Вячеслав Иванович Дегтев
1959 - 2005
Об авторе
Вячеслав Иванович Дегтев родился 10 августа 1959 года на хуторе Новая жизнь Воронежской области в семье сельского кузнеца. В 1979 закончил Вяземский учебный авиацентр и стал летчиком-истребителем. В 1991 году закончил Московский литературный институт им. А.М.Горького. Обращение к писательству Дегтев объясняет влиянием генов. Дед по матери был «песельником и рассказчиком», писал стихи. Сам он начал писать в 15-летнем возрасте.
Истоки творчества
В числе литературных образцов для себя называет М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова, Ф.Ницше, Х. Кортасара, Н. Макиавели, Апулея.
Из жизни писателя
Богатый жизненный опыт писателя (он успел поработать помощником машиниста, разнорабочим , пилотом самолета, прыгал с парашютом) нашел отражение в его творчестве, где можно выделить группы рассказов о войне, о мирной жизни и автобиографические произведения. В них Дёгтев зарекомендовал себя как мастер построения сюжета.
О творчестве
Основные черты прозы Дегтева -остросюжетность, конфликт жизни и смерти, природы и разрушительной цивилизации. Часто в тексте звучат молитвы, стихи Пушкина. Многие произведения построены на христианской символике, но используются и образы славянской мифологии. Смысл этих образов - связать воедино поколения, разделенные тысячелетиями.
Отзывы
Друзья и знакомые писателя неизменно вспоминают его как истинного борца – напористого, твердого, готового пойти на любые лишения и испытания ради своих идеалов и убеждений. Таким, каким и должен быть человек его профессии.
Творческое наследие
Выпустил 13 книг прозы. Публиковался в журналах «Москва», «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Московский вестник», «Подъём», «Слово», газетах «Советская Россия», «Красная звезда», «День литературы», «Коммуна», «Вечерний Воронеж», «Воронежское обозрение», «Молодой коммунар», альманахе «Литрос» и др. Был членом Союза писателей России, входил в состав редколлегии газеты «Литературная Россия».
Наследие писателя.
Честь и бесчестие. Проблематика рассказа В.Дегтева «Аморальный приказ»
- Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению
- Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.
- На что нас нацеливает автор?
- О чем хочет нас предупредить?
- Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал произведения?
Вопросы к 1 фрагменту текста .
- Когда и где происходят описываемые в рассказе события?
- Можете ли вы с уверенностью определить время действия?
- От чьего лица ведется повествование?
- Можем ли мы уже сейчас предположить, какие проблемы волнуют автора?
Выпишите слова и словосочетания, которые вас удивили, насторожили или являются ключевыми в этом фрагменте.
Репрессии над священниками .
Как же можно было такое допустить?
Вопросы ко 2 фрагменту текста.
- Какие герои рассказа выступают на первый план?
- Кто из них вызывает вашу симпатию, кто антипатию? Почему?
- Почему все происходящее воспринимается заключенными смиренно, обреченно?
- Каким вы представляете себе Алешу? (подобрать определения)
- Как вы думаете, что это был за приказ?
Что дальше?
Вопросы к 3 фрагменту текста .
- Уточните время действия в рассказе.
- Как вы это поняли? Какие реалии того времени упомянуты в этом фрагменте?
- Расскажите, что вам известно об этом времени?
- Выпишите ключевые слова этого отрывка.
- Как вы думаете, что произойдет дальше? Чем закончится рассказ?
Историческая справка .
Массовые репрессии прошли страшной волной в СССР в 1930-е — 1950-е годы.
Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).
Итоги репрессий
Всего с 1930 по 1953 года по обвинениям в контрреволюции было репрессировано 3 мил 800 тыс человек. Из них 749 421 человек были расстреляны… И это только по официальной информации… А сколько еще людей погибло без суда и следствия, чьи имена и фамилии не занесены в список?
Вопросы к 4 фрагменту текста .
- Какое впечатление произвел на вас последний эпизод? Какие чувства вы испытали?
- Как ведут себя заключенные во время погружения парохода?
- Представьте, что вместе с заключенными оказались вы и ваши друзья. Смогли бы вы вести себя достойно?
Подводим итоги. Характеристики героев .
Составим синонимический ряд.
Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный .
Чем капитан отличается от Якова Наумыча?
Продолжим предложения
- Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана… (слабо-малодушие)
- Он наделен хорошими качествами… (чувство долга, умение видеть и доброе, исполнительность)
Чувство долга – осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с людьми.
Человек может испытывать чувство долга перед…
Капитан стоит перед выбором….
«Что испытывает капитан, принимая решение?»
План:
- Мне дан приказ…
- Что я мог поделать…
- Я долго не выходил из каюты…
- Я сделал свой выбор…
- Я объявил приказ команде…
- В момент исполнения приказа я чувствовал…
- Я сожалел о том, что…
Поясни.
Поясните, на чем основаны мои утверждения.
- Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
- Я утверждаю, что Пушок оказался честнее командира парохода.
- Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным пометом (китель – честь)
Послесловие.
Говорится, что в сложной ситуации человек очень часто показывает свое истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «… вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро. Разумеется – у одного оно покрепче, у другого послабже…»