СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Н. А. НЕКРАСОВ. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС». ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду;

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Н. А. НЕКРАСОВ. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС». ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА»

Урок 26. Н. А. НЕКРАСОВ. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС».

ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ

В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА

(отрывок из поэмы)

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIX в.; помочь учащимся раскрыть поэтический образ русской женщины; дать понятие об эпитете.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).


II. Вступительное слово по теме.

Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы.

В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.


III. Знакомство с текстом отрывка «Есть женщины в русских селеньях…» (учебник, с 172-175).


IV. Анализ текста.

Вопросы:

1. Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

2. Какими качествами характера обладает Дарья?

3. Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

4. Вопросы 1, 2 из учебника с пояснениями учителя («Размышляем о прочитанном», с. 175-176).

5. Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)

6. Вопрос 3 из учебника («Размышляем о прочитанном», с. 176). (Повторение о перекрестной, парной, опоясывающей рифмовке.)


7. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Пройдет — словно солнце осветит?

Посмотрит — рублем подарит? (Сравнение)


Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Эпитеты)


V. Самостоятельное чтение отрывка учащимися.

— Какие черты крестьян прославляет поэт? Подтвердите примерами из текста стихотворения.


VI. Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.


Домашнее задание: выучить отрывок наизусть.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

  2. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

  3. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

  5. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

  6. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

  7. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

  8. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

  9. Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

  10. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888