СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Образ Платона Каратаева" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе "Образ Платона Каратаева" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Образ Платона Каратаева" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")»

Урок литературы в 10 классе

Образ Платона Каратаева

Какова роль образа Платона Каратаева в романе?

Цель урока: понять роль образа Платона Каратаева в романе, уяснить суть учения Л. Н. Толстого «непротивление злу насилием».

Задачи урока:

Дидактические: формирование умений анализировать и сопоставлять полученную информацию; делать выводы; совершенствовать основные приёмы поисково-исследовательской деятельности; умения видеть взаимосвязь и взаимообусловленность таких явлений, как этапы духовного искания героя литературного произведения.

Развивающие: развитие аналитического мышления, познавательных умений, умения сопоставлять, подбирать аргументы.

Воспитательные: вызвать заинтересованность в решении выдвинутой проблемы, пробудить желание к сотрудничеству со сверстниками, побудить вдумчиво читать произведение.

Метод: исследовательский

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: видео эпизодов фильма С. Бондарчука «Война и мир», домашнее задание к уроку по вариантам (приложение 1), мультимедийный проектор, компьютер, презентация (приложение 2)



  1. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке звучали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т.д. Мы поняли критерий толстовской оценки жизни: всё оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Всё, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплочённом единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

- историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

- в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.


  1. Мысль народная в романе (слайды 1-4)

Герои Толстого только тогда находят своё счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

Его герои, и прежде всего Пьер Безухов, мучительно размышляют над вопросами: что есть жизнь, смерть, человек, Бог; что надо любить, что ненавидеть; что есть добро, что зло; зачем жить?

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер? (Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «… Они всё время были до конца тверды, спокойны… Они не говорят, но делают», - думает Пьер)

- Какие качества в народе автор считает лучшими?

(Это и способность идти на жертвы во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение всё делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «мародёрам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в своё время возродил в Пьере веру в справедливость жизни)

Формулирование темы урока

- О ком пойдёт речь на нашем уроке? (о Платоне Каратаеве.

Тема: Образ Платона Каратаева)

- Попробуйте сформулировать тему урока в виде проблемы? (Какова роль образа Платона Каратаева в романе?)

- И сразу возникает следующий вопрос: Почему именно Платон Каратаев коренным образом изменил мировоззрение Пьера Безухова?


  1. Вопросы

- Каким предстает Пьер до встречи с Платоном Каратаевым? В чем отличительные особенности героя? (Героя отличают искренность, естественность, пытливость ума, увлеченность (Наполеоном, масонами). В то же время он слабоволен, подвержен чужому влиянию (Анатоля, Долохова, Василия Курагина, Баздеева). Но герой критически относится к себе, рефлексирует, раскаивается, испытывает потребность в нравственном самоусовершенствовании, живет мучительной, но интенсивной духовной жизнью. Пьер бескорыстен, сорит деньгами, в нем есть потребность делать добро. Во время общей беды в 1812 году он жаждет пострадать, принести жертву, совершить подвиг. Но Пьер не удовлетворен жизнью, его существование безрадостно, хотя он умеет и любить, и дружить.)

- По какому пути идет развитие героя? (По пути сближения с народом, узнавания народа, восхищения им в Бородинском сражении.)

- В какой момент жизни Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым?

(После расстрела поджигателей, в тяжелейший период, когда мир для героя разрушился и превратился «в кучу бессмысленного сора». В нем «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».)

- Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым? (встреча с Платоном Каратаевым, который помог Пьеру преодолеть духовный кризис и многое понять)

- Так кто же он, Платон Каратаев?

Характеристика героя

  1. Портрет (Слайд № ) (задание 1 варианта), ч.1, гл. 13

Какое ключевое слово можно выделить, говоря о портретной характеристике? (круглый)

- Какие ассоциации с этим словом? (солнце, символ завершённости, вечности)

- Солнце – это тепло, свет, любовь, жизнь (слайд)


2. Что представляла жизнь Каратаева до плена и в плену? (слайд )


3. Занятия Каратаева в плену (слайд ) (задание 2 варианта), ч.1, гл.13


4. Речь Каратаева (задание 3 вариант), ч.1, гл.12,13 (слайд )

-С какой целью Л. Толстой насыщает речь своего героя народными пословицами и поговорками? (Главная особенность речи Каратаева состояла в непосредственности и быстроте. Он не думал о том, что сказать, и поэтому в верности и быстроте его интонаций была убедительность. Его речь была пересыпана пословицами и поговорками.


5. Смысл жизни Платона Каратаева, ч. 1, гл. 13


6. Каким Л. Толстой рисует в романе Платона Каратаева, мы с вами рассмотрели. Давайте посмотрим, каким он предстает в фильме Сергея Бондарчука в исполнении Михаила Храброва. На чем великий режиссер и актер сделали акцент, представляя героя?

