Урок литературы по теме: «Нравственные уроки произведения А.И.Солженицына «Матренин двор»
Цель: Обучение детей комплексному анализу художественного произведения на примере рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».
Задачи:
- Вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю с помощью проектирования учебного диалога на уроке.
- Открыть в рассказе вечные ценности русской духовной культуры: праведность, человечность, смирение.
Словарная работа: кондовая, дом, праведник, помощь.
Материалы к уроку: рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»,толковый словарь С.Ожегова.
Эпиграф:
У тех людей лица хороши,
кто в ладах с совестью живет.
А.И. Солженицын
Ход урока
Вступительное слово учителя
«Солженицын был критерием нашей жизни, он был нашим Гомером. Вся биография Александра Исаевича говорит о его необыкновенном мужестве. Пройдя через лагеря и страшные испытания, он не утратил надежды и веры в лучшую долю России. До конца он сохранял ясность ума и, несмотря на тяжелую болезнь, до последней минуты продолжал думать, сочинять и писать о том, «как лучше обустроить Россию»,- так сказал о Солженицыне известный режиссер Юрий Любимов.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией Александра Исаевича Солженицына, с теми трудностями и испытаниями, которые выпали на его долю. Почти все его произведения - это отражение собственной жизни. Не исключением стал и рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний. В нем автор затрагивает серьезные нравственные проблемы. Какие же уроки мы можем вынести из этого произведения, сегодня нам предстоит разобраться (запись темы урока; все обсуждаемое на уроке фиксируется на доске в виде схемы)
Вводная беседа
- Какова тема рассказа? (жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны)
- Давайте проанализируем ее образ. На прошлом уроке вам было задание рассмотреть в деталях этот персонаж. Посмотрим, что у вас получилось.
Работа с текстом (диалог)
-Чтобы лучше узнать человека, нужно обратиться к предметам, которые его окружают. Поэтому для начала рассмотрим дом и двор Матрены.
-Опишите жилище героини
-Раздражали ли рассказчика мыши, тараканы, плохая стряпня Матрены? Почему? (нет, потому что в них жизнь, нет лжи)
- Какие чувства возникают у вас при чтении этого фрагмента? (все живое - фикусы (заменили людей) - испуганные, стоят толпой…)
- Какое средство выразительности использует автор при описании избы Матрены? (олицетворение - о фикусах)
- Почему именно здесь остановился рассказчик? (искал кондовую Россию)
- Что такое «кондовая»? (по Ожегову - кондовая -исконная, сохранившая старые обычаи, устои)
- Почему именно такой показалась рассказчику изба Матрены? Что он здесь нашел? (тишину, покой, тепло)
-Именно то, чего не хватало рассказчику долгие годы. А что такое «дом»? С чем, прежде всего, связывают понятие дома? (жилье, семья, близкие люди)
- Чем был дом для Матрены? (ее жизнью)
- Что выносят в первую очередь из избы после смерти Матрены? (фикусы- нежилая стала изба)
- Сделаем вывод: каким представляется нам дом Матрены? (живым, теплым, греющим душу)
- А какой была сама Матрена? Поговорим о ее жизни.
- Опишите лицо Матрены. Какими были ее глаза? (бледно-голубые, смотрят простодушно, лучезарная улыбка)
- На какое изображение оно похоже? (лики святых на иконе)
- Какие эпитеты использует автор при описании голоса героини? (теплое мурчание, тихий)
- Чем для нее была работа? (смыслом жизни, в ней она видела успокоение, это средство вернуть доброе расположение духа)
- Вера? (язычница - суеверия, рассказчик не видел, чтоб она молилась или крестилась, но в избе был святой угол: Николай Угодник - значит, вера- подлинная, потом подлинная, потому что не напоказ, все делала с Богом)
-Соблюдала ли она христианские заповеди? (они, прежде всего, в ее поступках, мыслях)
-Сделаем вывод: какие слова при описании Матрены будут ключевыми? (внешность святой, работа - смысл жизни, истинная вера)
- Что мы знаем о прошлом нашей героини? Ее личная жизнь?
- Дети?
- Воспитание Киры?
- Что значила для нее первая любовь (при воспоминании розовели щеки, как будто молодела)
- Матрене пришлось многое испытать в жизни. Озлобилась ли она? Почему? (всех прощала)
- Сделаем вывод: Изменило ли прошлое Матрену? Винила ли она кого-нибудь в своих несчастьях? (прошлое не смогло изменить Матрену, озлобить ее, в своих несчастьях она никого не винила)
- Рассказ заканчивается трагически. Рассмотрим события, связанные с ее смертью.
