СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Смерть ради жизни" (по рассказу И.Бунина "Лапти")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по рассказу "Лапти"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Смерть ради жизни" (по рассказу И.Бунина "Лапти")»

Тема урока: «Смерть ради жизни»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа И.Бунина «Лапти», его глубокую нравственную сущность, почувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.

Ход урока.

Одно есть только в мире счастье –

Весь божий свет душой любить.

И.Бунин

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня необычный урок, поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

На уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Бунина, выдающегося русского писателя.

Слайд №1

Ребята, вы знаете, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от льдины, большая часть которой скрыта под водой). Вот и литературное произведение как айсберг: маленькая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая - скрыта от нас, и её надо увидеть.

А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.


Слайд №2 – айсберг.

Слайд №3 – тема урока «Смерть ради жизни».

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о войне, смерти)

Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»? (смерть помогла кому - то выжить)


Слайд №4 И.А.Бунин «Лапти»

Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.

Что вы знаете о лаптях? (Ответы. Слово Останиной И.С., заведующей Косинским музеем).

Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа?

Ставим цели урока.

Цель: - развивать читательское наблюдение;

- умение оценивать художественное произведение;

- воспитывать в себе умение сострадать, сочувствовать людям.

Весь рассказ сразу мы читать не будем, а будем читать с остановками, осмысливать содержание.

(Читаю, звучит музыка Свиридова)

Чтение рассказа учителем.

Что узнали из первого отрывка?

- в какое время года происходит действие?

- с помощью какого выразительного средства автор показывает нам это?

(эпитеты: вьюжная зима, непроглядная вьюга).

- какие эмоции у вас вызывает пейзаж, который создаёт И.Бунин?

(грусть, волнение, тревога)

- назовите героев первого отрывка;

- какая стоит погода и сколько дней?

Читаю дальше.

- кем является Нефед для семьи мальчика? (слуга)

- вы слышали имя Нефед?

- От какого имени оно произошло? (Фёдор, значит Бог. Нефёд – значит не Бог).

(работа в тетрадях. Герои рассказа…)

- какие отношения, по- вашему у него складываются со своими хозяевами?

(хорошие, он любит молодого барина, мать называет его Нефёдушка)

- каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

( шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серъёзный).

- что просит больной ребёнок?

- как вы думаете, где он мог видеть лапти? (у крестьянских детей)

- как вы думаете, почему Нефёд хочет исполнить желание мальчика?

( хочет, чтобы ребёнок выздоровел).

В старину считали, что если исполнить заветное желание больного человека, то он обязательно выздоровеет.

Подведём итог второй части рассказа.

Обсудим вместе.

Что ещё можно сказать о Нефёде?

( добрый, участливый, человек слова).

Чтение III части.

-Переживали ли хозяева о Нефёде?

Слайд. Обыденка.

Чтение IV части.

Итак, наступило утро. Что меняется с наступлением утра?

А когда вы читали этот момент, вы ждали, что Нефёд вернётся?

Почему И.Бунин назвал стук в окно зловещим?

( предвещавший зло, несчастье, мрачный, гнетущий)

( Возвращается Нефёд, но, к сожалению мёртвым, но сдержавшим своё обещание. Так как он был человеком слова).

Как вы думаете, мальчик поправится?

Но только ли мальчику спас жизнь Нефёд?

Вернёмся к теме урока .О ком же идёт речь? ( О Нефёде)

Почему?

( потому что его смерть спасла и мальчика и новосельских мужиков).

Почему ещё можно сказать что Нефёд главный герой рассказа?

( имя только у него)

Представьте, что мальчик получил лапти.

Чтобы мальчик смог поправиться, Нефёд пожертвовал своей жизнью. А только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

- нет. Личным временем;

- вещью;

- спокойствием;

- комфортом.

Как вы понимаете выражение «В жизни всегда есть место подвигу»?

«Горячие сердца»


Составление синквейна «Нефёд человек обыкновенный и простой. Живёт, думает, делает, спасая других, жертвуя собой. Герой!»


Итог урока.

В чём же красота души человеческой?

- в нравственном выборе;

- в любви;

- в самоотверженности;

- в доброте;

- во взаимопонимании.

Главная мысль рассказа: за смертью неостановимо идёт жизнь.

Цветовая гамма.

Каких три цвета вы бы выделили в рассказе?

- белый снег;

- красные лапти;

- чёрная ночь.


Белый – цвет чистоты, невинности, очищения, возрождения.

Красный – цвет огня. Он представляет действие, страсть, вдохновение, энергию, силу, страсть к жизни, а так же гнев.

Чёрный – означает танец, тьму, может символизировать пустоту, безысходность, страх, зло, печаль, траур, смерть.


Итог урока. Ваши впечатления от урока.

Домашнее задание: докажите, что всегда есть место подвигу. (ответить письменно).