СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по творчеству Дегтева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помоет при изучении современной литературы 20 в.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству Дегтева»

Вячеслав Иванович Дегтев  1959 - 2005

Вячеслав Иванович Дегтев

1959 - 2005

Об авторе   Вячеслав Иванович Дегтев родился 10 августа 1959 года на хуторе Новая жизнь Воронежской области в семье сельского кузнеца. В 1979 закончил Вяземский учебный авиацентр и стал летчиком-истребителем. В 1991 году закончил Московский литературный институт им. А.М.Горького. Обращение к писательству Дегтев объясняет влиянием генов. Дед по матери был «песельником и рассказчиком», писал стихи. Сам он начал писать в 15-летнем возрасте.

Об авторе

Вячеслав Иванович Дегтев родился 10 августа 1959 года на хуторе Новая жизнь Воронежской области в семье сельского кузнеца. В 1979 закончил Вяземский учебный авиацентр и стал летчиком-истребителем. В 1991 году закончил Московский литературный институт им. А.М.Горького. Обращение к писательству Дегтев объясняет влиянием генов. Дед по матери был «песельником и рассказчиком», писал стихи. Сам он начал писать в 15-летнем возрасте.

Истоки творчества   В числе литературных образцов для себя называет М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова, Ф.Ницше, Х. Кортасара, Н. Макиавели, Апулея.

Истоки творчества

В числе литературных образцов для себя называет М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова, Ф.Ницше, Х. Кортасара, Н. Макиавели, Апулея.

Из жизни писателя   Богатый жизненный опыт писателя (он успел поработать помощником машиниста, разнорабочим , пилотом самолета, прыгал с парашютом) нашел отражение в его творчестве, где можно выделить группы рассказов о войне, о мирной жизни и автобиографические произведения. В них Дёгтев зарекомендовал себя как мастер построения сюжета.

Из жизни писателя

Богатый жизненный опыт писателя (он успел поработать помощником машиниста, разнорабочим , пилотом самолета, прыгал с парашютом) нашел отражение в его творчестве, где можно выделить группы рассказов о войне, о мирной жизни и автобиографические произведения. В них Дёгтев зарекомендовал себя как мастер построения сюжета.

О творчестве   Основные черты прозы Дегтева -остросюжетность, конфликт жизни и смерти, природы и разрушительной цивилизации. Часто в тексте звучат молитвы, стихи Пушкина. Многие произведения построены на христианской символике, но используются и образы славянской мифологии. Смысл этих образов - связать воедино поколения, разделенные тысячелетиями.

О творчестве

Основные черты прозы Дегтева -остросюжетность, конфликт жизни и смерти, природы и разрушительной цивилизации. Часто в тексте звучат молитвы, стихи Пушкина. Многие произведения построены на христианской символике, но используются и образы славянской мифологии. Смысл этих образов - связать воедино поколения, разделенные тысячелетиями.

Отзывы   Друзья и знакомые писателя неизменно вспоминают его как истинного борца – напористого, твердого, готового пойти на любые лишения  и испытания ради своих идеалов и убеждений. Таким, каким и должен быть человек его профессии.

Отзывы

Друзья и знакомые писателя неизменно вспоминают его как истинного борца – напористого, твердого, готового пойти на любые лишения  и испытания ради своих идеалов и убеждений. Таким, каким и должен быть человек его профессии.

Творческое наследие   Выпустил 13 книг прозы. Публиковался в журналах «Москва», «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Московский вестник», «Подъём», «Слово», газетах «Советская Россия», «Красная звезда», «День литературы», «Коммуна», «Вечерний Воронеж», «Воронежское обозрение», «Молодой коммунар», альманахе «Литрос» и др. Был членом Союза писателей России, входил в состав редколлегии газеты «Литературная Россия».

Творческое наследие

Выпустил 13 книг прозы. Публиковался в журналах «Москва», «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Московский вестник», «Подъём», «Слово», газетах «Советская Россия», «Красная звезда», «День литературы», «Коммуна», «Вечерний Воронеж», «Воронежское обозрение», «Молодой коммунар», альманахе «Литрос» и др. Был членом Союза писателей России, входил в состав редколлегии газеты «Литературная Россия».

Наследие писателя.

Наследие писателя.

Честь и бесчестие.  Проблематика рассказа В.Дегтева  «Аморальный приказ» Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный. На что нас нацеливает автор? О чем хочет нас предупредить? Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал произведения?

Честь и бесчестие. Проблематика рассказа В.Дегтева «Аморальный приказ»

  • Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению
  • Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.
  • На что нас нацеливает автор?
  • О чем хочет нас предупредить?
  • Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал произведения?
Вопросы к 1 фрагменту текста . Когда и где происходят описываемые в рассказе события? Можете ли вы с уверенностью определить время действия? От чьего лица ведется повествование? Можем ли мы уже сейчас предположить, какие проблемы волнуют автора?  Выпишите слова и словосочетания, которые вас удивили, насторожили или являются ключевыми в этом фрагменте.

Вопросы к 1 фрагменту текста .

  • Когда и где происходят описываемые в рассказе события?
  • Можете ли вы с уверенностью определить время действия?
  • От чьего лица ведется повествование?
  • Можем ли мы уже сейчас предположить, какие проблемы волнуют автора?

