Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль..." (по
рассказам В.П. Астафьева "Белогрудка" и «Зачем я убил коростеля?»)
Цели:
Учащиеся должны уметь:
-выражать свои мысли, чувства, настроения;
-развивать образное мышление, разговорную речь
Ход урока.
Сегодня мы поговорим о простых, но очень важных человеческих истинах. И поможет нам в этом замечательный писатель Виктор Астафьев. ,замечательный писатель ,с биографией и творчеством которого мы уже знакомы.
Скажите, какие рассказы мы читали ? О чем они? (о природе). Каждое литературное произведение нас чему-то учит. Значит, эти рассказы тоже являются своеобразными уроками. Какими?
Пусть это будет главным вопросом, на который мы постараемся ответить сегодня. Запишите в тетрадь.
Рассказы В.Астафьева – это уроки….. Оставьте место, в конце урока допишем.
--Сейчас весна. Вы любите весну?
Тогда начнем с рассказа, героем которого является птица. Это рассказ «Зачем я убил коростеля?» Это воспоминание об одном эпизоде детства,который не дает покоя всю жизнь…
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…
- Что почувствовала птица? Как повела себя? ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).
Кто знает, какой коростель? (Смешной, неуклюжий, некрасивый.)
Чтение -Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность ---Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности.
Вопросы учащимся:
- Какое чувство вы испытали во время чтения?
- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).
- Почему убил? ("сдуру”, "без надобности”)
- Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Забудет мальчишка ,ваш сверстник об этом ?
Чтение учеником четвёртой части рассказа (внимательно слушаем и находим главные слова автора)
… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.
ВОТ гл слова: «И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.»
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…
Вопрос:
Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?
Чтение учителем пятой части рассказа:
… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вопросы учащимся:
– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
_ Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).
А что такое совесть? А что такое стыд?
- Ребята, хочу обратить ваше внимание на толкование понятия совесть, которое даёт Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре русского языка» (Слайд8-10)
«Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития»
Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре русского языка» так толкует слово совесть:
«CO'BECТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.»
Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
-
- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы). А чему научил нас? Добру? Как так вышло , рассказ о жестокости, а учит добру?
!!!!!!Запишем: «Рассказы Астафьева - уроки доброты, совести»
- А у вас дети есть тяжелые воспоминания, вы задавались таким вопросом? (Выступления детей)
. А теперь обратимся к рассказу «Белогрудка» и подумаем, чему учит этот рассказ.
Я хотела бы веруться к биографии писателя. Трудным было детство .Став уже известным писателем,он скажет : «Я благодарен судьбе за все. И лишь одно я попросил бы- оставить мне маму. Ее мне не хватало всю жизнь.» Тема материнства- одна из важных тем произведений Астафьева.В старших классах вы познакомитесь с его замечательными произв-ми ,вернетесь к разговору по этой теме,а мы сегодня поговорим о неисчерпаемой любви Белогрудки к своим детям
- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)
- Кто являются героями рассказа? (белогрудка, детёныши, мальчишки и др. люди)
-Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание
- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)
Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку
-Как готовилась к материнству?(три года)
- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», « трепетала, прильнув к котятам» и др.)
- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)
Что испытала куница ,вернувшись и увидев пустое гнездо?
Это самый напряженный момент(кульминация)
-И вновь мы видим чувства присущие человеку – чувство отчаяния, найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)
Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.
- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)
-Что произошло с котятами ? (зачитываем по тексту)
- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)
- Найдем в тексте рассказа чувство мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)
- Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)
- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.
- Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков? В чем вина взрослых? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)
- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?
- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?
Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.
Вывод:Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
-Как вы понимаете эти строчки?
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!
Р.Рождественский
- Чему научил вас этот рассказ, над какими вопросами заставил задуматься?
Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.
Сегодня мы анализируем произведения художественного стиля. Но мне хотелось бы познакомить вас с произведением публицистики - эссе В. Пескова.
6. Выразительное чтение учителем эссе журналиста В. Пескова:
«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его „долота“. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.
В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так... — Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?» Мы. Взрослые! Прежде .чем сделать неверный шаг , сами подумайте: ЗАЧЕМ?
Сегодня мы с вами вели разговор о двух важнейших составляющих ,которыми должен руководствоваться человек – это ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И ЛЮБОВЬ К МАТЕРИ. Природа к нам добра и мы должны к ней с добром !!! Мама к вам с любовью и вы к ней непременно с любовью!!!