СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме Борис Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

.                                                                                                                         .

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме Борис Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»»

Урок литературы по теме

Борис Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

Цели: познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака; показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака, способы создания поэтических образов; развивать творческие способности, навыки анализа поэтического текста

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии Б.Л.Пастернака, особенностей его творчества; владение элементами анализа поэтического текста; умения выразительно читать, определять роль изобразительных средств при создании картин природы; понимание связи поэзии с изобразительным искусством.

Оборудование: презентация к уроку, фонохрестоматия с произведениями Б. Пастернака.

Структура урока

Ход урока

Примечания

1.Целеполагание

_ Ребята, сегодня мы с вами впервые встретимся с поэтом Борисом Пастернаком и познакомимся с его творчеством.

- Как вы думаете какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок?

(1. Познакомиться с биографией автора.

2. Познакомиться с произведениями Б.Пастернака

3. Учиться анализировать поэтический текст

4.Учиться выразительно читать литературные произведения.)

Слайд № 1



Слайд № 2

2.Работа по теме урока

а) Знакомство с биографией автора


























б) Анализ стихотворения «Июль»

































в) Анализ стихотворения «Никого не будет в доме…»

Работа со статьёй учебника (стр.142)

-Прочитайте 1 абзац и подумайте над вопросом

Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака?(Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

Прочитайте второй абзац и подготовьте вопросы по содержанию.

(Каково было первое творческое пристрастие Пастернака?, Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии? Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни?

В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. Революцию он не принял душой и в числе многих российских интеллигентов иммигрировал из России. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…

Как вы понимаете эти слова Пастернака?

Творчество поэта разнопланово и многогранно, но центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе. Стр. 145 «Июль»

Прослушивание стихотворения в грамзаписи.

- Какое настроение вызывает у нас это стихотворение? (весёлое, задорное)

Одна из задач, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок – это анализировать поэтический текст. А что значит анализировать поэтический текст? (Обратимся за справкой в словарь литературных терминов)

Приступим к исследованию прочитанного. Прочитайте самостоятельно первые пять четверостиший.

- Кто же является главным героем стихотворения? (июльский ветер, воздух)

- Как автор называет своего героя? (привиденье, домовой, баловник-невежа, призрак, двойник, жилец приезжий, летний дачник, отпускник)

-Если бы не было названия стихотворения, смогли бы мы понять о ком или о чём идёт речь?

- Когда мы смогли понять, кто герой этого произведения?

-Какими качествами обладает наш герой? (нечёсаный растрёпа, весельчак, болтун)

-Кто может быть наделён такими качествами? (человек)

- С каким литературным приёмом мы сталкиваемся? (олицетворение)

- С какими действиями героя мы сталкиваемся? (мелькает, бродит, болтается)

- Какое средство художественной выразительности является главным в этом стихотворении? (олицетворение)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным термином – персонификация.

Определите размер стихосложения (ямб)

- Как поэт передаёт в стихотворении не только краски, но и звуки лета? (прочитать)

Б. Пастернак–великий мастер слова. Природа в лирике поэта восторг и наслаждение, радость и удивление.

Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Июль»

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…»

Прослушивание грамзаписи.

- Какое настроение вызвало это стихотворение? (грустное). Какие слова на это указывают? (никого, сумерки, мокрые комья снега, унынье)

-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (об одиночестве)

Перечитайте это стихотворение, попробуйте разделить его на части. Сколько получилось частей? (2)

-Какие картины рисует автор в первой части? (сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.)

-Меняется ли картина во второй части стихотворения и каким образом?(да, коренным образом, появляется надежда на изменение, появление литературной героини)

– Каким словом назван приход лирической героини?(вторженье)

-Какой видит автор свою героиню? Прочитайте (воздушной, недосягаемой, оторванной от мира)

Это стихотворение было написано в 1931 году, когда, расставшись с женой и сыном, Борис Пастернак создаёт новую семью. Это время было тяжёлым для всех, и стихотворение связано с личными переживаниями поэта.

А теперь обратимся к средствам художественной выразительности. На примере этого стихотворения давайте вспомним, что такое аллитерацияНайдитепримеры аллитерации (Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь)

Анафора - в переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие.. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;

  • морфемная - повторение частей слова или морфем;

  • лексическая - повторение одних и тех же слов;

Находим анафоры

Метафоры: завертит мной, кольнут виной





Слайд № 3


















Слайд № 4








Слайд № 5






Анализ произведения - исследовательское прочтение художественного текста.





Слайд № 6






Слайд № 7




Слайд № 8

Персонификация развёрнутое олицетворение, когда главный герой (предмет) приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер.







Слайд № 9















Слайд № 10


Аллитерация-повторение схожих согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.





Метафора-переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

3.Подведение итога урока

- Сегодня на уроке мы познакомились с биографией Б.Пастернака, познакомились и проанализировали его произведения.

- Что мы можем сказать о лирике Пастернака? (она своеобразная, загадочная, недосказанная, его (автора) не всегда легко понять)

Но мы с вами должны пытаться постигать мир Б.Пастернака и других великих поэтов.




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!