Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классеТема бунта в русской литературе. Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»»
Урок литературы в 11 классе Тема бунта в русской литературе. Анализ главы «Осада Осы» из книги А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»
Петрова Елена Юрьевна,
учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края
В современном толковом словаре русского языка
1. Бунт- стихийное восстание, мятеж.
Поднять, подавить бунт. Голодный бунт.
2.Разг:О любом проявлении недовольства, неповиновения.
Бунтарь-
1.Устар.Подстрекатель или участник бунта.
2.Высок.Тот,кто постоянно бунтует против кого-либо или чего-либо.
Цели урока
- Знакомство с жизнью и творчеством современного писателя-земляка А.В.Иванова;
- Формирование навыка работы с художественным текстом исторической направленности;
- Обучение анализу текста с разных сторон: исторической, литературоведческой и лингвистической;
- Выделение проблем текста, обоснование позиции автора и собственного отношения к прочитанному;
1 группа- «Биографы»
1) Рассказать о наиболее значимых фактах биографии А.В.Иванова.
2) Ответить на вопросы:
- Какие по жанру произведения создаёт автор?
- Как воспринимаются они читателями?
- Рассказать об истории создания книги «Увидеть русский бунт».
- Почему для нас в этой книге, прежде всего, представляет интерес глава «Осада Осы»?
2 группа- «Историки»
1)Найти по разным историческим источникам материал о том, как в реальной жизни происходила осада Осы.
2)Кратко рассказать об этом, используя карту и изображение диорамы г. Осы.
3) Ответить на вопросы:
- Какие исторические источники это подтверждают?
- Насколько достоверно данные факты изложены в главе «Осада Осы»?
- Есть ли в ней художественный вымысел?
Диорама Е.И.Данилевского «Взятие Пугачёвым крепости Оса»
3 группа - «Лингвисты»
1) Прочитать главу «Осада Осы» и проанализировать её с точки зрения лексики. Найти по разным источникам толкование незнакомых слов.
2) Ответить на вопросы:
- Слова каких групп встречаются в тексте? Представить это в виде таблицы.
- Почему так много в тексте слов именно этих групп?
- Какие средства выразительности делают этот исторический текст высокохудожественным произведением?
Разговорная лексика
Устаревшие слова
покрошила
бодаться
куртины
Заимствованные слова
рогожа
ареопаг
Фразеологизмы
осточертели
ударить в спину
шихтмейстер
стрельницы
гаркнул
сложить оружие
лучина
нападавших
капитуляция
Яр кровель
4 группа - «Литературоведы»
1) Сравнить отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (глава «Приступ») с главой «Осада Осы».
2) Ответить на вопросы:
- Что объединяет эти отрывки?
- В каком из них тема бунта, на ваш взгляд, показана ярче?
- Какие нравственные проблемы поднимают авторы в тексте?
Домашнее задание
- Составить цитатный план повести
- Написать эссе «О чём заставили меня задуматься произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и А.В.Иванова «Увидеть русский бунт»?
Цитатный план
- «Оса оборонялась уверенно и сердито».
- «В воеводском доме закипели жаркие споры».
- «Узнавай, коли помнишь».
- Яковлев «на батарее остался драться до погибели».
- «Жизнь и честь офицеров достались этому ветру»
- «Майор Папава выбьет мятежников».
- «Емельян Пугачёв простился с Салаватом Юлаевым».
При подготовке к уроку использованы материалы:
- Показания Е.И. Пугачева на следствии - о взятии Осы Источник: http://zz-project.ru/osa/103-pugachev-i-osa/320-pokazaniya-e-i-pugacheva-na-sledstvii-o-vzyatii-osy zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
- Презентация сборника «Выпускники читают современную русскую прозу»
http://formula-online.pspu.ru/press-centr/news?id=1815
- Аннотация к книге "Увидеть русский бунт"
https://www.labirint.ru/books/353682/
- Видеогалерея А. Смольянинова «Краски и звуки».Бунты России. Емельян Пугачёв.