СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова «Хлеб для собаки» и «Пара гнедых»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказы В.Тендрякова изучаются  в контексте  других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве. В ходе урока предполагается ответить на вопросы, каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов 20 века в рассказах и в  чем абсурдность и трагизм существования  простого человека в описываемую эпоху.

 Помимо совершенствования умения учащихся работать с текстом художественного произведения  развивается  умение составлять интеллект-карту, позволяющую выразить мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить ход рассуждений. Интеллект-карта позволяет мозгу структурировать информацию и создавать целостные образы, которые воспринимаются значительно быстрее, чем информация в виде текстов.

В статье также приводятся основные правила построения интеллект-карт.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова «Хлеб для собаки» и «Пара гнедых»)»

Клокова Юлия Михайловна 220-307-752



Урок литературы в 11 классе

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

(по рассказам В.Тендрякова «Хлеб для собаки» и «Пара гнедых»)

Цель:

– осмыслить содержание рассказов В.Тендрякова 1960-х -1970-х годов (на примере нескольких рассказов, например, «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), ответив на вопросы:

  • Каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов 20 века в рассказах?

  • Каково восприятие событий рассказчиком – ребёнком?

  • В чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху?

- совершенствовать умения учащихся работать с текстом художественного произведения по заданным учителем параметрам;

- совершенствовать умение составлять интеллект-карту;

- воспитывать ответственность за свои поступки в ситуации выбора.

Тип урока – изучение нового материала с элементами повторения изученного.

Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся по построению интеллект-карты.

Оборудование – возможно использование интерактивной доски для «рисования» карты.


Ход урока:

  1. Необходимо ввести изучаемые рассказы в контекст других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве: «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Пролётный гусь» В.Астафьева. Учащиеся уже пришли к выводу о том, что судьба простого человека в России 20 века – трагедия. Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказов.

  2. По мере обсуждения проблемных вопросов и работы с текстом составляется интеллект-карта по соответствующим рассказам.

Что такое интеллект-карта?

По сути, интеллект-карта - это древовидная схема, которая связывает основную концепцию либо идею с другими идеями, процессами, мыслями и задачами. Психологи считают, что в основе этого подхода лежит радиантное мышление, когда отправной точкой размышлений является центральный (радиантный объект).

В отличие от линейного списка, интеллект-карта позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево - будь то схема проекта, план кампании, результат мозгового штурма или график жизненных целей и приоритетов. Важно помнить, что можно подписывать не только вехи, но и ветки, которые могут обозначать процесс, взаимосвязь или отношение разных уровней карты.

Основные правила построения интеллект-карт:

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения интеллект-карты, объект, от которого отходят все ассоциации. Начинайте с главной идеи, и обязательно появятся новые для продолжения.

  • Читайте и рисуйте карту по часовой стрелке, начиная сверху, – это общее правило принято для построения интеллект карт, тем более, такой способ восприятия привычен, так как каждый знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата.

  • Используйте разные цвета – в выбираемых цветах гораздо больше смысла, чем нам кажется, тем более, для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста. Кроме того, разные цвета имеют различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному. Рисуйте – если есть выбор, рисовать или нет – нужно однозначно рисовать. Каждый человек умеет рисовать, так как в детстве мы все сначала рисуем, а потом уже пишем. Информация в виде рисунков воспринимается нашим мозгом значительно быстрее, чем информация в виде текстов.

  • Используйте ключевые слова – все-таки без текста интеллект-карту построить нельзя, поэтому нужно выражать мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить мысли.

  • Связывайте понятия – использование связей позволяет мозгу структурировать информацию и создавать целостные образы. Рекомендуется использовать не более 7+2 ответвлений от каждого объекта, так как такое их количество позволяет даже уставшему человеку легко воспринимать интеллект-карту.


Название рассказа - это ключевое понятие, которое мы должны поставить в центр карты.

Рассказ «Хлеб для собаки».

См. Приложение 1 Интеллект-карта «Хлеб для собаки».

Вопрос

Комментарий учащихся, учителя

Этап создания карты

  1. Какие приметы времени (действитель-ность лета 1933 года) мы находим в рассказе?

    • Раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка («куркули»: «слоны» и «шкилетники»).

    • «Нормальная жизнь»: Часто можно было услышать песню «Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою на встречу дня…»

    • Время жутких противоречий!




Заполняется фрагмент «Действитель-ность»

См. Приложение 1

  1. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания?

    • «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства».

    • Дети наблюдали за смертью «куркулей».

    • Женщина, пролившая молоко, плакала и вычерпывала его из копытной ямки на дороге.

    • После случая с хлебом герой наотрез отказался брать завтраки в школу.

    • Герой оказался свидетелем разговора первого секретаря партии с одним шкилетником.

