Урок литературы в 5 классе.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ
Цели деятельности учителя: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося побега, сидения в яме; помочь учащимся понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Пословица
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Знакомство с V главой.
Задание: составить вопросы к прочитанному тексту.
Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.
Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев.
Отличия (сходство) в поведении героев:
Жилин Костылин
Подготовка побега
знакомство с местностью,
работа над подкопом,
прикормка собаки,
запас провизии
Поведение героев на свободе
Тихо полез в дыру, выбрался «Полез Костылин, да
«... Жилин чуть свистнул, зацепил камень ногой,
кинул лепешки кусок, — загремел.
Уляшин узнал... и перестал …Услыхал Уляшин,
брехать» забрехал и кинулся, а за
ним и другие собаки»
[Жилин] снял сапоги, [Костылин] тоже сбросил
пошел босиком сапоги, но все ноги изре-
зал, перестал успевать
Торопится, т. к. сбился с «Подожди хоть немнож-
пути и забрал вправо ко, дай вздохнуть, у меня
ноги все в крови»
«...шикнет, шикнет..., а «...все отстает и охает»
сам все идет»
Затопало в лесу. Спокойно «Так и упал со страху»
пригляделся, свистнул, по-
смеялся
Оба устали, а идти надо «Как хочешь, а я не
«Рассердился ... обругал дойду...»
его. — Так я же один уйду».
Спрятались от конного
Татарина
Молчит, старается помочь Не смог перетерпеть
соратнику встать на ноги боль. Криком выдал обоих
«Посадил на себя Костылина, «Иди один, за что тебе
поволок» из-за меня пропадать»
«Нет, не пойду: не годится
товарища бросать»
— Почему же все-таки побег не удался?
Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
III. Беседа о «говорящих» фамилиях героев.
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий;
Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.
IV. Беседа о главной героине рассказа — Дине.
Вопросы:
1. Что заставляет Дину помогать Жилину?
2. Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
3. В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
4. Почему вначале о девочке сказано «...прыгнет прочь, как коза дикая... », а позже: «...как козочка прыгает»?
5. Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
6. Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?
7. Устно нарисуйте портрет бесстрашной татарской девочки.
8. Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?
Домашнее задание: прочитать VI главу. Ответить на вопрос «Почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ “Кавказский пленник»?
ЛИТЕРАТУРА
Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.
Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru
Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.
Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.
Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.
Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.
Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.
Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.
По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/
По материалам пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/а также материалы Бурковой С. В. по источнику: http://pedsovet.su
По материалам системы уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с.