Работа со статьёй учебника (стр.142) -Прочитайте 1 абзац и подумайте над вопросом Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака?(Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Прочитайте второй абзац и подготовьте вопросы по содержанию. (Каково было первое творческое пристрастие Пастернака?, Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии? Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни? В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. Революцию он не принял душой и в числе многих российских интеллигентов иммигрировал из России. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех… Как вы понимаете эти слова Пастернака? Творчество поэта разнопланово и многогранно, но центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе. Стр. 145 «Июль» Прослушивание стихотворения в грамзаписи. - Какое настроение вызывает у нас это стихотворение? (весёлое, задорное) Одна из задач, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок – это анализировать поэтический текст. А что значит анализировать поэтический текст? (Обратимся за справкой в словарь литературных терминов) Приступим к исследованию прочитанного. Прочитайте самостоятельно первые пять четверостиший. - Кто же является главным героем стихотворения? (июльский ветер, воздух) - Как автор называет своего героя? (привиденье, домовой, баловник-невежа, призрак, двойник, жилец приезжий, летний дачник, отпускник) -Если бы не было названия стихотворения, смогли бы мы понять о ком или о чём идёт речь? - Когда мы смогли понять, кто герой этого произведения? -Какими качествами обладает наш герой? (нечёсаный растрёпа, весельчак, болтун) -Кто может быть наделён такими качествами? (человек) - С каким литературным приёмом мы сталкиваемся? (олицетворение) - С какими действиями героя мы сталкиваемся? (мелькает, бродит, болтается) - Какое средство художественной выразительности является главным в этом стихотворении? (олицетворение) - Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным термином – персонификация. Определите размер стихосложения (ямб) - Как поэт передаёт в стихотворении не только краски, но и звуки лета? (прочитать) Б. Пастернак–великий мастер слова. Природа в лирике поэта восторг и наслаждение, радость и удивление. Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Июль» - Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…» Прослушивание грамзаписи. - Какое настроение вызвало это стихотворение? (грустное). Какие слова на это указывают? (никого, сумерки, мокрые комья снега, унынье) -Как вы думаете, о чём это стихотворение? (об одиночестве) Перечитайте это стихотворение, попробуйте разделить его на части. Сколько получилось частей? (2) -Какие картины рисует автор в первой части? (сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.) -Меняется ли картина во второй части стихотворения и каким образом?(да, коренным образом, появляется надежда на изменение, появление литературной героини) – Каким словом назван приход лирической героини?(вторженье) -Какой видит автор свою героиню? Прочитайте (воздушной, недосягаемой, оторванной от мира) Это стихотворение было написано в 1931 году, когда, расставшись с женой и сыном, Борис Пастернак создаёт новую семью. Это время было тяжёлым для всех, и стихотворение связано с личными переживаниями поэта. А теперь обратимся к средствам художественной выразительности. На примере этого стихотворения давайте вспомним, что такое аллитерацияНайдитепримеры аллитерации (Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь) Анафора - в переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие.. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие: звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале; морфемная - повторение частей слова или морфем; лексическая - повторение одних и тех же слов; Находим анафоры Метафоры: завертит мной, кольнут виной |