СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с рассказом, анализируют его,  изучают роль средств выразительности в нем

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.»

Урок литературы (7 класс)

Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

Цель: создание условий для формирования умений и навыков анализа произведения с точки зрения его идейного и художественного своеобразия.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с рассказом А.М. Горького «Старуха Изергиль»; изучить роль средств выразительности в рассказе; формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции.

Развивающие: развивать умения анализировать текст; развивать активную и репродуктивную речь учащихся на основе анализа рассказа и умении оценивать поведение героев; формировать читательскую позицию.

Воспитывающие: воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им; воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: коллективные, индивидуальные; групповые.

Методы: словесный, познавательный, эвристический, проблемный, комментированное чтение, сравнение, работа в группах, работа со средствами художественной выразительности.

Учебник: 7 класс автор В.Я.Коровина

Оборудование: компьютер, экран (презентация, мультипликационный фильм)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: понимать идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», выявлять заложенные в ней нравственные ценности, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения знать термины из теории литературы: легенда, романтизм, герой – романтик; работать с учебником, иллюстрациями; видеофрагментом;

Личностные: формировать мотивацию к обучению; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Метапредметные – уметь иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения, раскрывать мастерство писателя в создании портретных характеристик, показывать роль деталей в них; работать над отбором соответствующих вопросам цитат, их оформлением; учиться логическому расположению материала; обогащать словарный запас.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные: установление рабочих отношений в классе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; развитие устной и письменной речи; бесконфликтный обмен мнениями.

Регулятивные: определение и формулировка с помощью учителя цель в заданной ситуации; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Этапы

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1 Организационно-мотивационный.


1 мин






- Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.



-Прочтите, ребята, эпиграф к уроку


Жизнь — не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,

который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно

заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям. (Б. Шоу)

-Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова?

-Как вы это понимаете? И как вы

думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность











Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.








2 Актуализация знаний

Работа с учебником

10 мин






Словарная работа (обращение к термину - легенда, романтизм по материалу учебника). I вар – легенда; II. вариант – романтизм.








Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.






Составление кластера – «Человек-легенда»
















Сообщение ученика о значении имен Изергиль и Данко. (Приложение 1)

- Вашим заданием было прочитать произведение, что это за произведение?

- Какая тема сегодняшнего урока?



Что такое легенда?



















Что такое романтизм и романтический герой?

























- Кто такой по-вашему Человек-легенда?









- Каких героев, изученных вами ранее произведений, напоминает Данко?






- Давайте послушаем сообщение о значении имен Данко и Изергиль.





Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради



 (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)



Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми





Участвуют в диалоге.



Предполагаемый ответ:

смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...



Прометей — герой, который стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.



Слушают одноклассника

3 Работа с текстом

25 мин


Анализ содержания легенды

Сопоставление характеристики племени и места его обитания.





































Фрагмент мультипликационного фильма.











- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их вглубь леса?








Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)













- Какие краски являются главными в описании природы в начале легенды? Какой пейзаж предстает перед людьми?

О чем это говорит?






- Как описывается природа по окончанию произведения?

-Какой прием применил автор?


- Какой считать кульминационным?




-Давайте посмотрим фрагмент мультфильма о Данко

-Ребята, почему «один осторожный человек», чего- то боясь, наступил на сердце. Чего он боялся?








Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?







Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы, приводя примеры из текста.

(- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.)

Зачитывают из текста, формулируют ответ.

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску»


- Темный, страшный.


Передает атмосферу, которой боялись и люди, в которой они находились.



«И вдруг лес расступился перед ним...»

Светлая, радужная, красочная.


Прием контраста.


- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.