- О каких предзнаменованиях этой трагедии идет речь в произведении? (боязнь поездов, осталась в этом году без святой воды, кошка пропала)
- На что походила горница, когда ее разбирали? (на живое существо - глаголы: разбирал по ребрышкам, завизжали, затрещали)
- Как природа реагирует на смерть Матрены? (метель, вдруг оттепель, ручьи, а мыши обезумели)
- Расскажите о похоронах Матрены. Все ли были искренны при этом? (сразу после смерти Матрены ее подруга Маша просит ее вещи, плач как по заказу, не искренен; плач похож на диалог между родственниками - оправдываются; Матрена не нужна; Фаддей думал только о себе - горница)
- Как проходили поминки? Походили ли они на поминание души Матрены? (нет, все по плану - соблюдение обряда: после киселя - «Вечная память», нет искренних чувств)
- Как поступили сестры? (забрали все, обвинили Матрену в собственной смерти)
- Вспомните об угрозе Фаддея, когда он вернулся из венгерского плена. Можно ли сказать, что угроза его сбылась?
- Как можно назвать смерть Матрены? (проверкой людей)
- Сделайте вывод: изменила ли смерть Матрены отношение к ней других людей? Почему?
-Итак, Матрена умирает. Но рассказчик говорит, что после своей смерти она еще больше раскрылась ему, благодаря соседям и родственникам. Почему? (Ефим ее не любил, изменял ей; она нечистоплотная, глупая (бесплатно работала), доверчивая; не хотела наживать хозяйство)
- Почему они так говорили о ней, ведь она всю жизнь помогала им? (это обида за то, что некому вспахать теперь огород)
- А какой вывод сделал для себя рассказчик? (Матрене не нужно было ни хозяйства, ни нарядов, потому что приукрашают себя только уроды и злодеи)
- Чем же обладала Матрена, чего не было у всех остальных? (внутренней красотой)
- Обратимся к словам эпиграфа: У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет. Что имел в виду автор, называя лицо Матрены хорошим? (в нем внутренний свет, от него тепло)
- Зачитаем последние слова рассказа. Как называет автор Матрену? («Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»)
- Кого называют праведником? (1.У верующих: человека, который живет праведной жизнью, не имеет грехов (о Матрене - грехов меньше, чем у кошки- она мышей душила); 2.Человека, ни в чем не погрешающего против нравственности, морали)
- Была ли такой Матрена?
- Почему она осталась не понятой людьми? (все думали только о себе, а забота о ближнем их не интересовала)
- Что стало бы с землей, если бы не было таких людей, как Матрена? (погибла бы земля)
Подведение итогов
- Какие же нравственные уроки мы можем вынести из рассказа о Матрене? (1.Человек должен пройти путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе все высшее, что заложено в нем природой. 2.Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом. 3.Не нужно думать только о собственном счастье, нужно помогать и другим людям.)
- Тут у меня возникает вопрос, который мы с вами уже обсуждали, но к единому мнению так и не пришли: должен ли человек, помогающий другому человеку, ждать от него помощи в ответ? (нет)
- Почему? (помощь должна быть бескорыстной, не требующей ничего взамен, тогда она будет настоящей)
- Ожегов дает такое объяснение слова «помощь»- содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение. А только ли облегчение получит тот, кому помогли? А какое облегчение получит тот, кто помог?
- А всегда ли получает облегчение тот человек, кому помогли? (Нет. Если он будет чувствовать, что должен отплатить вам, облегчения он не получит)
- Насколько актуальными являются проблемы, поднятые в этом рассказе?
- Злоба людей, вызванная неустроенностью их жизни, порой, не имеет границ. Люди обвиняют в своих несчастьях всех, кроме себя. Правы ли они? Почему?
- Христианские заповеди гласят: нужно помогать ближнему. Ближний- это тот, кто в данную минуту нуждается в нашей помощи. Помогая всем, Матрена думала о соблюдении этих заповедей? (нет, это был образ ее жизни)
- Итак, мы сегодня на уроке, проанализировав рассказ Солженицына, получили для себя советы на будущее. Я думаю, они помогут вам в вашей жизни.
Д/з: написать мини-сочинение «Существуют ли праведники в наше время?»
Заключение
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить: главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учеников в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, а также будущих специалистов с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
Список литературы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –190 с.
2. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание, 1992. – 60 с.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии – Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176с.
Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика, 1996, №2. – С.8.
Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – № 9. – С.18-25.
Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. – С. 157.
Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность.Среда.Развитие: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1998. – С.78.
Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 93с.
Перенелицина Л.В. Литература: 5-9 классы: диалоговые формы обучения. - Волгоград, 2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Политиздат, 1968. – 837с.
Интернет-ресурсы:
http://lit.1september.ru/urok/. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://www.kpmo.ru. Конференция «Информационные технологии в образовании».
http://www.ito.su. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании».