СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе Тема бунта в русской литературе. Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме был проведён в 11 классе.Представлен на совместном семинаре учителей-филологов и историков по теме: "Межпредметная интеграция-одно из главных условий повышения качества образования"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе Тема бунта в русской литературе. Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»»

Урок литературы в 11 классе  Тема бунта в русской литературе.  Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт» Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края

Урок литературы в 11 классе Тема бунта в русской литературе. Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»

Петрова Елена Юрьевна,

учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края

В современном толковом словаре русского языка 1. Бунт- стихийное восстание, мятеж. Поднять, подавить бунт. Голодный бунт.  2.Разг:О любом проявлении недовольства, неповиновения. Бунтарь- 1.Устар.Подстрекатель или участник бунта. 2.Высок.Тот,кто постоянно бунтует против кого-либо или чего-либо.

В современном толковом словаре русского языка

1. Бунт- стихийное восстание, мятеж.

Поднять, подавить бунт. Голодный бунт.

2.Разг:О любом проявлении недовольства, неповиновения.

Бунтарь-

1.Устар.Подстрекатель или участник бунта.

2.Высок.Тот,кто постоянно бунтует против кого-либо или чего-либо.

Цели урока Знакомство с жизнью и творчеством современного писателя-земляка А.В.Иванова; Формирование навыка работы с художественным текстом исторической направленности; Обучение анализу текста с разных сторон: исторической, литературоведческой и лингвистической; Выделение проблем текста, обоснование позиции автора и собственного отношения к прочитанному;

Цели урока

  • Знакомство с жизнью и творчеством современного писателя-земляка А.В.Иванова;
  • Формирование навыка работы с художественным текстом исторической направленности;
  • Обучение анализу текста с разных сторон: исторической, литературоведческой и лингвистической;
  • Выделение проблем текста, обоснование позиции автора и собственного отношения к прочитанному;
1 группа- «Биографы» 1) Рассказать о наиболее значимых фактах биографии А.В.Иванова. 2) Ответить на вопросы: Какие по жанру произведения создаёт автор? Как воспринимаются они читателями? Рассказать об истории создания книги «Увидеть русский бунт». Почему для нас в этой книге, прежде всего, представляет интерес глава «Осада Осы»?

1 группа- «Биографы»

1) Рассказать о наиболее значимых фактах биографии А.В.Иванова.

2) Ответить на вопросы:

  • Какие по жанру произведения создаёт автор?
  • Как воспринимаются они читателями?
  • Рассказать об истории создания книги «Увидеть русский бунт».
  • Почему для нас в этой книге, прежде всего, представляет интерес глава «Осада Осы»?
2 группа- «Историки» 1)Найти по разным историческим источникам материал о том, как в реальной жизни происходила осада Осы. 2)Кратко рассказать об этом, используя карту и изображение диорамы г. Осы. 3) Ответить на вопросы: Какие исторические источники это подтверждают? Насколько достоверно данные факты изложены в главе «Осада Осы»? Есть ли в ней художественный вымысел?

2 группа- «Историки»

1)Найти по разным историческим источникам материал о том, как в реальной жизни происходила осада Осы.

2)Кратко рассказать об этом, используя карту и изображение диорамы г. Осы.

3) Ответить на вопросы:

  • Какие исторические источники это подтверждают?
  • Насколько достоверно данные факты изложены в главе «Осада Осы»?
  • Есть ли в ней художественный вымысел?

Диорама Е.И.Данилевского  «Взятие Пугачёвым крепости Оса»

Диорама Е.И.Данилевского «Взятие Пугачёвым крепости Оса»

3 группа - «Лингвисты» 1) Прочитать главу «Осада Осы» и проанализировать её с точки зрения лексики. Найти по разным источникам толкование незнакомых слов. 2) Ответить на вопросы: Слова каких групп встречаются в тексте? Представить это в виде таблицы. Почему так много в тексте слов именно этих групп? Какие средства выразительности делают этот исторический текст высокохудожественным произведением?

3 группа - «Лингвисты»

1) Прочитать главу «Осада Осы» и проанализировать её с точки зрения лексики. Найти по разным источникам толкование незнакомых слов.

2) Ответить на вопросы:

  • Слова каких групп встречаются в тексте? Представить это в виде таблицы.
  • Почему так много в тексте слов именно этих групп?
  • Какие средства выразительности делают этот исторический текст высокохудожественным произведением?
Разговорная лексика Устаревшие слова покрошила бодаться куртины Заимствованные слова рогожа ареопаг Фразеологизмы осточертели ударить в спину шихтмейстер стрельницы гаркнул сложить оружие лучина нападавших капитуляция Яр кровель

Разговорная лексика

Устаревшие слова

покрошила

бодаться

куртины

Заимствованные слова

рогожа

ареопаг

Фразеологизмы

осточертели

ударить в спину

шихтмейстер

стрельницы

гаркнул

сложить оружие

лучина

нападавших

капитуляция

Яр кровель

4 группа - «Литературоведы» 1) Сравнить отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (глава «Приступ») с главой «Осада Осы». 2) Ответить на вопросы: Что объединяет эти отрывки? В каком из них тема бунта, на ваш взгляд, показана ярче? Какие нравственные проблемы поднимают авторы в тексте?

4 группа - «Литературоведы»

1) Сравнить отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (глава «Приступ») с главой «Осада Осы».

2) Ответить на вопросы:

  • Что объединяет эти отрывки?
  • В каком из них тема бунта, на ваш взгляд, показана ярче?
  • Какие нравственные проблемы поднимают авторы в тексте?
Домашнее задание Составить цитатный план повести Написать эссе «О чём заставили меня задуматься произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»?

Домашнее задание

  • Составить цитатный план повести
  • Написать эссе «О чём заставили меня задуматься произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»?
Цитатный план «Оса оборонялась уверенно и сердито». «В воеводском доме закипели жаркие споры». «Узнавай, коли помнишь». Яковлев «на батарее остался драться до погибели». «Жизнь и честь офицеров достались этому ветру» «Майор Папава выбьет мятежников». «Емельян Пугачёв простился с Салаватом Юлаевым».

Цитатный план

  • «Оса оборонялась уверенно и сердито».
  • «В воеводском доме закипели жаркие споры».
  • «Узнавай, коли помнишь».
  • Яковлев «на батарее остался драться до погибели».
  • «Жизнь и честь офицеров достались этому ветру»
  • «Майор Папава выбьет мятежников».
  • «Емельян Пугачёв простился с Салаватом Юлаевым».
При подготовке к уроку использованы материалы: Показания Е.И. Пугачева на следствии - о взятии Осы  Источник: http://zz-project.ru/osa/103-pugachev-i-osa/320-pokazaniya-e-i-pugacheva-na-sledstvii-o-vzyatii-osy  zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой Презентация сборника «Выпускники читают современную русскую прозу»  http://formula-online.pspu.ru/press-centr/news?id=1815 Аннотация к книге

При подготовке к уроку использованы материалы:

  • Показания Е.И. Пугачева на следствии - о взятии Осы Источник: http://zz-project.ru/osa/103-pugachev-i-osa/320-pokazaniya-e-i-pugacheva-na-sledstvii-o-vzyatii-osy zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
  • Презентация сборника «Выпускники читают современную русскую прозу»

http://formula-online.pspu.ru/press-centr/news?id=1815

  • Аннотация к книге "Увидеть русский бунт"

https://www.labirint.ru/books/353682/

  • Видеогалерея А. Смольянинова «Краски и звуки».Бунты России. Емельян Пугачёв.