Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой"»
В.П. Астафьев
Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Презентацию составила:
Леванова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
Виктор Петрович Астафьев (1924—2001)
Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке (Сибирь), где жил с отцом и мачехой; в 1936—37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941—42 учился в ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества); на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959—61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде. В 1968 году в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». Эта книга была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. В 1980 году вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.
Вопросы
- В какое время и где происходят события рассказа?
- Назовите приметы того времени, а также место действия.
- От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
- Что вы можете рассказать о герое рассказа?
- Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
Вопросы
- Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия?
- Почему мальчик отправился в лес?
- Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
искушение
преступление
муки совести
наказание
прощение
Теория литературы
- Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.
- Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
1 группа
2 группа
- преступление
- преступление
3 группа
- муки совести
- муки совести
4 группа
5 группа
Задача каждой группы —
найти в тексте соответствующий эпизод,
важную цитату для пересказа.
Вопросы
- Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?
- Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?
В.П. Астафьев
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»
Работа с текстом
- «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика?
- Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Назовите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
Работа с текстом
- Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему?
- Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?
Словарь сибирских диалектизмов
- Увал.
- Туесок.
- Заполошная.
- Шаньга.
- Заимка.
- Поскотина.
- Яр.
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Итоги
- Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. …
- в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.
Практическое задание
- Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»