Выпишите слова и словосочетания, которые вас удивили, насторожили или являются ключевыми в этом фрагменте.

Репрессии над священниками .

Репрессии над священниками .

Как же можно было такое допустить?

Как же можно было такое допустить?

Вопросы ко 2 фрагменту текста. Какие герои рассказа выступают на первый план? Кто из них вызывает вашу симпатию, кто антипатию? Почему? Почему все происходящее воспринимается заключенными смиренно, обреченно? Каким вы представляете себе Алешу? (подобрать определения) Как вы думаете, что это был за приказ?

Вопросы ко 2 фрагменту текста.

  • Какие герои рассказа выступают на первый план?
  • Кто из них вызывает вашу симпатию, кто антипатию? Почему?
  • Почему все происходящее воспринимается заключенными смиренно, обреченно?
  • Каким вы представляете себе Алешу? (подобрать определения)
  • Как вы думаете, что это был за приказ?
Что дальше?

Что дальше?

Вопросы к 3 фрагменту текста . Уточните время действия в рассказе. Как вы это поняли? Какие реалии того времени упомянуты в этом фрагменте? Расскажите, что вам известно об этом времени? Выпишите ключевые слова этого отрывка. Как вы думаете, что произойдет дальше? Чем закончится рассказ?

Вопросы к 3 фрагменту текста .

  • Уточните время действия в рассказе.
  • Как вы это поняли? Какие реалии того времени упомянуты в этом фрагменте?
  • Расскажите, что вам известно об этом времени?
  • Выпишите ключевые слова этого отрывка.
  • Как вы думаете, что произойдет дальше? Чем закончится рассказ?
Историческая справка .   Массовые репрессии прошли страшной волной в СССР в 1930-е — 1950-е годы.  Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).  Итоги репрессий  Всего с 1930 по 1953 года по обвинениям в контрреволюции было репрессировано 3 мил 800 тыс человек. Из них 749 421 человек были расстреляны… И это только по официальной информации… А сколько еще людей погибло без суда и следствия, чьи имена и фамилии не занесены в список?

Историческая справка .

  Массовые репрессии прошли страшной волной в СССР в 1930-е — 1950-е годы.

Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).

Итоги репрессий

Всего с 1930 по 1953 года по обвинениям в контрреволюции было репрессировано 3 мил 800 тыс человек. Из них 749 421 человек были расстреляны… И это только по официальной информации… А сколько еще людей погибло без суда и следствия, чьи имена и фамилии не занесены в список?

Вопросы к 4 фрагменту текста . Какое впечатление произвел на вас последний эпизод? Какие чувства вы испытали? Как ведут себя заключенные во время погружения парохода? Представьте, что вместе с заключенными оказались вы и ваши друзья. Смогли бы вы вести себя достойно?

Вопросы к 4 фрагменту текста .

  • Какое впечатление произвел на вас последний эпизод? Какие чувства вы испытали?
  • Как ведут себя заключенные во время погружения парохода?
  • Представьте, что вместе с заключенными оказались вы и ваши друзья. Смогли бы вы вести себя достойно?
Подводим итоги. Характеристики героев . Составим синонимический ряд. Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный . Чем капитан отличается от Якова Наумыча? Продолжим предложения Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана… (слабо-малодушие) Он наделен хорошими качествами… (чувство долга, умение видеть и доброе, исполнительность)

Подводим итоги. Характеристики героев .

Составим синонимический ряд.

Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный .

Чем капитан отличается от Якова Наумыча?

Продолжим предложения

  • Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана… (слабо-малодушие)
  • Он наделен хорошими качествами… (чувство долга, умение видеть и доброе, исполнительность)
 Чувство долга – осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с людьми.  Человек может испытывать чувство долга перед…  Капитан стоит перед выбором….

Чувство долга – осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с людьми.

Человек может испытывать чувство долга перед…

Капитан стоит перед выбором….

«Что испытывает капитан, принимая решение?»  План: Мне дан приказ… Что я мог поделать… Я долго не выходил из каюты… Я сделал свой выбор… Я объявил приказ команде… В момент исполнения приказа я чувствовал… Я сожалел о том, что…

«Что испытывает капитан, принимая решение?»

План:

  • Мне дан приказ…
  • Что я мог поделать…
  • Я долго не выходил из каюты…
  • Я сделал свой выбор…
  • Я объявил приказ команде…
  • В момент исполнения приказа я чувствовал…
  • Я сожалел о том, что…
Поясни.  Поясните, на чем основаны мои утверждения. Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг. Я утверждаю, что Пушок оказался честнее командира парохода. Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным пометом (китель – честь)

Поясни.

Поясните, на чем основаны мои утверждения.

  • Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
  • Я утверждаю, что Пушок оказался честнее командира парохода.
  • Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным пометом (китель – честь)
Послесловие.  Говорится, что в сложной ситуации человек очень часто показывает свое истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «… вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро. Разумеется – у одного оно покрепче, у другого послабже…»

Послесловие.

Говорится, что в сложной ситуации человек очень часто показывает свое истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «… вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро. Разумеется – у одного оно покрепче, у другого послабже…»