СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Основные мотивы лирики"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Основные мотивы лирики"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Основные мотивы лирики"»

Марина Цветаева   Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди

Марина Цветаева

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди

Стихотворения «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве» и др. ) Цели урока: 1.Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой. 2.Разобраться в особенностях поэтического текста.

Стихотворения

  • «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве» и др. )
  • Цели урока:
  • 1.Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  • 2.Разобраться в особенностях поэтического текста.
Моим стихом,  Как драгоценным винам,  Настанет свой черед. М. Цветаева, 1913
  • Моим стихом, Как драгоценным винам, Настанет свой черед.
  • М. Цветаева, 1913
Если душа родилась крылатой,  Что ей хоромы – и что ей хаты!  Что Чингиз-хан ей и что – Орда!  Два на миру у меня врага,  Два близнеца неразрывно – слитых:  Голод голодных – и сытость сытых! 18 августа 1918. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
  • Если душа родилась крылатой, Что ей хоромы – и что ей хаты! Что Чингиз-хан ей и что – Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца неразрывно – слитых: Голод голодных – и сытость сытых!
  • 18 августа 1918.
  • Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.
  • Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
  • Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
  • В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
  • Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
Цикл стихотворений «Стихи о Москве» Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья .  Я родилась.  Спорили сотни  Колоколов,  День был субботний:  Иоанн Богослов.  Мне и доныне   Хочется грызть  Жаркой рябины  Горькую кисть.

Цикл стихотворений «Стихи о Москве»

  • Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья . Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне  Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья .  Я родилась.  Спорили сотни  Колоколов,  День был субботний:  Иоанн Богослов.  Мне и доныне   Хочется грызть  Жаркой рябины  Горькую кисть. Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.
  • Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья . Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне  Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
  • Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?
  • В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.
Марина Цветаева с отцом Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Марина Цветаева с отцом

  • Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.
«Книги в красном переплете»  Что дорого героине в ее детских воспоминаниях?  Почему книги – “неизменившие друзья”? Из рая детского житья  Вы мне привет прощальный шлете,  Неизменившие друзья  В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок,  Бегу тот час же к вам, бывало,  — Уж поздно! — Мама, десять строк!.. —  Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки…  Как хорошо за книгой дома!  Под Грига, Шумана и Кюи  Я узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо…  Том в счастье с Бэкки полон веры.  Вот с факелом Индеец Джо  Блуждает в сумраке пещеры… Кладбище… Вещий крик совы…  (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки  Приемыш чопорной вдовы,  Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал,  Над стройным мальчиком — корона…  Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:  «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник.  Британии печальны судьбы…  — О, почему средь красных книг  Опять за лампой не уснуть бы? О золотые времена,  Где взор смелей и сердце чище!  О золотые имена:  Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! 1908 г.

«Книги в красном переплете» Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги – “неизменившие друзья”?

  • Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете.
  • Чуть легкий выучен урок, Бегу тот час же к вам, бывало, — Уж поздно! — Мама, десять строк!.. — Но, к счастью, мама забывала.
  • Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома.
  • Темнеет, в воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры…
  • Кладбище… Вещий крик совы… (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке.
  • Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком — корона… Вдруг — нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!»
  • Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы… — О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы?
  • О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
  • 1908 г.
Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.
  • Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.
«Домики старой Москвы»  Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? Слава прабабушек томных,  Домики старой Москвы,  Из переулочков скромных  Всё исчезаете вы, Точно дворцы ледяные  По мановенью жезла́.  Где потолки расписные,  До потолков зеркала? Где клавесина аккорды,  Темные шторы в цветах,  Великолепные морды  На вековых ворота́х, Кудри, склоненные к пяльцам,  Взгляды портретов в упор…  Странно постукивать пальцем  О деревянный забор! Домики с знаком породы,  С видом ее сторожей,  Вас заменили уроды, —  Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы — их право!  И погибаете вы,  Томных прабабушек слава,  Домики старой Москвы. 1911 г.

«Домики старой Москвы» Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано?

  • Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Всё исчезаете вы,
  • Точно дворцы ледяные По мановенью жезла́. Где потолки расписные, До потолков зеркала?
  • Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых ворота́х,
  • Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор!
  • Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, — Грузные, в шесть этажей.
  • Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы.
  • 1911 г.
Чье творчество напоминают эти мотивы? Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини: Надену крест серебряный на грудь,  Перекрещусь и тихо тронусь в путь   По старой по дороге по Калужской.

