Тема урока: «Смерть ради жизни»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа И.Бунина «Лапти», его глубокую нравственную сущность, почувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.
Ход урока.
Одно есть только в мире счастье –
Весь божий свет душой любить.
И.Бунин
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня необычный урок, поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.
На уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Бунина, выдающегося русского писателя.
Слайд №1
Ребята, вы знаете, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от льдины, большая часть которой скрыта под водой). Вот и литературное произведение как айсберг: маленькая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая - скрыта от нас, и её надо увидеть.
А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.
Слайд №2 – айсберг.
Слайд №3 – тема урока «Смерть ради жизни».
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о войне, смерти)
Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»? (смерть помогла кому - то выжить)
Слайд №4 И.А.Бунин «Лапти»
Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.
Что вы знаете о лаптях? (Ответы. Слово Останиной И.С., заведующей Косинским музеем).
Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа?
Ставим цели урока.
Цель: - развивать читательское наблюдение;
- умение оценивать художественное произведение;
- воспитывать в себе умение сострадать, сочувствовать людям.
Весь рассказ сразу мы читать не будем, а будем читать с остановками, осмысливать содержание.
(Читаю, звучит музыка Свиридова)
Чтение рассказа учителем.
Что узнали из первого отрывка?
- в какое время года происходит действие?
- с помощью какого выразительного средства автор показывает нам это?
(эпитеты: вьюжная зима, непроглядная вьюга).
- какие эмоции у вас вызывает пейзаж, который создаёт И.Бунин?
(грусть, волнение, тревога)
- назовите героев первого отрывка;
- какая стоит погода и сколько дней?
Читаю дальше.
- кем является Нефед для семьи мальчика? (слуга)
- вы слышали имя Нефед?
- От какого имени оно произошло? (Фёдор, значит Бог. Нефёд – значит не Бог).
(работа в тетрадях. Герои рассказа…)
- какие отношения, по- вашему у него складываются со своими хозяевами?
(хорошие, он любит молодого барина, мать называет его Нефёдушка)
- каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
( шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серъёзный).
- что просит больной ребёнок?
- как вы думаете, где он мог видеть лапти? (у крестьянских детей)
- как вы думаете, почему Нефёд хочет исполнить желание мальчика?
( хочет, чтобы ребёнок выздоровел).
В старину считали, что если исполнить заветное желание больного человека, то он обязательно выздоровеет.
Подведём итог второй части рассказа.
Обсудим вместе.
Что ещё можно сказать о Нефёде?
( добрый, участливый, человек слова).
Чтение III части.
-Переживали ли хозяева о Нефёде?
Слайд. Обыденка.
Чтение IV части.
Итак, наступило утро. Что меняется с наступлением утра?
А когда вы читали этот момент, вы ждали, что Нефёд вернётся?
Почему И.Бунин назвал стук в окно зловещим?
( предвещавший зло, несчастье, мрачный, гнетущий)
( Возвращается Нефёд, но, к сожалению мёртвым, но сдержавшим своё обещание. Так как он был человеком слова).
Как вы думаете, мальчик поправится?
Но только ли мальчику спас жизнь Нефёд?
Вернёмся к теме урока .О ком же идёт речь? ( О Нефёде)
Почему?
( потому что его смерть спасла и мальчика и новосельских мужиков).
Почему ещё можно сказать что Нефёд главный герой рассказа?
( имя только у него)
Представьте, что мальчик получил лапти.
Чтобы мальчик смог поправиться, Нефёд пожертвовал своей жизнью. А только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
- нет. Личным временем;
- вещью;
- спокойствием;
- комфортом.
Как вы понимаете выражение «В жизни всегда есть место подвигу»?
«Горячие сердца»
Составление синквейна «Нефёд человек обыкновенный и простой. Живёт, думает, делает, спасая других, жертвуя собой. Герой!»
Итог урока.
В чём же красота души человеческой?
- в нравственном выборе;
- в любви;
- в самоотверженности;
- в доброте;
- во взаимопонимании.
Главная мысль рассказа: за смертью неостановимо идёт жизнь.
Цветовая гамма.
Каких три цвета вы бы выделили в рассказе?
- белый снег;
- красные лапти;
- чёрная ночь.
Белый – цвет чистоты, невинности, очищения, возрождения.
Красный – цвет огня. Он представляет действие, страсть, вдохновение, энергию, силу, страсть к жизни, а так же гнев.
Чёрный – означает танец, тьму, может символизировать пустоту, безысходность, страх, зло, печаль, траур, смерть.
Итог урока. Ваши впечатления от урока.
Домашнее задание: докажите, что всегда есть место подвигу. (ответить письменно).