1.Организация класса
2.Стадия «Вызов»
3.Формулирование темы урока | 1.Психологический настрой. Упражнение « Частичка тепла» - Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. Огромное солнце не делим на части, И вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, вниманья, участья, Ты можешь, ты должен друзьям подарить. 2.Деление на группы (метод «Мозаика») - Сегодня мы начнем изучать произведение, жанр которого очень интересный. Это произведение Пушкина, о котором он писал своему современнику, другу и поэту Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».Какое название у этого романа? 3.Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Вступительное слово учителя - «Исчерпать онегинский текст невозможно», - утверждал Ю. Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н. Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы». И мы прочитаем «Онегина» вместе – вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения. Вопросы классу: Чего вы ждете от этого произведения? Как вы думаете, о чем будет идти речь в романе? (обсуждение с классом) |
Выполняют упражнение, настраиваются на урок
Деление на группы по произведениям Пушкина (каждому ученику дается стикер с названием произведения поэта, и ученики должны разделиться по жанрам произведения) 1 группа – лирические произведения 2 группа – эпические произведения 3 группа – драматические произведения 4 группа – произведения, созданные на основе фольклора Ученики рассаживаются по группам, сгруппировав произведения Пушкина по жанрам Проза – «Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Арап Петра 1», «Станционный смотритель» Поэзия - «Я помню чудное мгновенье», «К Чаадаеву», «Я вас любил», «Мадонна», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Драмы - «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» Произведения, созданные на основе фольклора – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песнь о Вещем Олеге», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» |
5.Исследовательская деятельность
Физминутка | 5.Работа в группах 1 группа. История создания произведения. Даты начала и окончания работы над романом «Евгений Онегин»; Когда была переделана ҮІІІ глава романа и создано «Письмо Татьяны Онегину»? Каким изменениям и почему подвергся план романа? Представить полученные сведения в таблице. 2 группа. Особенности жанра романа «Евгений Онегин». «Онегинская строфа» Отразить различия романа и романа в стихах в сравнительной таблице. Дать определение «онегинской строфы», указать виды рифм в строфе; привести примеры. Назвать поэтов, использовавших «онегинскую строфу» в своих произведениях; 3 группа «Своеобразие композиции романа». По какому принципу строит Пушкин свой роман? Расскажите о делении романа на композиционные части. Назовите основные композиционные приемы, использованные писателем. Представьте материал схематично. 4 группа «Своеобразие сюжета». Какие сюжетные линии можно выделить в романе? Расскажите о каждой сюжетной линии. Определите особенности развития сюжета. Представьте материал схематично. 6.Выступление групп Учитель после окончания работы ставит вопросы по исследованным темам. 7.Вывод Эмоциональная разрядка: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек; улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса; устать, как папа после работы, человек, поднявший груз; отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак; | Работают в группах по заданию
Выступают по своей теме, воспринимают материал выступлений других групп
Выполняют упражнения |
6.Работа с текстом
| 8.Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» (иллюстрации высвечиваются на экране) 1. Беседа по содержанию первых глав Глава 1. – Как автор относится к Онегину? – Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие? – Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви. – Прямое отношение автора к Онегину. – На фоне чего предстаёт Онегин? – Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни. – Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости? – Работа с эпиграфом: чтение, осмысление. И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский) Вывод: Евгений Онегин разочаровался в том образе жизни, какой он вёл. | Чтение отрывков
Отвечают на вопросы.
Объясняют смысл эпиграфа
Делают вывод |