Дают развёрнутый ответ

(Пылающее сердце будет звать к новым подвигам, а подвиги – это опасность, риск. А может, пылающее сердце – это совесть, которая напоминает о бессилии и неблагородстве людей и зовет работать над собой, а на это неспособна безликая толпа)







- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)


1 мин

Физкультминутка



Работа с текстом


Работа в группах:

1ая группа ищут в тексте эпитеты;

2ая – олицетворения

3ая – сравнения






А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» использует эпитететы не только для более точного выражения мыслей, но и для того, чтобы создать у читателя определенное настроение, вызвать те или иные чувства, например, тревоги или радости, т. е. оказать на него эмоциональное воздействие. Сравнения создают особую торжественность. Олицетворения оживляют картины природы, "одушевляют" природу.






Таким образом, использование  изобразительных средств подчинено  идейному содержанию рассказа. Они помогают писателю передать мысль о том, что подлинная красота человека  заключается в стремлении одолеть силы, враждебные людям.

Давайте посмотрим, какие еще средства выразительности применяет автор?
















Для чего автор использует выразительные средства при написании произведения?


Работают в группах, приводят примеры

Представляют результаты работы групп.

Последовательно устно озвучивают

результат выполненного задания от каждой группы.

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.



 Делают выводы.


Средства выразительности придают повествованию особую музыкальность, ритмичность. Эпитеты и сравнения создают особую торжественность. Олицетворения оживляют картины природы, "одушевляют" природу. Метафоры придают повествованию загадочность, таинственность.


5 Подведение итогов

3 мин

Акцентирование внимания учащихся на силе воздействия легенды на читателя

Корректировка полученных ответов.

-Какое впечатление произвела на вас легенда о Данко?

- Какая основная тема произведения

- Напрасна ли смерть Данко?

- Можно ли назвать Данко героем?








Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.

Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.

6 Домашнее задание

2 мин

Дифференцированное домашнее задание.


1.Сочинение-миниатюра «Подвиг во имя людей».

2.Исследовать роль гипербол.

Записывают

задания в дневники.

7 Рефлексия

3 мин

Синквейн на тему: «Данко»

1 тема

2 два прилагательных относящихся к теме;

3 три глагола описывающих действия;

4 слова характеризующие произведение;

5 слово – синоним.













Подведение итогов работы.




Выскажите ваши впечатления от проделанной работы в форме синквейна. (в тетради)
















-Спасибо за работу на уроке.

Выполняют творческую работу.

Озвучивают ответы.

Осознают эффективность собственной работы на уроке.


Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые - всегда смелы.

Подвиг


Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой













Приложение 1 (Примерное содержание сообщения)

Сообщение учащегося о значении имен Изергиль и Данко.

Римляне говорили: «Nomen est omen» — «имя есть предзнаменование».

Предполагают, что имя Изергиль составлено из аккерманского топонима — Исерлия и имени героини легенды Мамина-Сибиряка, гордой и страстно любящей Кара-Нингиль.

Фонетически слово Изергиль близко к слову игграззиль (иггдразилъ). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень — основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.

В сознании героя, слушающего рассказы Изергиль, старуха действительно ассоциируется с ушедшими веками и вместе с тем со старым скрипучим деревом: «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний», а также в представлении собеседника с древом познания. Она стремится передать ему мудрость прежних поколений, истинное знание о жизни. Поэтичность ее легенд захватывает слушателя.

Итак, рассказ Горького «Старуха Изергиль» — это рассказ о познании Мира, о том, что требуется прорыв от незнания к знанию, от тьмы к свету. Герой-слушатель познает то, о чем раньше не имел представления. В конце рассказа он «думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд». А по пути познания своего собеседника ведет именно Изергиль.

Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий. В легенде важнейшие слова гордого человека: «Что сделаю я для людей?!»

Это можно понимать так: «Что я дам людям?» Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей. В славянской мифологии имя светоносного божества Даждьбога образовано сочетанием слов «дать» и «бог». Возникают также и ассоциации с образом Иисуса Христа, который тоже отдал себя людям, взял на себя грехи мира: «Я пришел не судить мир, но спасти мир».

Мужественный, свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них звериным началом.