Морозова Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
муниципального образования город Симферополь
Урок литературы в 10 классе
Тема. «Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Цели:
Образовательные – 1) доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа; 2) выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; 3) показать, как реализуется в главах о Бородинском сражении «мысль народная»;
Развивающие – 1) продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; 2) совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения;
Воспитательные – 1) содействовать формированию собственной точки зрения обучающихся по отношению к такому понятию, как «выбор цели и смысла жизни»; 2) создать ситуации, при которых обучающиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход; 3) показать общенародный патриотический подъём и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.
Метапредметные умения: 1) умение извлекать информацию из разных источников; 2) умение отбирать материал по заданной теме; 3) умение подбирать цитаты.
Оборудование: текст романа «Война и мир».
Методические приёмы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Основные формы работы: фронтальное, групповое обучение, работа в парах.
Эпиграф: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». (Л.Н. Толстой)
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Сообщение темы урока, целей.
- Какое историческое событие отмечала Россия в августе 2012 года? (Россия отмечала 200-летие Бородинского сражения).
- О чём мы будем говорить сегодня? (О Бородинском сражении).
Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Значение войны, как изобразил войну Л.Н. Толстой в романе).
Мы докажем, что Бородинское сражение – поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа.
2. Слово учителя.
- Какие сражения описаны в романе и сколько глав они занимают? (В «Войне и мире» описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу.)
Обратимся к эпиграфу: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нём главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года».
Описание Бородинской битвы - это центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа, здесь каждый характер раскроется по-новому.
Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля Курагина; здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне, здесь наиболее ярко проявляется "мысль народная", и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну.
III. Работа над темой урока.
1.Историческая справка. Слушание сообщения ученика.
Почему сражение произошло именно в Бородино? Обратимся к хронике.
- Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при с. Бородино близ г. Можайска в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы. Во французской историографии и мемуаристике сражение называется Битвой на Москве-реке.
Для того, чтобы сразиться, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве. Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском. В центре поля находилось с. Бородино, от которого сражение получило своё название.
2.Слово учителя.
Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.
3.Умники и умницы». Сцены, рисующие настроение русских накануне боя (т. 3, ч. 2).
Обратимся к сценам, рисующим настроения русских накануне боя.
- В гл. 20 прочитайте эпизод встречи Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами со слов «Нынче не тот, что солдат…» до слов «…Один конец сделать хотят» и от слов «Кавалеристы идут на сражение…» до слов «…думал Пьер…».
- В гл. 22 проходит разговор Пьера с Борисом Друбецким, Кутузовым, Долоховым. О чём они говорят? Зачитайте.
(Друбецкой: «Удивительно, как мог светлейший…»; Долохов: «А ежели я прав…»; Кутузов: «А!.. Чудеснейший, бесподобный народ!...»)
- В гл. 24-25 мы можем увидеть настроения князя Андрея, Тимохина и их солдат.
(Андрей: «Сражение выигрывает тот…»; Тимохин: «Вот, ваше сиятельство…»; Пьер: «Так вы думаете, что…»; «Он понял ту скрытую…»; «Не брать пленных…»)
Обобщение учителя: главы, к которым мы обратились, объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Толстой признаёт и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей.
4.«Умники и умницы». Настроение французского лагеря (т. 3, ч. 2, гл. 26-29)
А какое настроение во французском лагере? Прочитайте эпизод из гл. 26 – «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали…»;
- Обратимся к эпизоду в гл. 29 – «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».
Обобщение учителя: во французском лагере единство и воодушевление кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких корыстных целях.
5.Исследовательская работа. Теория литература. Пейзажи (т. 3, ч.2, гл. 30-39)
Вспомним, что такое пейзаж и какова его функция.
(Пейзаж – природная зарисовка. Функции: 1) фон; 2) помогает раскрыть характер героя; 3) показывает авторское отношение к событиям.)
Какую функцию пейзаж выполняет в романе? Обратимся к тексту:
- гл. 30 – «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул…»;
- гл. 30 – «Пьер оглядывался на первый дым…»;
- гл. 33 – «Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеону…»;
- гл. 39 – «Над всем полем… стояла мгла сырости… «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?...»
Обобщение учителя: через все описание боя проходит образ солнца, освещающего битву: 1) утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; 2) солнце в середине сражения; солнце бьёт косыми лучами прямо в лицо Наполеона; 3) в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.
Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили.
6. Работа в группах.
Поработаем в группах.
гл. 31 – «Пьер пошёл на батарею…»
Обобщение учителя: Пьер, наблюдавший за солдатами и офицерами, тоже захотел быть участником боя: «солдатом быть, просто солдатом…», «войти в эту жизнь всем существом…».
Обобщение учителя: один из полководцев, руководя, как ему кажется, сражением, отдаёт массу приказов, но эти приказы не были исполнимы, т.к. менялась обстановка. Другой же следит только за духом войска и руководит им, насколько может.
В Бородинской битве каждый характер раскрывается по-новому.
- Какую роль Сыграло Бородинское сражение в жизни Андрея Болконского?
7. Вывод
Итак, итог Бородинского сражения - это нравственная победа русских.
- Зачитаем отрывок из 39 главы со слов «Не та победа, которая определяется…» до слов «…была наложена рука сильнейшего духом противника».
IV.Интервью с М. И. Кутузовым.
Прошло 210 лет с тех пор, как закончилось Бородинское сражение. Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться. Представим: Кутузов жив, и наша современница берет у него интервью. О чём она его спросит?
У. – Во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?
К. – Вы понимаете, что такое паника? Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе – поражение.
У. – Михаил Илларионович, Вы после Бородинского сражения упомянули турок.
К. – Да, я сказал: «Будут они, т.е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.
У. – Надеялись ли Вы разбить Наполеона?
К.- «Разбить – нет, а обмануть – надеялся».
У. – Как?
К. –Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.
У. – Какую роль вы отвели Тарутинскому манёвру?
К. – Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.
У. – В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?
К. – На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение – отступление. Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага.
У. – Вы, после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за трудную и верную службу… и пожалели французов?
К. – Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди.»
У. –И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»
К. – Нет, я выполнил свой долг – прогнал Наполеона с земли русской, а дальше – не мое дело.
У. - Спасибо.
V. Рефлексия:
Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошёл к концу.
- Продолжите предложение: «Знать о Бородинском сражении сегодня, в XXI веке, нужно (не нужно), потому что…
- Какие трудности возникли при изучении материала?
- Что понравилось на уроке?
VI. Домашнее задание.
1. Письменный ответ на вопрос: «Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?»
2. Перечитать главы 33-35, 38-39, том III, часть 2. Подготовиться к беседе о Кутузове и Наполеоне.