СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Урок литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени" учит размышлять над прочитанным, определять тему, идею, композицию произведения, роль детелей.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени"»


Дата: 21.02.2018

Предмет: Литература

Класс:

Учитель: Мелякова Людмила Викторовна

Тема: Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели:

  1. Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

  2. Развивать память, мышление, речь, умение самостоятельно добывать знания.

  3. Воспитывать нравственные качества личности, внимательное отношение к семейным ценностям.

Задачи:

  1. Сопоставить характеристики литературных персонажей рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

  2. Раскрыть семантику названия рассказа.

  3. Дать понятие симметрии и понятие зеркально-симметричной композиции рассказа.

  4. Раскрыть идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

  5. Закрепить умение работать дифференцированно.

  6. Привить интерес к изучению творчества А.И.Куприна.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, педагогика сотрудничества, групповые технологии.



Ход урока

1. Орг. момент.

2. Ситуация вызова.

- Сегодня предметом нашего разговора станет рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Каковы ваши впечатления от прочитанного? Начнем с названия произведения – «Куст сирени». Какие ассоциации у вас вызывает сирень?

-Да, сирень ассоциируется прежде всего с весной и любовью.

-Можете ли вы предположить, какова главная тема произведения и какова будет тема урока?

- Итак, запишем тему урока «Тема любви в рассказе Куприна «Куст сирени». А эпиграфом к уроку пусть станут строки из стихотворения С. Мекшен:

Заповедное царство сирени.

Майской ночи глаза отвести,

И сквозь утро нежнее свирели ,

Ни о чем не печалясь, войти,

В заповедное царство сирени.


-Мы с вами прочитали рассказы о любви разных авторов: И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина. В каждом из них своя, рассказанная история любви. И у каждого автора свое понимание любви. Для одних - это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия. В рассказе Куприна любовь счастливая, герои любят друг друга, они счастливы в семейной жизни. Какова же главная проблеме рассказа?

Проблемный вопрос - В чём смысл любви, по мнению Куприна? В чем секрет семейного счастья? На эти вопросы мы должны ответить в конце урока.

3. Целеполагание

-Предложите свои варианты поиска ответа на проблемный вопрос.

-Какие задачи потребуют вашего решения?

  • Рассмотреть образы главных героев

  • Понять смысл названия

  • Проанализировать композицию рассказа


4. Прием «Верные и неверные утверждения»

Внимательные ли вы читатели? Ответьте на вопросы. Если утверждения неверные, дайте правильный ответ.

Утверждение

Да. Почему?

Нет. Почему?

Два года Алмазов пытался поступить в академию и только на третий упорным трудом одолел все препятствия.



Садовник решил посадить сирень, так как она ему больше нравилась.



Действие в рассказе занимает два дня.



Профессор не мог отличить березку от сирени.



Садовник был рад появлению заказчиков.



Солитер – женская сумочка.



История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои любили друг друга и поэтому преодолели все препятствия.





5. Проверка домашнего задания. Первой задачей мы определили анализ образов героев рассказа.

При самостоятельном чтении рассказа вам надо было заполнить таблицу (задание «Проект» в учебнике на стр.80). Это поможет сделать выводы о характерах главных героев. Описывает ли автор внешность героев? Нет, главное для писателя – их поступки. Как ведут себя герои? Какой прием использует Куприн в создании характеров героев?

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...»

«Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...»

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»


«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«…возразила Вера, топнув ногой»

«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»

«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»

«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

Вывод. Раздражен, недоволен. Беспомощен и пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по ее плану.

Вывод. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Находчива, активна, деятельна. Верит в успех дела, надеется на положительный исход. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.


Сравнительная характеристика. Автор использует прием антитезы. Герои словно две противоположности, но в то же время они дополняют друг друга. Чувство любви помогает им быть вместе, помогает преодолевать трудности, найти свое счастье. (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудачам приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)


6. Работа в группах.

1 группа. Проанализировать композицию рассказа В чем ее своеобразие? Сколько частей можно выделить в рассказе? Озаглавьте каждую часть. Какой прием лежит в основе композиции?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

          2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

          3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

  • (Как соотносится начало и конец рассказа?

  • Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.


2 группа. Проанализируйте имена и фамилию героев. Какой прием использует здесь автор?

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.). Николай в переводе с греческого означает «победитель народов», он и есть победитель, потому что благодаря Вере он преодолевает все препятствия. Прием называется «говорящие фамилии».

У А.Фета есть такое стихотворение:

НЕ украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

3 группа. Проанализируйте название произведения. Какой смысл вложил писатель в название? Прочитайте заключительное предложение в тексте. Как соотносится оно с названием? Можно ли считать его символичным? Символом чего стала для героев сирень?

(Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Вывод, ответ на проблемный вопрос. Что такое любовь, по мнению А.И.Куприна? И в чем секрет счастливой любви?

(Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая  любовь  делает людей счастливыми).

7.Рефлексия. Синквейн. На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?- А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде.

(Прослушивание синквейнов) 

8. Домашнее задание (по выбору):

1. Мини-сочинение «Счастлива ли Вера Алмазова»?

2. Творческий пересказ (от лица Алмазова, садовника, профессора).

3. Письмо литературному герою.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!