Просмотр фрагмента «Война и мир», 4 серия, 44-47 минуты

(Сергей Бондарчук очень бережно относится к тексту Л. Толстого. Он точно передает обстановку и атмосферу встречи: сарай; подавленность Пьера и ласковость, мягкость, сердечность Платона, его услужливость, заботливость. Голос героя негромок, проникновенен. Речь пересыпана пословицами и поговорками, от которых веет верой в лучшее, оптимизмом, успокоенностью. Эпизод из фильма производит сильное впечатление.)


7. Как изменился Пьер Безухов под влиянием Платона Каратаева? (ч.2, г.11-12) (инд. задание)

– До неузнаваемости изменился его внешний облик, прежде всего костюм: грязная продранная рубаха, солдатские портки, завязанные на щиколотках веревочками для тепла, кафтан, мужицкая шапка.

– Герой изменился физически: не казался толст,но сохранился «вид крупности и силы, наследственной в их породе».Борода, усы, «спутанные волосы на голове, наполненные вшами». Ноги босы.

– Изменилось выражение глаз: «твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде.» В облике ощущались энергичность, готовность к деятельности.

– Иным стало настроение Пьера: с удовольствием переставлял босые ноги. На лице появилась «улыбка оживления и самодовольства». В душе его жили приятные воспоминания о пережитом за последние 4 недели.

– Подчеркивая изменения в своем герое, Л. Толстой рисует два пейзажа в его восприятии. До плена Пьер не замечал природы, как и жизни вокруг себя, был погружен в мир собственных сомнений и раздумий. Обращает на себя внимание то, что утренний пейзаж, купола Новодевичьего монастыря, «морозная роса на пыльной траве», «прикосновение свежего воздуха», крик галок, брызнувшее лучами солнце вызвали в герое «не испытанное им чувство радости и крепости жизни»

– В главе автор дает прямые оценки своему герою, характеризуя его внутреннее состояние. Пьер «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». «Успокоение и согласие с самим собою», что так восхитили героя в солдатах в Бородинском сражении, он ощутил и в себе.

– Пьер переоценил себя прежнего: наивно, как ему теперь казалось, было искать гармонии с собой в филантропии, масонстве, в любви к Наташе. «Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение у бить Наполеона»; его ненависть к жене, чрезмерная забота о тайне имени представлялись «не только ничтожны, но и забавны».

– Герой настолько был погружен в процесс выживания, что ему не было дела до войны с французами, до судьбы России, хотя до плена, до встречи с Платоном Каратаевым он любил поразмышлять над судьбами мира. «Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом».

– Пьер приобрел новое представление о счастье. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие этого свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека.» Он оценил наслаждение еды, питья, сна, тепла, разговора с человеком, когда во всем этом была потребность.

– Погружение в жизнь естественную изменило отношение окружающих к Пьеру. Если раньше петербургский свет смеялся над ним, то теперь его уважали и французы, и свои, он представлялся им «несколько таинственным и высшим существом». Имел «положение почти героя».


8. Как ведет себя герой, когда по отношению к нему французы проявляют жестокость? (Пьер хохочет. Произносит, на первый взгляд, странные слова: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»)


9. Какой смысл герой вкладывает в эти слова?

(Он ощущает в своей душе Бога. Ему ничего не страшно. Это чувство он приобрел благодаря Платону Каратаеву. Он стал ощущать себя частью Божьего мира. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. И все это мое, и все это во мне, и все это я! … И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»)


10. Смысл сна Пьера Безухова, ч.3, гл.15

(Мысль Толстого: как без капли воды невозможен океан, так и без спаянности добрых людей невозможен мир добра и справедливости.)


11. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? Какова роль этого героя в романе?

(именно Каратаев коренным образом изменил путь Пьера к истине: Безухов понял, что надо любить людей, жизнь и что необходимо людям доброй воли объединяться, чтобы сообща противоборствовать злу. Пьер всю свою дальнейшую жизнь сверяет по Платону. Не случайно в «Эпилоге», когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав: «Нет, не одобрил бы... Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас».


12. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Какие две стороны крестьянского сознания даёт в романе Толстой? (Воплощение живой всесокрушающей силы (Тихон Щербатый) и воплощение патриархального русского крестьянства (Платон Каратаев)


Итоги урока

Попробуйте сформулировать, какие уроки вынес Пьер после встречи с Каратаевым? Вберите те, которые вы можете взять для себя

Уроки от Платона Каратаева

  1. Каратаев учил Безухова, что страдания человека длятся всего час – в сравнении с длиной жизни.

  2. Каждому человеку Бог дает ровно столько испытаний, сколько человек способен вытерпеть.

  3. Уповая на Бога, на небеса, человек избавляется от отягощающих душу злобы и уныния.

  4. Пессимизм – неверная философия, ведь отказ от надежды приводит к упадку и деградации.

  5. Не стоит строить больших надежд, жизнь сосредоточена в простых радостях, мелочах и каждодневном труде.



Д.З. Ответить на вопросы:

1. Как Пьер Безухов среагировал на смерть Платона Каратаева? Почему?

2. Чтение эпилога романа. Сцена спора Пьера и Николая Ростова

Ответить на вопрос:

Как решается главная мысль о предназначении человека, о том, как жить?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!