А.С.Пушкин «Пиковая дама»
1. История создания.
1833г – написал
1834 г. – записи из дневника
Историю рассказал молодой Голицын о свой бабке княгине Н.П.Голицыной, которая знала секрет трех карт и будто бы рассказала ему. Таким образом он выиграл крупную сумму.
2. Карточная игра в повести.
Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.
В «штосс» играли на деньги. Игрок или «понтёр» (от слова «пуанта» или point — точка, указывать на что-то) называл сумму и загадывал карту и объявлял её — это называлось «играть мирандолем». Можно было «играть на руте», то есть постоянно увеличивая ставки вдвое или «играть пароли-пе», то есть увеличивая ставки в четыре раза.
При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленые карты», то есть имеющие чуть заметные условные отметины на крапе карт, которые, конечно, готовились заранее. Для того, чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Они заключались в том, что игрокам подавались новые, ещё не распечатанные колоды карт: одна игроку, другая банкомету. Понтёр не просто загадывал карту, а выбирал загаданную карту и клал её рядом с собой, иногда клал крапом вверх и даже не называл её своему противнику, обычно такая карта отмечалась загибанием угла. Понтёр следил за открывающимися картами из колоды банкомёта, когда выпадала загаданная карта, он открывал свою и называл её. При таких строгих правилах шулерство было исключено.
3. Анализ повести.
Найдите о нем информацию. Почему автор его сделал немцем?(2 гл)
-
Где мы его видим впервые? Что он делает? (1 гл)
-
Как характеризует героя Томский? О чем это говорит? (44гл)
-
Расскажите о Лизавете Ивановне. Кто она? Как живет? (2гл)
-
Как Германн ухаживает за Лизой? Почему она увлекается им? (2гл)
-
Искренен ли Герменн?
-
Что вы можете сказать о графине? Какое впечатление она производит?
-
Найдите сцену ожидания Г. Графини. Что он чувствует? (3гл)
-
Как Г. пытается узнать тайну? Чем он умоляет? Чем угрожает? О чем говорит то, что он прихватил пистолет?
-
Что ужасает Г. после смерти старухи? Найдите в тексте. (4 гл)
-
Зачем Г. пошел на похороны? Что там произошло? (5 гл)
-
Найдите сцену прихода старухи. Что это? Видение или реальность? Докажите.
-
Почему старуха называет именно эти карты? Есть ли этому объяснение? Какое условие она ставит?
-
Поверил ли Г. в видение?
-
Найдите сцену игры Германа. (6 гл)
-
Почему Г. проиграл? Это расплата или досадная ошибка?
Прочитайте заключение. Что стало с героями повести?
4. Домашнее задание.