложить вам несколько биографических сведений о писателе.


















































Сегодня на уроке мы проследим за «хождение по мукам» пса Бима и попытаемся каждый для себя и все вместе ответить на важные вопросы.

Обратите внимание на доску, вы увидите там «Приглашение к размышлению», в котором сформулированы четыре вопроса. В конце урока, мы сумеем на них ответить.



А теперь обратимся к повести. Дайте определение повести, запишите в тетрадь. Внимательно вслушивайтесь в ответы товарищей, смелее высказывайте свою точку зрения.

- Что почувствовали вы, когда прочитали первые главы повести? Какое продолжение книги вы предполагали?

- Понравился ли вам Бим до того, как вы узнали его трагическую историю?

Давайте прочитаем отрывок о детстве Бима.

- Как, по-вашему, красив ли Бим? Что необычно в его внешности?

А теперь познакомимся с Бимом, каким он стал в 2 года.


- Почему собака стала обладательницей таких качеств? Благодаря кому?

Расскажите об Иване Ивановиче и его методах воспитания.

Каким мы видим Бима на охоте на волка? Как он вел себя?


Итак, ребята, мы убедились, что Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Наверное, те же качества Иван Иванович воспитал бы и в сыне… И как бы Бима не мяли, ни калечили, ни били, в его глазах не появлялся волчий блеск.

Вспомним сценку прощания Ивана Ивановича и Бима.

- как прощаются наши герои? Что они чувствуют к друг другу?

Согласитесь, что это прощаются настоящие друзья. Они чувствуют ответственность друг за друга, потому что приручили друг друга… помня к себе отношение хозяина, Бим доверчиво идет к людям, когда Иван Ивановича забирают в больницу.

Итак, в центре внимания Бим среди людей большого города.

У Троепольского на страницах книги есть такое замечание: «Когда собакам больно и тоскливо, и одиноко, они умирают»

Биму было одиноко, больно, тоскливо, но он не умер. Почему?




Разных людей встречает Бим. Попробуем их разделить по простому принципу: на добрых и злых, на хороших и плохих.

Назовите их.









Посмотрите на доску и определите, какая вырисовывается закономерность?





Совершенно верно, и в этом выражается отношение автора к своим героям.

Ребята, я вам скажу горькую истину: на земле существует ещё зло. Порой его становится так много, что кажется вот-вот оно поглотит своей огромной пастью нежное, трепетное добро. Люди обижают друг друга, оскорбляют, применяют даже физическую силу. И это похоже на мир зверей, где беспощадна борьба за существование.

А что же Бим? В его мире все наоборот, потому что в этот мир из жизни людей перенесены понятия о добре, о справедливости, гуманности.

Нет имен у обитателей мира зверей, есть только мясистое лицо, отвислые губы, серый дядька, дебелая бабенка, зловещая тетка.


- С чем Бим столкнулся в этой сцене.

Вот этот мир: здесь травят, преследуют, убивают… Но что самое страшное, они при этом ещё и прикрываются законами, считая, что защищают святые идеи, борются за истину, утверждая справедливость. Подтвердите, пожалуйста, текстом.





И как сейчас не вспомнить слова Троепольского, которые являются эпиграфом к нашему уроку. «Я за то, чтобы писать обо всем…»

- Как вы понимаете слова писателя?

Но ведь нельзя сказать, что всех вокруг поглотила злоба. Рядом оказываются и добрые люди. Давайте ещё раз вспомним их человеческие имена: Даша, Толик, Матрена. - В повести есть ещё и третья категория людей. Какая?












Это с молчаливого согласия равнодушных совершается зло и насилие.

В жизни Бима, как в зеркале отражаются человеческие поступки, все злые и добрые стороны, все плохое и хорошее. Кажется, что Толик мог бы быть похожим на своего отца. Но нет! Когда Толик узнал о беде Бима, не мог оставаться в стороне Бима. Он ходит по городу ищет Бима.

























- Вы помните, ребята: Толик найдет Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

Да, каждый из вас прав. Бим ищет человеческое тепло, а находит зло.

- Почему, как вы считаете, он поверил собаколовам и сам пришел к ним?

А прозвучали четыре выстрела в память о друге.























- Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»?

Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга…

Он верил нам, людям, и этим учил доброте.


- Какой след в душе у вас оставила книга?

Вот и все, мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. Напоследок обратим взор на «Приглашение к размышлению»,

На 1,2 вопрос отвечаем. Подумайте над 3,4 вопросом. Считайте, что они адресованы лично каждому из вас. Подумайте и честно ответьте себе на эти вопросы. Они нелегкие, но однажды их надо поставить перед собой.

Мои стихи о Биме, или рассказ о своем любимом животном.































Г.Н. Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской области в 1905 году. Умер – в 1994. Его жизнь вместила целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция 1917 года, в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны, в 26 лет пережил отечественную войну. На его памяти и коллективизация, и страшная эпоха культа личности Сталина, и перестройка.

Агроном по образованию, Троепольский четверть века отдал возделыванию воронежских земель. Когда ему было 48 лет, вышла его первая книга «Записки агронома», а потом отдал предпочтение писательской судьбе – его рабочим местом стал письменный стол.

Мировую известность принесла ему книга о Белом Биме, которую прочитали люди и в Европе, и в Японии, и в Китае…

Повесть о Биме Гавриил Николаевич назвал «Трагическим романом собачьей жизни». Но более всего писателя, однако, интересуют люди.




















Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.












Читает Досеева Настя




Да





Читает Руслан






Ивану Ивановичу







Пересказ эпизода



















Сцену прощания читает ученица


Любовь, доброту, нежность


























Биму приказано было ждать. Теперь это стало целью жизни










Добрые люди: Даша, Матрена, Толик, Иван Иванович.

Злые люди: Серый дядька, Дебелая бабенка, зловещая тетка, человек с мясистым лицом.





Всех друзей Бима зовут по имени, а у его недругов – только клички.






































Зачитать сцену избиения Бима



Со злом.














Ученики зачитывают отдельные места повести.










Автор за то, чтобы не приукрашивать нашу жизнь, а писать про неё в реальности.













Равнодушные. Они страшны, они опасны. Они во многом виноваты в том, что процветает злоба, жестокость. Они не злые, но и добрыми быть не умеют. Это отец Толика. Выгоняет Бима, обманывает сына, душевно ограничен.





















Стихотворение зачитывает ученица.

С грустью брожу я по городу,

Озадачен вопросом одним:

«Где же разыскать эту гордую

Собаку, по имени Бим..»

Мне в твое ухо бы черное

Прошептать, как ты мною любим,

Мысли твои все прочел бы я,

Ты – друг, ты – ласковый Бим.

Город встречается с вечером,

И трамваи проходят звеня.

Ищет тепла человеческого

Мой Бим. Так ищи же меня!


Толик оказался слабым.











Он верил людям.



Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим

Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день

И под вечер,

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим

Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи доброте.






Бим по характеру лучше многих людей.





















Переживание, грусть, обиду на жестоких людей.