СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по творчеству ТЮТЧЕВА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация даёт представление о жизни и творчестве поэта.Очень удобна при малом количестве часов на данную тему

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству ТЮТЧЕВА»

Урок в 10 классе «Тайна Тютчева»

Урок в 10 классе

«Тайна Тютчева»

Прочтите стихотворение. Попробуйте определить облик поэта, его возраст, внешность, характер, душевное состояние Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей. И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы. 1816

Прочтите стихотворение. Попробуйте определить облик поэта, его возраст, внешность, характер, душевное состояние

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей.

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

1816

Можно ли представить его в образе, созданном Д.С. Мережковским? «Низенький, худенький старичок, хилый и немощный, беспомощный и убогий», - как он сам о себе говорит, похожий на «облак тощий», на изнемогающий дневной месяц. Вот он сидит у себя в жарко натопленной комнате, зябнет, кутается в плед; или бредет по улице в помятой шляпе и волочит по земле рукав поношенной шубы. Задумчив, рассеян, одет небрежно… Бритое лицо в очках напоминает старого немца, учителя музыки. Редкие, мягкие седые волосы, отстающие от висков, всклокоченные…»

Можно ли представить его в образе, созданном Д.С. Мережковским?

«Низенький, худенький старичок, хилый и немощный, беспомощный и убогий», - как он сам о себе говорит, похожий на «облак тощий», на изнемогающий дневной месяц. Вот он сидит у себя в жарко натопленной комнате, зябнет, кутается в плед; или бредет по улице в помятой шляпе и волочит по земле рукав поношенной шубы. Задумчив, рассеян, одет небрежно… Бритое лицо в очках напоминает старого немца, учителя музыки. Редкие, мягкие седые волосы, отстающие от висков, всклокоченные…»

«На новый 1816 год» Уже великое небесное светило, О Время! Вечности повижное зерцало! Лиющее с высот обилие и свет, Все рушится, падет под дланию твоей! Начертанным путем годичный круг свершило Сокрыт предел твой и начало И в ново поприще в величии грядет! От слабых смертного очей! И се! Одеянный блистательной зарею Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие стирается другим, Что может избежать от гнева Крона злого? Пронзив эфирных стран белеющийся свод, Что может устоять пред грозным богом сим? Слетает с урной роковою Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона! Младый сын Солнца – Новый год! Стадятся звери там, где процветал Мемфис! Предшественник его с лица земли сокрылся, И вкруг развалин Илиона И по течению вратящихся времен, Колючи терни обвились!.. Как капля в океан, он в вечность погрузился! Сей год равно пройдет! Устав небес священ …

«На новый 1816 год»

Уже великое небесное светило,

О Время! Вечности повижное зерцало!

Лиющее с высот обилие и свет,

Все рушится, падет под дланию твоей!

Начертанным путем годичный круг свершило

Сокрыт предел твой и начало

И в ново поприще в величии грядет!

От слабых смертного очей!

И се! Одеянный блистательной зарею

Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие стирается другим,

Что может избежать от гнева Крона злого?

Пронзив эфирных стран белеющийся свод,

Что может устоять пред грозным богом сим?

Слетает с урной роковою

Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона!

Младый сын Солнца – Новый год!

Стадятся звери там, где процветал Мемфис!

Предшественник его с лица земли сокрылся,

И вкруг развалин Илиона

И по течению вратящихся времен,

Колючи терни обвились!..

Как капля в океан, он в вечность погрузился!

Сей год равно пройдет! Устав небес священ …

Опишите автора второго стихотворения Оба стихотворения написаны в один год, 1816. Одно принадлежит Г.Р. Державину. Это последнее стихотворение поэта, написанное за 3 дня до смерти , мелом на аспидной доске. Державину 73 года. Второе стихотворение принадлежит Ф.И. Тютчеву. Ему -12 лет!

Опишите автора второго стихотворения

Оба стихотворения написаны в один год, 1816. Одно принадлежит Г.Р. Державину. Это последнее стихотворение поэта, написанное за 3 дня до смерти , мелом на аспидной доске. Державину 73 года.

Второе стихотворение принадлежит Ф.И. Тютчеву. Ему -12 лет!

О, достоевскиймо бегущей тучи! О, пушкиноты млеющего полдня! Ночь смотрится, как Тютчев, Бемерное замирным полня. Велимир Хлебников

О, достоевскиймо бегущей тучи!

О, пушкиноты млеющего полдня!

Ночь смотрится, как Тютчев,

Бемерное замирным полня.

Велимир Хлебников

Федор Иванович Тютчев  (1803- 1873) «Жизнь Тютчева – личная, идейная, философская, гражданская – была в стихах так же естественно необходимых, как движение чувства и мысли великого человека». А.В. Чичерина

Федор Иванович Тютчев (1803- 1873)

«Жизнь Тютчева – личная, идейная, философская, гражданская – была в стихах так же естественно необходимых, как движение чувства и мысли великого человека».

А.В. Чичерина

Эксперимент Есть в светлости осенних вечеров _____________, ___________ прелесть: ____________блеск и пестрота дерев _________листьев ____,_____ шелест, _________ и ________ лазурь Над _______________ землею, И, как предчувствие_______бурь, ___________,____________ ветр порою, Ущерб, изнеможенье и на всем Та __________ улыбка увяданья, Что в существе ________ мы зовем _______________ стыдливостью страданья.

Эксперимент

Есть в светлости осенних вечеров

_____________, ___________ прелесть:

____________блеск и пестрота дерев

_________листьев ____,_____ шелест,

_________ и ________ лазурь

Над _______________ землею,

И, как предчувствие_______бурь,

___________,____________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье и на всем

Та __________ улыбка увяданья,

Что в существе ________ мы зовем

_______________ стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Проанализируйте стихотворение Как океан объемлет шар земной,  Земная жизнь кругом объята снами;  Настанет ночь - и звучными волнами  Стихия бьет о берег свой.  То глас ее; он нудит нас и просит...  Уж в пристани волшебный ожил челн;  Прилив растет и быстро нас уносит  В неизмеримость темных волн.  Небесный свод, горящий славой звездной,  Таинственно глядит из глубины,-  И мы плывем, пылающею бездной  Со всех сторон окружены.

Проанализируйте стихотворение

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной— И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.

Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной—

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Напишите небольшое эссе-размышление на тему, как вы понимаете стихотворные строчки Тютчева Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык

Напишите небольшое эссе-размышление на тему, как вы понимаете стихотворные строчки Тютчева

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык


Скачать

© 2018 658 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!