Презентация по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Выполнила учительница
русского языка и литературы
МБОУ СШ№88 г Красноярска
Егорова Валентина Ивановна
Произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» изучается в 9 классе. В этом возрасте ребята, чаще всего, сами впервые испытывают чувства влюбленности. В современном мире, где все чаще царит жестокость, цинизм и безразличие к другим людям, редко встретишь искренне добрых людей, способных сопереживать и проявлять чувство милосердия. В период глобальной компьютеризации и свободного получения различной информации через Интернет, СМИ, телевидение, где духовные ценности человека стоят , как правило, не на первом месте, детям очень сложно получить положительный пример отношения к окружающим людям и сложившимся ситуациям.
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой ярко отражены такие ценности, как гуманизм, доброта, искренность, милосердие, чувство ответственности является хорошим примером для подражания современной молодежи.
Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» как ярким образцом произведений
сентиментализма.
- закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
- дать понятие сентиментализма как литературного направления;
- представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
- воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.
- развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
- расширять словарный запас;
- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; коллекция рисунков учащихся по повести «Бедная Лиза»; портрет Н.М.Карамзина;
портрет О.Кипренского;
репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский;
репродукция картины «Девочка с маками » художник О.Кипренский;
сборники произведений Н.М. Карамзина;
карточки-задания «ландыши»; карточки-задания «корзинки»;
стенд «Сентиментализм
Николай Карамзин - великий историк и писатель 18-19 веков. Николай Михайлович Карамзин родился в родовом поместье Знаменское в Казанской губернии 12 декабря 1766 года. Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицером в отставке, мать умерла, когда Николай Михайлович был еще совсем ребенком. Его воспитанием занимался отец, привлек также гувернеров и нянек. Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери.
- Родился в 1766 - Причисление к армейским полкам в 1774 - Поступление в пансион Шадена в 1778 - Действительная армейская служба в 1781 - Уход в отставку в чине поручика в 1784 - Работа в первом детском журнале в 1787 - Начало двухлетнего путешествия по Европе в 1789 - Издательство нового "Московского журнала" в 1791 - Публикация "Бедной Лизы" в 1792 - Женитьба на Елизавете Протасовой в 1801 - Начало издания "Вестника Европы" и смерть жены в 1802 - Получение должности историографа и старт работы на огромным трудом "История государства Российского" в 1803 - Женитьба на Екатерине Колывановой в 1804 - Получение ордена Святого Владимира III степени в 1810 - Получение чина статского советника, а также получение ордена Святой Анны I степени - Получение звания почетного члена Императорской Академии наук, членство в этой же академии с 1818 - Смерть в 1826 Занимательные факты из биографии Николая Карамзина: - Карамзину принадлежит крылатое выражение о российской действительности, когда его спросили по поводу того, что происходит в России: "Воруют" - Исследователи и критики полагают, что "Бедная Лиза" названа в честь Протасовой - Дочь Карамзина Софья была принята светским обществом, стала фрейлиной при императорском дворе, дружила с Лермонтовым и Пушкиным - У Карамзина было 4 дочери и 5 сыновей от второго брака - Пушкин был частым гостем у Карамзиных, но его любовь к Екатерине Колывановой стала причиной разлада между литераторами
Почему Н.М. Карамзина называют воспитателем русского читателя?
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Человек
Государство
Чувство
Разум
Сопричастность
Своеобразие
Регламент
Оригинальность
Воображение
Правило
Инд. восприятие
Тема
Лиричность
Душа
- Основная идея- стремление представить человеческую личность в движениях души;
- Основная тематика- любовная ;
- Герои и характеры- отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям;
- Роль пейзажа- средство психологической характеристики героев;
- Основные жанры- повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия; разговорный язык, лиричность, поэтичность, повествование от первого лица.
Москва
Симоново урочище
Москва алчная (всё ради денег; она большая, страшная, чины, власть)
Спокойное, красивое, луга, холмы, леса, поле.
Н. Карамзин при описании Симонова урочища использует цвета: синий, зеленый желтый.
Вывод : жизнь в урочищах святая ( спокойная, не за деньги, а чувства и любовь доминируют над всем.
- Ценности-
- Рассказчик является полноценным героем повести.
- Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
- Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Эраст - с др. греч.- любящий горячо, крепко, страстно; Эрос- эротика- бог любви.
Лиза- почитающая бога; она же совершает самый тяжкий грех- самоубийство.
… . Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Что чувствует Лиза?
А Эраст?
Удивление, смущение,
ей понравилось, что на бедную обратили внимание.
Смелость, настойчивость, ему интересно мнение других.
Спрашивает не имя, а где она живёт.
Лизино настроение меняется
Эраст.
Смущение
Грусть
Безумная радость
Печальное раздумье
Восторг
Страх
Беспокойство
Отчаяние
Потрясение
самоубийство
Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм.
Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет.
Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.
Маскируется, играет, делает вид.
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
- Что происходит с Эрастом?
(уезжает, спасает свою честь, сам от себя убегает)
2. Что чувствует Лиза?
( чувствует себя брошенной, жизни без него нет, готова идти с ним на войну, бросить мать, готова к самопожертвованию. Его жизнь ставит выше своей.)
Утренняя заря АЛАЯ, солнце ВОССИЯЛО ( не взошло), природа радуется, что все кончилось, он ушел, он нес на себе темное, злое. Природа торжествует, есть надежда на спасение,
НО
Лиза принимает свое трагическое решение…
- Что подтолкнуло ее к такому решению?
( Эраст приказал дворецкому вытолкнуть ее как прислугу. И Лиза говорит: «Мне нельзя жить» (не «Я не хочу жить»- разные понятия).
Он предлагает ей 100 рублей за любовь, как продажной женщине).
2. Был ли выход у Лизы? Почему не пришла к матери и не рассказала ей?
( по мнению Лизы, выхода у нее нет. В этот момент она не помнила о матери).
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Легкомыслие Эраста
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
Простили друг друга.
Эраст раскаялся… осознал… искупил свою вину раскаянием…
Верить
Уважать
Отдать жизнь за любимого (ую)
Не предавать
Горе
Слезы печаль
Обман
Страдание
Грех
Страх
Возвращаемся к проблемному вопросу: «Почему Карамзина называют воспитателем русского читателя?» ( Карамзин помогает понять сложный и противоречивый мир, учит нас становиться людьми, умеющими сострадать, раскрывать душу человека, его внутренний мир). Домашнее задание: 1. Сделать тезисы критических статей по произведению Н.Карамзина «Бедная Лиза» 2. Написать отзыв по произведению. .
Орлов П.А. – Русский сентиментализм. - М., 1977
Лотман Ю.М. – Сотворение Карамзина. – М., 1987
Лотман Ю.М. – Карамзин. – М., 1996
Эйдельман Н.Я. – Последний летописец. – М., 1988
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература. Ч.I — М., Аванта +, 2000
rusedu.ru › detail_2259.html
power-point-ppt.narod.ru › biografiya… prezentaciy a…
рефак.рф › 1726_ gotovye_ prezentatsii _po… o _ karamzine /
ps.1september.ru