СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Татьяны милой идеал. Тема любви и долга в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения цели урока использованы различные методы и приёмы работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Татьяны милой идеал. Тема любви и долга в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""»







Конспект урока литературы по теме:

««Татьяны милой идеал ». Тема любви и долга в романе»

9 класс

(«Литература» 9 класс (автор: Меркин Г.С.)

















Дата: 07.12.2018г.

Тема: «Татьяны милой идеал ». Тема любви и долга в романе.

Цель:

Задачи:

1. создать условия для осознания и осмысления самостоятельно изученного  материала через исследовательскую деятельность; развитие умения доказывать и аргументировать собственное мнение; определение жанра произведения; знакомство с историей создания; введение понятия «онегинская  строфа»;

2. развивать творческое воображение, речь, логическое мышление.

3. воспитывать чувство взаимоуважения,интерес к классическому наследию русской литературы




Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, побуждающий диалог, работа в группах, «Кластер»,


Формы работы: фронтальная, индивидуальная., групповая


Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, учебники, тексты произведения,

                                        









Этапы учебного занятия.



Деятельность учителя



Деятельность ученика

1.Организация

класса













2.Стадия «Вызов»



3.Формулирование темы урока

1.Психологический настрой. Упражнение « Частичка тепла»

- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья,

Ты можешь, ты должен друзьям подарить.

2.Деление на группы (метод «Мозаика»)

- Сегодня мы начнем изучать произведение, жанр которого очень интересный. Это произведение Пушкина, о котором он писал своему современнику, другу и поэту Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».Какое название у этого романа?

3.Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя

- «Исчерпать онегинский текст невозможно», - утверждал Ю. Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н. Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы».

И мы прочитаем «Онегина» вместе – вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения.

Вопросы классу:

Чего вы ждете от этого произведения?

Как вы думаете, о чем будет идти речь в романе? (обсуждение с классом)



Выполняют упражнение, настраиваются на урок





Деление на группы по произведениям Пушкина (каждому ученику дается стикер с названием произведения поэта, и ученики должны разделиться по жанрам произведения)

1 группа – лирические произведения

2 группа – эпические произведения

3 группа – драматические произведения

4 группа – произведения, созданные на основе фольклора

Ученики рассаживаются по группам, сгруппировав произведения Пушкина по жанрам

Проза – «Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Арап Петра 1», «Станционный смотритель»

Поэзия - «Я помню чудное мгновенье», «К Чаадаеву», «Я вас любил», «Мадонна», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Драмы - «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»

Произведения, созданные на основе фольклора – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песнь о Вещем Олеге», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»

4.Стадия «Осмысление»




4.Составление кластера «Реализм как литературное направление».

назвать основные признаки реализма;

составить кластер,

опираясь на схему, рассказать об отличительных признаках реализма как литературного направления.

Обобщение (кластер на экране)

Работа в группе. Ученики ищут информацию в учебниках, находят в интернете, рассматривают ресурсный материал, обобщают

5.Исследовательская деятельность













































Физминутка

5.Работа в группах

1 группа. История создания произведения.

Даты начала и окончания работы над романом «Евгений Онегин»;

Когда была переделана ҮІІІ глава романа и создано «Письмо Татьяны Онегину»?

Каким изменениям и почему подвергся план романа?

Представить полученные сведения в таблице.

2 группа. Особенности жанра романа «Евгений Онегин». «Онегинская строфа»

Отразить различия романа и романа в стихах в сравнительной таблице.

Дать определение «онегинской строфы», указать виды рифм в строфе; привести примеры.

Назвать поэтов, использовавших «онегинскую строфу» в своих произведениях;

3 группа «Своеобразие композиции романа».

По какому принципу строит Пушкин свой роман?

Расскажите о делении романа на композиционные части.

Назовите основные композиционные приемы, использованные писателем.

Представьте материал схематично.

4 группа «Своеобразие сюжета».

Какие сюжетные линии можно выделить в романе?

Расскажите о каждой сюжетной линии.

Определите особенности развития сюжета.

Представьте материал схематично.

6.Выступление групп

Учитель после окончания работы ставит вопросы по исследованным темам.

7.Вывод

Эмоциональная разрядка:

нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек;

улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса;

устать, как папа после работы, человек, поднявший груз;

отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак;


Работают в группах по заданию







































Выступают по своей теме, воспринимают материал выступлений других групп





Выполняют упражнения



6.Работа с текстом










8.Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» (иллюстрации высвечиваются на экране)

1. Беседа по содержанию первых глав

Глава 1.

– Как автор относится к Онегину?
– Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
– Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
– Прямое отношение автора к Онегину.
– На фоне чего предстаёт Онегин?
– Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни.
– Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе.   Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
– Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.

И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)

Вывод:  Евгений Онегин разочаровался в том образе жизни, какой он вёл.

Чтение отрывков



Отвечают на вопросы.











Объясняют смысл эпиграфа



Делают вывод

7. Итог урока












– Каков жанр произведения?
– В романе герои помещены в привычное для них окружение – в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишена исключительности. У каждого из героев своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следовательно, Пушкин стремится к  объективному реалистическому изображению.    Поскольку в романе отразилась историческая эпоха, то это произведение является романом, но романом стихотворным.


Отвечают на вопросы, обобщают изученное на уроке.

7.Домашнее задание


1. Монологический ответ на вопрос «Каким я увидел(а) Онегина в первой главе». Составить план рассказа о нём.

2. Читать 2-3 главы. Сопоставить Онегина и Ленского

Записывают задание в

дневники.

8.Итог

занятия.

- Продолжите фразу: Сегодня на уроке я …..

Что нового вы сегодня узнали?

Самооценивание. Оценка учителя. Спасибо за урок.


Подводят итог.Дают самооценку своей деятельности и ее результатам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!