Чье творчество напоминают эти мотивы?

  • Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:
  • Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь и тихо тронусь в путь  По старой по дороге по Калужской.
На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.
  • На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.
У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звонят, И гробницы, в ряд, у меня стоят, В них царицы спят, и цари. И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе — до зари. И проходишь ты над своей Невой О ту пору, как над рекой-Москвой Я стою с опущенной головой, И слипаются фонари. Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари. Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся, Радость моя, доколь Не догонит заря — зари. 7 мая 1916 Зверю – берлога,  Страннику – дорога,  Мертвому – дроги,  Каждому свое.  Женщине – лукавить,  Царю – править,  Мне – славить  Имя твое. 2 мая 1916 Как вы поняли эти стихи?
  • У меня в Москве — купола горят,
  • У меня в Москве — колокола звонят,
  • И гробницы, в ряд, у меня стоят,
  • В них царицы спят, и цари.
  • И не знаешь ты, что зарей в Кремле
  • Легче дышится — чем на всей земле!
  • И не знаешь ты, что зарей в Кремле
  • Я молюсь тебе — до зари.
  • И проходишь ты над своей Невой
  • О ту пору, как над рекой-Москвой
  • Я стою с опущенной головой,
  • И слипаются фонари.
  • Всей бессонницей я тебя люблю,
  • Всей бессонницей я тебе внемлю
  • О ту пору, как по всему Кремлю
  • Просыпаются звонари.
  • Но моя река — да с твоей рекой,
  • Но моя рука — да с твоей рукой
  • Не сойдутся, Радость моя, доколь
  • Не догонит заря — зари.
  • 7 мая 1916
  • Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому свое. Женщине – лукавить, Царю – править, Мне – славить Имя твое.
  • 2 мая 1916
  • Как вы поняли эти стихи?
Анна Ахматова Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного. Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Анна Ахматова

  • Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.
  • Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.
В чем сходство двух поэтов? Как относится лирическая героиня к Ахматовой? Отрывок из стихотворения “Ахматовой”: Мы коронованы тем, что одну с тобой   Мы землю топчем, что небо над нами – то же!  И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,   Уже бессмертным на смертное сходит ложе. В певучем граде моём купола горят.  И Спаса светлого славит слепец бродячий.  И я дарю тебе свой колокольный град,   Ахматова! – сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? Как относится лирическая героиня к Ахматовой?

  • Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:
  • Мы коронованы тем, что одну с тобой  Мы землю топчем, что небо над нами – то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,  Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
  • В певучем граде моём купола горят. И Спаса светлого славит слепец бродячий. И я дарю тебе свой колокольный град,  Ахматова! – сердце своё в придачу.
Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном

  • Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.
Какое пожелание высказывает поэтесса?   Марина Цветаева с мужем Сергеем и сыном Георгием Отрывок “Стихи к сыну” (1932). Ни к городу и ни к селу –  Езжай, мой сын, в свою страну, -  В край – всем краям наоборот!  Куда назад идти – вперед  Идти, - особенно – тебе,  Руси не видавшее  Дитя мое... Мое?  Ее – Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса? Марина Цветаева с мужем Сергеем и сыном Георгием

  • Отрывок “Стихи к сыну” (1932).
  • Ни к городу и ни к селу – Езжай, мой сын, в свою страну, - В край – всем краям наоборот! Куда назад идти – вперед Идти, - особенно – тебе, Руси не видавшее Дитя мое... Мое? Ее – Дитя!
    Марина Цветаева с сыном Георгием В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину. Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Марина Цветаева с сыном Георгием

  • В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.
  • Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….” Знаю, умру на заре! На которой из двух,  Вместе с которой из двух – не решить по заказу!  Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!  Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!  Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!  С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!  Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь  Бог не пошлет на мою лебединую душу!  Нежной рукой отведя нецелованный крест,  В щедрое небо рванусь за последним приветом.  Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...  - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
  • Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”
  • Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь Бог не пошлет на мою лебединую душу! Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – в ответной улыбки прорез... - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
Вывод: Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? Близки образы лирической героини и поэта? Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой?

Вывод:

  • Что можно сказать о лирической героине Цветаевой?
  • Близки образы лирической героини и поэта?
  • Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой?
Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.) Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.) Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
  • Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  • Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  • Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
1892-1941 Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.

1892-1941

  • Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.
Домашнее задание: Выучить одно из лирических стихотворений Марины Цветаевой: «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…»

Домашнее задание:

  • Выучить одно из лирических стихотворений Марины Цветаевой:
  • «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…»