МКОУ «Ботаюртовская СОШ им. Н.П.Жердева»
Урок литературы
Тема: А.П.Чехов. Рассказ
«Толстый и тонкий»
Казакбиева Барият Абдурашидовна,
учитель русского языка и литературы
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…
А.П.Чехов
Цели урока:
– продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
– на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
– учит видеть красоту, меткость чеховского слова;
– развивать критическое мышление;
– стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», презентация.
Ход урока
Организационный момент
Этап
Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
– Мы сегодня продолжим наше знакомство с творчеством А.П.Чехова. (Слайд 1) Познакомимся с его рассказом “Толстый и тонкий”, проанализируем его. Но для начала расскажем немного о нем.
А.П.Чехов — писатель мирового масштаба, один из самых читаемых рассказчиков и самый популярный драматург.
А.П.Чехов – мастер слова. Одним словом, деталью, репликой, штрихом он говорил о многом. Писатель заставляет нас смеяться, грустить, плакать.
Слово учеников о писателе. (Слайд 2)
А.П.Чехов вошел в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество рассказов, подписанных веселым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край.
Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы.
Вопреки жизненным невзгодам, жизнелюбие и избыток творческих сил побеждали все. Всех изумляла тогда свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась во множество разнообразных рассказов.
Знакомство с рассказом “Толстый и тонкий”. (Слайд 3)
Я хочу начать со слов А.П.Чехова. Я думаю, что вы сразу поймете, почему я их использовала.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Чтение рассказа “Толстый и тонкий”.
– Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, сожаления, иногда становится смешно).
– Что в рассказе вызывает особую горечь и неприятие?
– Объяснение непонятных слов и выражений.
Работа с текстом.
– Какова тема рассказа? (Встреча двух одноклассников).
– Вы сказали, что иногда становится смешно. Что высмеивает автор? Почему возникает чувство сожаления? Какова идея рассказа? (Высмеять такие человеческие пороки как чинопочитание, подхалимство, угодничество, самоуничижение). (Слайд 4)
– На какие 2 части можно разделить рассказ?
Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин).
– Кто из героев по должности выше?
– Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (Слайд 5)
(От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d’orange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, – ветчиной и кофе).
– Кто из героев первым бросается к другу?
– Как тонкий называет толстого? Как толстый называет тонкого?
– Как автор передает состояние друзей при встрече? Какие эмоции ими владеют?
– Кто первым начинает разговор после приветствия? О чем говорит в начале?
– Что рассказывает о своей службе тонкий? (Слайд 6)
(В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден. Жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).
– Что сказал толстый о своей службе? (Слайд 7)
– В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
(«Небось уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный.
– Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого. (Слайд 8)
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)
– Почему они вдруг изменились?
(Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного служанки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).
– Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? (Слайд 9)
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).
– Как простились друзья детства? (Слайд 10)
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: “хи-хи-хи”. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены»).
– С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?
На основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная): (Слайд 11)
Толстый
Пахло хересом, губы лоснились, как вишни.
Богатый
Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный
Говорит мало, уверенно.
Тонкий
1. Бедный
2. Неуверенный в себе, суетливый.
3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.
– Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?
– Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.
Физминутка.
Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.
Способы юмористического повествования: (Слайд 12)
Неожиданность;
Несоответствие;
Гипербола, литота.
Эвристическая беседа.
– Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.
Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порифирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глазего посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: “Хи-хи-хи”.
В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.
Лилота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»
Метафора: «тонкий окаменел.»
Эпитет: «широчайшей улыбкой.»
Сравнения: «губы лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «вроде как живительной влаги».
Решение основной проблемы урока:
Итог урока.
– Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?
– Чем интересна эта история?
– Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?
– Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы сказать, что эти слова относятся к тонкому? Почему?
– Какие выводы мы сделали для себя? (Слайд 13)
(Писатель в коротком рассказе показал жизнь, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь вызывает добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.)
Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. Я хочу закончить урок отрывком из письма Чехова А.П., которое он написал брату: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество» (Слайд 14)
Рефлексия.
Продолжите фразу:
– Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке я научился…
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Что смешно и что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Прочитать рассказ «Злоумышленник».
Оценивание учащихся с комментированием.
Урок окончен. До свиданья!