    • «Если враг не сдается, его уничтожают». Они не сдавались. Что ж… попали в березняк…»

    • «Комхозовский конюх Абрам едет «собирать падалицу».

    • Абсурд совершающихся событий!






Заполняется фрагмент «Детская память»

  1. Что может спасти от ощущения ужаса? Как не сойти с ума в этой «системе»?

    • «Я кой к чему успел привыкнуть, не сходил с ума…»

    • Рассуждения героя о том, что совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных.

    • «Меня заставляли проглотить первую ложку».

    • «Я съел их жизнь…»

    • «Я не должен есть свои обеды один». Надо найти «самого».

    • Герой съел хлеб, который не донес до умирающего, - «ядовитый хлеб».

    • «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

    • Только совесть может помочь остаться человеком в мире хаоса.




Заполняется фрагмент «Как не сойти с ума?»

  1. Какова роль «документаль-ной реплики» в финале рассказа?

«Сделаем всех колхозников зажиточными!»

    • Автор подчеркивает масштаб трагедии.

    • Читателя поражает цинизм государства по отношению к «простому советскому человеку».

Заполняется фрагмент «Документ в финале»

  1. Какова авторская оценка времени и событий?

    • «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?» (слова начальника станции)

    • «…застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

    • Этот персонаж опосредованно выражает авторскую позицию – недопустимо существование в мире, где нет места совести и состраданию.



Заполняется фрагмент «Авторская оценка»


Рассказ «Пара гнедых»

См. Приложение 2 Интеллект-карта «Пара гнедых».

Вопрос

Комментарий учащихся, учителя

Этап создания карты

  1. В чем предметный смысл названия рассказа? Символичес-

кий смысл?

    • Пара гнедых – это лошади (шерсть их лоснилась и отливала золотом, у них были гладкие тощие морды с крупными, горящими глазами и хрупкие, сухие ноги).

    • Это и символ красоты, которая гибнет в абсурдном мире, и символ самой абсурдности и трагичности происходящего.


Заполняется фрагмент «Лошади»

См. Приложение 2

  1. Какие приметы времени (действитель-ность лета 1929 года) мы находим в рассказе?

  • Переезжающая деревня.

  • Самая бедная семья в деревне, семья Вани Акули, переселялась в добротный, самый лучший в деревне пятистенок кулака Антона Коробова.

  • Акуля пропил железную крышу дома Коробова.

  • Во время дождей Ваня Акуля вместе с семьей перебрался обратно в свою баньку.

  • «Возвращающаяся после выпасов скотина никак не может внять, что в селе произошло переселение».

  • У Мирона Богаткина, нового хозяина гнедых, «коней-то уж отобрали. Они вместе с брюхастой лошаденкой Петрухи Черного попали в колхозные конюшни».

  • «Это он (отец рассказчика) поднял село».

  • Абсурд совершающихся событий!






Заполняется фрагмент «Время»

  1. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания?

  • До пяти лет – обрывочные воспоминания.

  • После пяти лет - «сплошным потоком»: с одной стороны красота мира (река, мост, крапива, запах хлеба), с другой – недетские впечатления ненормальности того же самого мира.

  • Объективность восприятия ребенка – ужас от того, что это не вымысел, а реальность.


Заполняется фрагмент «Память детства»

  1. Какие варианты взаимоотноше-ний государства и человека описаны в рассказе?

  • Роль отца в совершающихся событиях («исполнитель»).

  • Жители села («колесики и винтики» системы).

  • Антон Коробов (с его проницательностью и иронией вставший над системой).

  • Любая «роль» бессмысленна и трагична.

Заполняется фрагмент «Государство и человек»

  1. Какова роль «документаль-ной реплики» в финале рассказа?



Автором подчеркивается масштаб трагедии.

Заполняется фрагмент «Документы в финале»

  1. Какова авторская оценка времени и событий?

Авторская оценка видна в образе полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Ощущение катастрофичности мира усиливается.

Заполняется фрагмент «Авторская оценка»

3. Итак, можно сделать следующие выводы:

  • Тендряков показывает человека на фоне трагических обстоятельств, которые «спровоцированы» тоталитарным государством. И пусть главный герой только «созерцатель», его восприятие показывает, что судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия.

  • Это трагедия целой страны, когда возникает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и «живой» человеческой жизнью. Ужас положения заключается в том, что эта трагедия становится типичной.

  • Рассказы Тендрякова – это приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека, делает трагичной его жизнь.

4. В финале урока уместно пожелать учащимся, несмотря на «провокации» времени, эпохи, государства, ответственно принимать решения в любых обстоятельствах, помня об уроках русской литературы и русской истории.


5. Домашнее задание – согласно рабочей программе. Возможно чтение рассказов Тендрякова «Параня», «Донна Анна» с самостоятельным составлением интеллект-карт.