По рассказу Ю.Яковлева «девочки с Васильевского острова»
На доске записано
ДНЕВНИК, ЛЕНИНГРАД, БЛОКАДА, 900 дней и ночей, ДОРОГА ЖИЗНИ, ТАНЯ САВИЧЕВА
ХОД УРОКА
Организационный момент. Создание комфортной ситуации на уроке.
Добрый день ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на этом уроке, в такой прекрасный весенний день. Посмотрите в окно , какое красивое небо, а само главное оно мирное,
а всегда ли оно таким было? И что это за времена?
-Нет , это военные времена
-Совершенно верно ,а теперь я прошу вас обратить внимание на слова, выписанные на доску: Ребята, Откуда эти слова? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О голоде, Тане Савичевой, об ужасах войны, о детях, которых хотели убить голодом, о непокоренном Ленинграде, о том, что война больше не должна повториться)
- Мы назовем наш урок – урок памяти. И у нас сегодня серьезная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда.
В истории существования человечества; в истории всех воин, которые были на земле, это единственный город, перенесший такую длительную блокаду.
- Скажите, а что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Сегодня на нашем уроке присутствует историки. Они будут знакомить нас с историей ВОВ. Дадим им слово.
-Дети умирали дома, на улицах, в классах. И дети и взрослые. Город постепенно вымирал.
- Спасибо. Все верно. Сегодня мы будем говорить и о детях блокадного Ленинграда, дома вы прочитали рассказ Юрия .Яковлева, какие цели мы поставим сегодня для себя на этом уроке?
(попытаемся проследить, какую тему поднимает писатель на страницах своего произведения,
что волнует, что хотел сказать писатель, проследим связь поколений на примере удивительной дружбы девочек с Васильевского острова, узнаем о Блокаде Ленинграда, об ужасе войны);
II. Мотивация познавательной деятельности учащихся
Ребята, о чём этот рассказ?
-Это рассказ о блокадной девочке, написанный, как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. В 1970 году
Что за Васильевский остров?
- Это район Санкт-Петербурга. Остров, образованный на месте слияния рек Невы и Невки.
О каких девочках идёт речь? Давайте познакомимся с ними.
Речь идет о Тане Савичевой – жительнице блокадного Ленинграда, и Вале Зайцевой – девочке, живущей много лет спустя после войны. Мы понимаем, что Тани нет давно на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой.
Сейчас мы поработаем в группах и дадим характеристику нашим девочкам. 1 группа – используя текст, дать характеристику Вале Зайцевой, 2 группа- Тане Савичевой, 3 группа-напишет что объединяет этих девочек? в этом нам поможет Валя Зайцева, она будет рассказывать о себе, а вы записывайте их характеристику.
- Я Валя Зайцева с Васильевского острова.
Вывод: Все, что происходило в жизни Тани , стало и Валиным, как и должно быть у настоящих подруг.
-Ребята, скажите, пожалуйста, почему много раз повторяется «Мне рассказывали». Что это значит?
- Значит, она всё-таки слышала от кого-то.
Учитель:
- А кто мог ей рассказать о Тане?
Антон :Наверное, в школе на уроках истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами.
- Да, историки помогите нам.
Иванов А. Этот дневник – маленькая записная книжка с семью страшными записями, был предъявлен в качестве обвинительного документа на Нюренбергском процессе, где судили немецкий фашизм.
Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни.
А почему Валя решила отыскать её?
Ученик. Она своими глазами хотела увидеть эту Дорогу жизни, которая для Тани стала дорогой смерти.
Дадим слово Вале Зайцевой.
Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога. Прошла два с половиной километра — там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.
Какое участие принимает Валя Зайцева в строительстве памятника?
Валерия. Валя решила разыскать Дорогу жизни. Ей хотелось своими глазами увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного города: «Ее из осажденного Ленинграда на Большую землю, а Дорога жизни оказалась для нее дорогой смерти». Валя принимает участие в строительстве памятника детям блокадного Ленинграда: пишет на бетоне странички Таниного дневника:
- Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать? Валя, помоги, пожалуйста, ребятам, а вы слушайте и записывайте чувства Вали таблицу
Скорбная дата дневника | Чувства Вали |
«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.» | Стало холодно, и захотелось уйти |
«Бабушка умерла 25 янв. 3ч. дня 1942г.» | Делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова. |
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.» | Не хотелось писать снова слово «умер». |
«Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.» | Очень устала писать слово «умер» |
«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.» | С каждой буквой понимает, что Тане становилось все хуже и хуже |
Мама 13 мая в 7.30 час. Утра 1942 года» | Крепко сжала палочку и коснулась бетона. Она писала изо всех сил |
«Савичевы умерли». «Умерли все» | Я представила себе, что осталась одна, голодная. Под обстрелом. |
«Осталась одна Таня» | Хотелось зачеркнуть последнюю страницу, но палочка сломалась, и бетон затвердел. |
Мне стало
В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Когда Валя писала, она проживала жизнь своей подруги, она очень тонко чувствовала свою Таню…
Кто стал причиной её смерти? Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград? Прочитаем этот отрывок. Лиза.
Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”.
Почему Валя говорит о них как о живых?
Остались в своём времени, значит, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для Вали все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.
ПРОЕКТ (задание) Ребята, а давайте Тане напишем небольшое письмо. (Играет саунтрек)
О чем мы им напишем? У нас ведь есть, что сказать ей. Можно поделиться с ней своими мыслями, впечатлениями. Надо выдержать жанр письма. Вспомним, в начале письма нужно поприветствовать, сказать, кто пишет, затем -основная часть, письмо завершить прощанием.
Ребята, мы сегодня познакомились с девочкой немыслимой судьбы, поговорили о книге, которая, на мой взгляд, оставила в вашей душе огромный след. Какие выводы мы сделали, прочитав этот рассказ? Давайте попробуем составить синквейн о рассказе
Составим синквейн
Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
-дневник
- тревожный, поучительный
-помнить, прикоснуться, пережить.
- память
Таня Савичева
- девочка
Валя Зайцева
1. Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова» заставляет нас пережить ужас блокады, чтобы мы, последующие поколения, знали, что война и дети – понятия несовместимые.
2. Человека помнят по его поступкам.
3. обращаясь к произведениям о войне, мы переживаем жестокость войны.
4. Мы должны быть благодарны тем, кто выстоял в трудной борьбе за Победу.
Я согласна с вами, ребята. А еще нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий.
- А тот самый памятник, про который рассказывает Валя, есть ли он на самом деле?
Савелий. Да. Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.
Имя Тани стало вечным. Среди орбит Земли и Юпитера есть маленькая планета под номером 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA.
- Вы видите на доске находятся два цветка с именами Таня и Валя .За урок вы попытались выяснить какие же Таня и Валя .Что общего у них? Запишите на лепестках общие черты. А над цветами напишите ключевое слово нашего урока, связанное с темой урока.
(Ученики, посовещавшись в группах , выходят по очереди и записывают слова на лепестках цветков и определяют ключевое слово- Память).
Пока мы будем помнить об их подвиге, о той жертве, что они принесли ради жизни на земле, до тех пор они будут с нами, будут живыми. Не оборвется связь времен, если вы расскажите все, что узнали сегодня на уроке, другим.
(Портрет Тани, ее дневник, горит свеча)
Ребята, как вы думаете достигли лы мы целей нашего урока? спасибо вам большое за этот урок. И его я бы хотела закончить минутой молчания.
Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.
Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.