СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему: "Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в формате читательской грамотности. На уроке совершенствуются навыки работы с текстом художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему: "Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого "Война и мир".»

Морозова Ирина Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

муниципального образования город Симферополь



Урок литературы в 10 классе


Тема. «Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».


Цели:


Образовательные – 1) доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа; 2) выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; 3) показать, как реализуется в главах о Бородинском сражении «мысль народная»;


Развивающие – 1) продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; 2) совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения;


Воспитательные – 1) содействовать формированию собственной точки зрения обучающихся по отношению к такому понятию, как «выбор цели и смысла жизни»; 2) создать ситуации, при которых обучающиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход; 3) показать общенародный патриотический подъём и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.


Метапредметные умения: 1) умение извлекать информацию из разных источников; 2) умение отбирать материал по заданной теме; 3) умение подбирать цитаты.


Оборудование: текст романа «Война и мир».

Методические приёмы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Основные формы работы: фронтальное, групповое обучение, работа в парах.


Эпиграф: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». (Л.Н. Толстой)


Ход урока


I.Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний.


1. Сообщение темы урока, целей.

- Какое историческое событие отмечала Россия в августе 2012 года? (Россия отмечала 200-летие Бородинского сражения).

- О чём мы будем говорить сегодня? (О Бородинском сражении).

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Значение войны, как изобразил войну Л.Н. Толстой в романе).

Мы докажем, что Бородинское сражение – поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа.


2. Слово учителя.


- Какие сражения описаны в романе и сколько глав они занимают? (В «Войне и мире» описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу.)

Обратимся к эпиграфу: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нём главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года».

Описание Бородинской битвы - это центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа, здесь каждый характер раскроется по-новому.

Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля Курагина; здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне, здесь наиболее ярко проявляется "мысль народная", и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну.


III. Работа над темой урока.


1.Историческая справка. Слушание сообщения ученика.


Почему сражение произошло именно в Бородино? Обратимся к хронике.

- Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при с. Бородино близ г. Можайска в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы. Во французской историографии и мемуаристике сражение называется Битвой на Москве-реке.

Для того, чтобы сразиться, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве. Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском. В центре поля находилось с. Бородино, от которого сражение получило своё название.


2.Слово учителя.


Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.


3.Умники и умницы». Сцены, рисующие настроение русских накануне боя (т. 3, ч. 2).

Обратимся к сценам, рисующим настроения русских накануне боя.

- В гл. 20 прочитайте эпизод встречи Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами со слов «Нынче не тот, что солдат…» до слов «…Один конец сделать хотят» и от слов «Кавалеристы идут на сражение…» до слов «…думал Пьер…».

- В гл. 22 проходит разговор Пьера с Борисом Друбецким, Кутузовым, Долоховым. О чём они говорят? Зачитайте.

(Друбецкой: «Удивительно, как мог светлейший…»; Долохов: «А ежели я прав…»; Кутузов: «А!.. Чудеснейший, бесподобный народ!...»)

- В гл. 24-25 мы можем увидеть настроения князя Андрея, Тимохина и их солдат.

(Андрей: «Сражение выигрывает тот…»; Тимохин: «Вот, ваше сиятельство…»; Пьер: «Так вы думаете, что…»; «Он понял ту скрытую…»; «Не брать пленных…»)

Обобщение учителя: главы, к которым мы обратились, объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Толстой признаёт и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей.


4.«Умники и умницы». Настроение французского лагеря (т. 3, ч. 2, гл. 26-29)

А какое настроение во французском лагере? Прочитайте эпизод из гл. 26 – «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали…»;

- Обратимся к эпизоду в гл. 29 – «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

Обобщение учителя: во французском лагере единство и воодушевление кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких корыстных целях.


5.Исследовательская работа. Теория литература. Пейзажи (т. 3, ч.2, гл. 30-39)

Вспомним, что такое пейзаж и какова его функция.

(Пейзаж – природная зарисовка. Функции: 1) фон; 2) помогает раскрыть характер героя; 3) показывает авторское отношение к событиям.)

Какую функцию пейзаж выполняет в романе? Обратимся к тексту:

- гл. 30 – «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул…»;

- гл. 30 – «Пьер оглядывался на первый дым…»;

- гл. 33 – «Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеону…»;

- гл. 39 – «Над всем полем… стояла мгла сырости… «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?...»

Обобщение учителя: через все описание боя проходит образ солнца, освещающего битву: 1) утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; 2) солнце в середине сражения; солнце бьёт косыми лучами прямо в лицо Наполеона; 3) в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.

Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили.


6. Работа в группах.

Поработаем в группах.

  • 1 группа расскажет о батарее Раевского, процитирует текст произведения о том, как солдаты и офицеры батареи Раевского выполняли свой долг:

гл. 31 – «Пьер пошёл на батарею…»

Обобщение учителя: Пьер, наблюдавший за солдатами и офицерами, тоже захотел быть участником боя: «солдатом быть, просто солдатом…», «войти в эту жизнь всем существом…».


  • 2 группа расскажет о том, как руководит боем Наполеон (гл. 33-35)


  • 3 группа расскажет о поведении Кутузова в битве (гл. 33-35)

Обобщение учителя: один из полководцев, руководя, как ему кажется, сражением, отдаёт массу приказов, но эти приказы не были исполнимы, т.к. менялась обстановка. Другой же следит только за духом войска и руководит им, насколько может.


В Бородинской битве каждый характер раскрывается по-новому.

  • 4 группа «Ранение Андрея, его мужество» (гл. 36-37)

- Какую роль Сыграло Бородинское сражение в жизни Андрея Болконского?


7. Вывод

Итак, итог Бородинского сражения - это нравственная победа русских.

- Зачитаем отрывок из 39 главы со слов «Не та победа, которая определяется…» до слов «…была наложена рука сильнейшего духом противника».


IV.Интервью с М. И. Кутузовым.

Прошло 210 лет с тех пор, как закончилось Бородинское сражение. Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться. Представим: Кутузов жив, и наша современница берет у него интервью. О чём она его спросит?


У. – Во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?

К. – Вы понимаете, что такое паника? Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе – поражение.

У. – Михаил Илларионович, Вы после Бородинского сражения упомянули турок.

К. – Да, я сказал: «Будут они, т.е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.

У. – Надеялись ли Вы разбить Наполеона?

К.- «Разбить – нет, а обмануть – надеялся».

У. – Как?

К. –Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.

У. – Какую роль вы отвели Тарутинскому манёвру?

К. – Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.

У. – В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?

К. – На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение – отступление. Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага.

У. – Вы, после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за трудную и верную службу… и пожалели французов?

К. – Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди.»

У. –И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»

К. – Нет, я выполнил свой долг – прогнал Наполеона с земли русской, а дальше – не мое дело.

У. - Спасибо.


V. Рефлексия:

Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошёл к концу.

- Продолжите предложение: «Знать о Бородинском сражении сегодня, в XXI веке, нужно (не нужно), потому что…

- Какие трудности возникли при изучении материала?

- Что понравилось на уроке?


VI. Домашнее задание.

1. Письменный ответ на вопрос: «Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?»

2. Перечитать главы 33-35, 38-39, том III, часть 2. Подготовиться к беседе о Кутузове и Наполеоне.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя