СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассчитана на  2 урока литературы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой"»

В.П. Астафьев Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию составила: Леванова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы

В.П. Астафьев

Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Презентацию составила:

Леванова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001)

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке (Сибирь), где жил с отцом и мачехой; в 1936—37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941—42 учился в ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества); на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959—61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде. В 1968 году в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». Эта книга была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. В 1980 году вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.

Вопросы В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

Вопросы

  • В какое время и где происходят события рассказа?
  • Назовите приметы того времени, а также место действия.
  • От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
  • Что вы можете рассказать о герое рассказа?
  • Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
Вопросы Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

Вопросы

  • Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия?
  • Почему мальчик отправился в лес?
  • Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
искушение преступление муки совести наказание прощение

искушение

преступление

муки совести

наказание

прощение

Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Теория литературы

  • Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.
  • Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
1 группа искушение искушение 2 группа преступление преступление 3 группа муки совести муки совести 4 группа наказание наказание  5 группа прощение прощение Задача каждой группы —  найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

1 группа

  • искушение
  • искушение

2 группа

  • преступление
  • преступление

3 группа

  • муки совести
  • муки совести

4 группа

  • наказание
  • наказание

5 группа

  • прощение
  • прощение

Задача каждой группы —

найти в тексте соответствующий эпизод,

важную цитату для пересказа.

Вопросы Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой? Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?

Вопросы

  • Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?
  • Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?
В.П. Астафьев Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»

В.П. Астафьев

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»

Работа с текстом «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Назовите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

Работа с текстом

  • «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика?
  • Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Назовите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
Работа с текстом Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?

Работа с текстом

  • Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему?
  • Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?
Словарь сибирских диалектизмов Увал. Туесок. Заполошная. Шаньга. Заимка.  Поскотина. Яр. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Словарь сибирских диалектизмов

  • Увал.
  • Туесок.
  • Заполошная.
  • Шаньга.
  • Заимка.
  • Поскотина.
  • Яр.

С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Итоги Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. … в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.

Итоги

  • Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. …
  • в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.
Практическое задание Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

Практическое задание

  • Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!