СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме : А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме : А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий".»

МКОУ «Ботаюртовская СОШ им. Н.П.Жердева»



Урок литературы

Тема: А.П.Чехов. Рассказ

«Толстый и тонкий»







Казакбиева Барият Абдурашидовна,

учитель русского языка и литературы



Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

В человеке должно быть все

прекрасно: и лицо, и одежда,

и душа, и мысли…

А.П.Чехов



Цели урока:

– продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

– на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

– учит видеть красоту, меткость чеховского слова;

– развивать критическое мышление;

– стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.



Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Этап



  1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

– Мы сегодня продолжим наше знакомство с творчеством А.П.Чехова. (Слайд 1) Познакомимся с его рассказом “Толстый и тонкий”, проанализируем его. Но для начала расскажем немного о нем.

А.П.Чехов — писатель мирового масштаба, один из самых читаемых рассказчиков и самый популярный драматург.

А.П.Чехов – мастер слова. Одним словом, деталью, репликой, штрихом он говорил о многом. Писатель заставляет нас смеяться, грустить, плакать.

  1. Слово учеников о писателе. (Слайд 2)

А.П.Чехов вошел в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество рассказов, подписанных веселым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край.

Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы.

Вопреки жизненным невзгодам, жизнелюбие и избыток творческих сил побеждали все. Всех изумляла тогда свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась во множество разнообразных рассказов.

  1. Знакомство с рассказом “Толстый и тонкий”. (Слайд 3)

Я хочу начать со слов А.П.Чехова. Я думаю, что вы сразу поймете, почему я их использовала.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

  1. Чтение рассказа “Толстый и тонкий”.

– Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, сожаления, иногда становится смешно).

– Что в рассказе вызывает особую горечь и неприятие?

– Объяснение непонятных слов и выражений.

  1. Работа с текстом.

Какова тема рассказа? (Встреча двух одноклассников).

Вы сказали, что иногда становится смешно. Что высмеивает автор? Почему возникает чувство сожаления? Какова идея рассказа? (Высмеять такие человеческие пороки как чинопочитание, подхалимство, угодничество, самоуничижение). (Слайд 4)

На какие 2 части можно разделить рассказ?

  1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.

  2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин).

Кто из героев по должности выше?

Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (Слайд 5)

(От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, – ветчиной и кофе).



– Кто из героев первым бросается к другу?

– Как тонкий называет толстого? Как толстый называет тонкого?

– Как автор передает состояние друзей при встрече? Какие эмоции ими владеют?

– Кто первым начинает разговор после приветствия? О чем говорит в начале?



Что рассказывает о своей службе тонкий? (Слайд 6)

(В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден. Жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).

Что сказал толстый о своей службе? (Слайд 7)

В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?

(«Небось уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный.



Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого. (Слайд 8)

(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)



Почему они вдруг изменились?

(Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного служанки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).

Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? (Слайд 9)

(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).

Как простились друзья детства? (Слайд 10)

(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: “хи-хи-хи”. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены»).

С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

На основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная): (Слайд 11)



Толстый

  1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни.

Богатый

  1. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

  2. Говорит мало, уверенно.



Тонкий

1. Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

– Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?

– Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.



Физминутка.

Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования: (Слайд 12)

  1. Неожиданность;

  2. Несоответствие;

  3. Гипербола, литота.



Эвристическая беседа.

– Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порифирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глазего посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: “Хи-хи-хи”.

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Лилота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

Метафора: «тонкий окаменел.»

Эпитет: «широчайшей улыбкой.»

Сравнения: «губы лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «вроде как живительной влаги».



Решение основной проблемы урока:

Итог урока.

– Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?

– Чем интересна эта история?

– Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

– Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы сказать, что эти слова относятся к тонкому? Почему?

– Какие выводы мы сделали для себя? (Слайд 13)

(Писатель в коротком рассказе показал жизнь, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь вызывает добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.)

Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. Я хочу закончить урок отрывком из письма Чехова А.П., которое он написал брату: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество» (Слайд 14)

Рефлексия.

Продолжите фразу:

– Сегодня на уроке я узнал…

– Сегодня на уроке я научился…



Домашнее задание.

  1. Написать сочинение на тему: «Что смешно и что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

  2. Прочитать рассказ «Злоумышленник».

  3. Оценивание учащихся с комментированием.



Урок окончен. До свиданья!