СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме «Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Понять:

  • о чем спорят герои?
  • какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?
  • на чьей стороне автор и почему?
  • чью позицию разделяем  мы и почему?

Учиться:

  • Соблюдать основные  правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушая оппонента, пытаясь его понять, не обижая.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме «Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Урок литературы в 10 «Б» классе по теме

«Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Меж ними всё рождало споры…

(Пушкин).

Цели урока:

Понять:

  • о чем спорят герои?

  • какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?

  • на чьей стороне автор и почему?

  • чью позицию разделяем мы и почему?

Учиться:

  • Соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушая оппонента, пытаясь его понять, не обижая.

Этапы урока:

Вызов:

1. Формулировка целей урока

2.Разминка (проверка знания текста). Актуализация знаний: «Верите ли вы?»

  • Что нигилист – человек, который не склоняется и перед какими авторитетами? (да)

  • Что Н.П. считает, что «без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя»? (нет)


3. Определение основных понятий:

Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. (Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).

Принцип – [от лат. prīncipium - начало] 1.Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. (Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения (Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).


Осмысление

1. Синквейны о героях романа (составлены на прошлом занятии в гуманитарной подгруппе):


Николай Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Аристократичный, гордый

Не служит, любит брата, спорит

Отстаивает дворянские принципы

Дворянин-консерватор

Мягкий, любящий

Ведет хозяйство, заботится, интересуется

Стремится понять взгляды молодых

Дворянин-либерал

Гордый, деятельный

Изучает, осуждает, спорит

Не признает духовного мира

Разночинец-нигилист, материалист


2. Составление кластера «Темы споров Базарова и Павла Петровича»


3. Работа по группам – анализ текста: выяснение позиций Павла Петровича и Базарова по основным темам споров.

Задания группам:

Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.

Группа 2 Мнение Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.

Группа 3 Мнение Павла Петровича и Базарова о русском народе.

Группа 4 Мнение Павла Петровича и Базарова об искусстве.

Группа 5 Сделать наблюдение над ремарками автора, сопровождающими реплики Павла Петровича и Базарова: как меняется поведение героев, тон их разговора на протяжении спора?

Группа 6 Сделать наблюдение над поведением Николая Петровича и Аркадия на протяжении спора: высказывают ли они свое мнение, по какой теме, кому в споре сочувствуют?

4. Выступления групп.



5. Рефлексия

Заполнение таблицы (+) / (--)

Вывод об авторской позиции и позиции читателя.

тема

Суть мнения

Мнение ПП

Мнение Б

Тургенев согласен с …

Мое мнение:

кто прав?

О дворянстве

Дворяне – «отставные люди», «их песенка спета», от них нет никакой пользы: они ничего не делают, только «болтают»





Дворяне-аристократы – основная общественная сила, так как это лучшие люди (образованные, с чувством собственного достоинства)– так повелось издавна





О принципах нигилистов

Нигилисты отрицают «все»: общественный строй, самодержавие, религию, их дело – все разрушить. Строить новое – не их дело.





Без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди. Прежде они были болваны, а теперь они нигилисты.





О русском народе

Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это хорошо).





Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это плохо, так как говорит о необразованности и суеверии народа)





Об искусстве, природе , любви

Искусство – средство наживать деньги. «Рафаэль гроша медного не стоит», и современные художники не лучше его.

«Порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта»





«Нам дорога цивилизация, дороги ее плоды» (великие творения Рафаэля), а современные художники «бессильны и бесплодны до гадости»





«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»





«Что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?...Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»






Итоги урока:

  • Нашли ли герои истину?

  • Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?

  • Старались ли они понять друг друга?

Выводы:

  • Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца".

  • Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.

  • Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.


Домашнее задание:

  • Рефлексия: «В чем я согласен и не согласен с Базаровым (в применении к современности).

  • Читать главы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!